Пошук на сайті / Site search

26.01.2019

Дмитрий Столяренко: Философские взгляды К.Э. Циолковского в контексте познания космоса

По вопросам, связанным с философскими воззрениями одного из основоположников космонавтики К.Э. Циолковского уже долгое время не стихают споры. По всей видимости, причина этого кроется в том, что и взгляды Циолковского были весьма неоднозначны и противоречивы сами по себе. Однако, даже тогда, когда мы можем говорить, что ученый в своих философских построениях заблуждался или вовсе скатывался в мистику, мы должны отметить один главный факт — размышления, касающиеся космоса, даже когда речь идет о сугубо прикладных вещах, неизбежно ставят перед человеком именно философские проблемы, которые настойчиво требуют решения. И именно поэтому увидели свет такие работы Циолковского, как, например, «Монизм вселенной», «Космическая философия», «Очерки о вселенной».

Постараемся беспристрастно выделить противоречия его философии, которые вызваны отнюдь не небрежностью, но сложностью встающих перед ученым вопросов. Идеи Циолковского интересны скорее не как законченная философская система — исследователи его наследия сходятся в том, что его познания в философии были скорее случайны и эклектичны, а потому его философия — это, вероятнее, стихийная попытка человека, столкнувшегося один на один с космосом найти ответы на свои вопросы. Такой подход с неизбежностью привел Циолковского к мистике и произвольному «домысливанию» абсолютно не согласующихся с рациональным познанием вещей. Его идеи интересны другим — проанализировав те вопросы, где разум Циолковского капитулировал перед мистикой, философия сможет «нащупать» центральные философские проблемы взаимоотношения «человек-космос» именно в контексте активного освоения последнего.С одной стороны, Циолковский провозглашает себя материалистом и в своих рассуждениях в той же работе «Монизм вселенной» он исходит из механистической позиции («Я — чистейший материалист. Ничего не признаю, кроме материи. В физике, химии и биологии я вижу одну механику»). С другой стороны, он придерживается панпсихизма («все чувствует»), идеи чувствующего атома-духа как неделимой основы мироздания и не может отказаться от идеи первопричины вселенной, которая находится вне ее и является относительно нее высшей.


Отрицая абсолютную истину, которая, по словам Циолковского, возможна только как полное познание космоса, ученый придерживается «абсолютной истины в этике» — чтобы «каждому чувствующему существу было всегда хорошо». Не мог обойти ученый и размышления об обществе. Он связывает будущее человеческого общества с космической экспансией, а прогресс он связывал с гениями, как его движущей силой. При этой кажущейся устремленности в будущее, на самом деле Циолковский стоял на глубоко реакционных позициях — сохранение жесткого классового строя, разделения мужчин и женщин и т.д.

В целом, можно сказать, что мировоззрение Циолковского — это плод жесточайшего противоречия между уже идущим процессом познания космоса и вопросами, которые он ставит, и невозможностью найти на них ответы без подлинной диалектико-материалистической философии. То, что исследователь В.В. Казютинский называет «диалектикой, им самим не подчеркивающейся» на деле оказывается неопределенностью и «духовными метаниями» Циолковского от одной реакционной философской позиции к другой. Будь Циолковский действительно диалектиком, он бы смог найти ответы на многие вопросы, связанные с человеком на новом этапе познания космоса, ведь его вклад в космонавтику поистине трудно переоценить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти