«Толпа, войдя во храм, задумчивей и строже…
Лампад пунцовых блеск и тихий возглас: «Боже…»
Андрей Белый
Мир храмов – это удивительный и неописуемый красоты мир, в котором человек пытается соприкоснуться с различными таинствами и приблизиться, таким образом, к Богу. На Руси всегда считалось, что «храм – это небо на земле». Сюда люди приходят возносить свои молитвы, просьбы, просят искупления и прощения, находят душевный покой.
На протяжении многих лет в СССР среди езидской общины присутствовало ошибочное мнение, что у езидов имеется один единственный храм – Святой Лалыш. С развалом Советского Союза и открытием границ выяснилось, что на исторической родине у езидов имеются десятки храмов и святынь, ставших духовным наследием езидского мира.
Особое место в архитектуре езидских храмов занимают навершия на куполах. В езидской традиции их два вида: полумесяц, который существовал в древности на разных храмах и был больше распространен в Шангале, и рука, которая распространена среди езидов Шейхана, Башик и Бахзана. На навершии ежегодно водружаются разного цвета ленты, что означает приношение храму.
Редакция ÊzîdîPress составила свой список из 10 знаменитых езидских храмов. К сожалению, некоторые из них были разрушены террористами так называемого «Исламского государства». Но мы надеемся, что после освобождения езидских территорий разрушенные храмы вновь будут восстановлены.
1.Главная святыня езидов, храм «Лалыша Нурани», что в переводе означает «Святой Лалыш» (Недалеко от Шейхана, Северный Ирак)
Точная дата основания храма неизвестна, но по данным специалистов храм существовал в дохристианскую эпоху и являлся для здешнего населения местом почитания солнечного культа. Позже был обжит несторианскими монахами. В XII в. местное население, почитавшее древний храм, став последователями Господа Шихади, вернуло его себе. Всю свою земную жизнь Шихади провел в Лалыше.
Храм находится в одноименном ущелье, где, согласно езидским священным текстам, располагался райский сад. На главном здании храма три купола: большой — в честь Шихади, второй по величине — в честь Шехсина, а третий — в честь Шех Мусы Анзали. Кроме того, в ущелье есть еще три башни с такими же конусообразными куполами: Шех Мушаллах, Шешамс и над Канийа Спи. Под храмом бьют два святых для езидов ключа: Канийа Спи и Земзем.
Лалыш является местом паломничества («хадж») для езидов всего мира. 6-13 октября сюда приходят езиды со всего мира. В ущелье и в его окрестностях множество памятных мест пребывания езидских святых, которые являются священными для езидов. Недалеко от Лалыша, в Шейхане, находятся резиденции духовных и светских глав езидов Мира Тахсин-бега и Ахтйиаре Марге Баве шейха.
На Храме Лалыш есть навершие с двумя металлическими сферами и формой руки, что символизирует руку Господа. На нее ежегодно во время праздника Джамайя Шихади возносят разноцветные ткани, символизирующие приношение.
2. Святыня Махмарашана в Маклубе (Северный Ирак)
Святыня основана приблизительно в XIII в. В XX в. часть храма обваливалась и лишь в 2011 г. была отреставрирована. Махмарашан — один из первых сподвижников Шихади, который до конца жизни был верен своему учителю. Купол храма имеет езидский классический архитектурный стиль, там же есть изваяние льва, что символизирует храбрость и божественную власть. Махмарашана часто называют Шер (лев) Махмарашан. Храм находится на севере Ирака у подножия горы Маклуб, почитаемой езидами, как место пребывания святых.
3.Святыня Шех Манда в Айн-Сифни (Шейхан, Северный Ирак)
Дата её основания неизвестна. Храм возведен в честь езидского святого Шех Манде Фахра, который считается покровителем змей, что символизирует в разных культурах, в том числе и в христианстве, мудрость. Архитектура отличается от остальных езидских храмов, имеет квадратную форму и плоскую кровлю, без купола. У входа — изваяние змеи.
4. Храм Пир Буб в Бахзане (Бахзан, Северный Ирак)
Дата его основания неизвестна. Храм возведен в честь езидского святого Пир Буба Бахзани, одного из учеников Шихади. Согласно преданию, Пир Буб был послан Шихади в Бахзан для проповедования истинного пути. Архитектура имеет классический стиль езидских храмов, имеет конической формы купол. Был реставрирован в конце XX в. При храме существовала библиотека и функционировала религиозная воскресная школа для детей. После захвата Бахзана боевиками ИГИЛ в августе 2014 г. храм был взорван.
5. Храм Шехубакра (Бахзан, Северный Ирак)
Дата его основания неизвестна. Возведен рядом с пещерой в селении Бахзан в честь езидского святого Шехубакра, одного из верных последователей Шихади, который был проповедником и учителем в познании мистического пути. Шехубакр вел аскетический образ жизни и очень почитался езидами. Храм выполнен в традиционном для езидов стиле архитектуры, имеет конической формы купол. Был реставрирован в конце XX в. Храм находился в красивом саду среди тутовых и оливковых деревьев. После захвата Бахзана боевиками ИГИЛ в августе 2014 г. храм был взорван.
6. Святыня Шех Але Шамса (Шейхан, Северный Ирак)
Дата основания храма неизвестна. Возведен в честь езидского святого Шех Але Шамса, одного из сыновей Шешамаса (Шех Шамса). Архитектура выполнена в классическом для езидов стиле. Купол храма имеет коническую форму. Находится посреди езидского кладбища на холме.
7. Храм Султан Эзида «Куба Слтан Эзид» (Тбилиси, Грузия)
Первый камень в основании храма был заложен в октябре 2012 высшими духовными лицами из Лалыша, а строительство началось в 2013 г. Торжественное открытие храма состоялось 16 июня 2015 г. в присутствии представителей высшего духовенства из Лалыша, правительства Грузии и духовных лидеров разных конфессий. Храм построен в классическом езидском стиле. Навершие храма «хълел» также создано в традиционном стиле: две сферы и на ней ладонь.
По решению Духовного совета езидов в Грузии ежегодно, в воскресный день перед Днем поминовения усопших «Рожа Мазал», будет отмечаться праздник «Тавафа Эзид». При тбилисском храме действует Центр езидских исследований и культурный центр «Дом езидов Грузии». Двор храма украшает сад из разных видов редких растений.
8.Святыня езидов «Зиярата Эздия» (с. Акналич, Армавирский марз, Армения)
Является первой святыней, построенной на постсоветском пространстве в 2012 г. Территория храма украшена красивым садом, а перед входом во двор создана аллея, где стоят памятники езидским героям. Святыне придает красоту белый камень, которым он отделан. При храме действует зал собраний для местной общины. Купол святыни напоминает купола езидских храмов в Ираке. В 2015 г. было принято решение о строительстве рядом со святыней еще одного храма «Куба мере диване». Закладка первого камня в основании храма состоялась в сентябре 2015 г. Ежегодно 29 сентября отмечается день открытия храма «Зиярата Эздия».
9. Храм Шарфадин в Шангале (Синджар, Северный Ирак)
Точная дата основания храма неизвестна. Возведен в честь езидского духовного лидера и святого Шарфадина, который символизирует религию езидов и считается грядущей мессией. Храм расположен в северной части синджарских гор.
На протяжении всех веков святыня Шарфадин была примером стойкости езидского духа. Когда террористы ИГИЛ захватили Шангал, именно здесь было основано езидское сопротивление.
10. Святыня Хаджи Али в Баадре (Северный Ирак)
Святыня основана приблизительно в XIV в. Была разрушена курдскими бегами, после чего восстановлена. Через некоторое время храм был вновь разрушен, и восстановлен уже лишь в начале XX века. Хаджи Али был одним из верных последователей Шихади, который потчевал своего учителя на протяжении 40 дней у себя дома в Баадре. Купол храма выполнен в классическом для езидов архитектурном стиле, но имеет ряд особенностей: перед дверями расположены две колонны, а внутри на стенах — изображение павлина.
Послесловие
Многие из храмов, описанных в статье, на протяжении многих веков становились невольными свидетелями массовых преступлений по отношению к езидам. Так или иначе, гибли целые империи, исчезало множество народов, внесших огромный вклад в духовное наследие всего человечества, но езиды, вытерпев столько горечи и бесчинств, сумели выжить. И причина тому – вера, которая жила в сердце каждого езида и никогда не покидала этот народ.
Рустам Рзгоян, обозреватель ÊzîdîPress
Автор выражает благодарность за консультационную поддержку главе ДСЕГ Пир Диме
Лампад пунцовых блеск и тихий возглас: «Боже…»
Андрей Белый
Мир храмов – это удивительный и неописуемый красоты мир, в котором человек пытается соприкоснуться с различными таинствами и приблизиться, таким образом, к Богу. На Руси всегда считалось, что «храм – это небо на земле». Сюда люди приходят возносить свои молитвы, просьбы, просят искупления и прощения, находят душевный покой.
На протяжении многих лет в СССР среди езидской общины присутствовало ошибочное мнение, что у езидов имеется один единственный храм – Святой Лалыш. С развалом Советского Союза и открытием границ выяснилось, что на исторической родине у езидов имеются десятки храмов и святынь, ставших духовным наследием езидского мира.
Особое место в архитектуре езидских храмов занимают навершия на куполах. В езидской традиции их два вида: полумесяц, который существовал в древности на разных храмах и был больше распространен в Шангале, и рука, которая распространена среди езидов Шейхана, Башик и Бахзана. На навершии ежегодно водружаются разного цвета ленты, что означает приношение храму.
Редакция ÊzîdîPress составила свой список из 10 знаменитых езидских храмов. К сожалению, некоторые из них были разрушены террористами так называемого «Исламского государства». Но мы надеемся, что после освобождения езидских территорий разрушенные храмы вновь будут восстановлены.
1.Главная святыня езидов, храм «Лалыша Нурани», что в переводе означает «Святой Лалыш» (Недалеко от Шейхана, Северный Ирак)
Точная дата основания храма неизвестна, но по данным специалистов храм существовал в дохристианскую эпоху и являлся для здешнего населения местом почитания солнечного культа. Позже был обжит несторианскими монахами. В XII в. местное население, почитавшее древний храм, став последователями Господа Шихади, вернуло его себе. Всю свою земную жизнь Шихади провел в Лалыше.
Храм находится в одноименном ущелье, где, согласно езидским священным текстам, располагался райский сад. На главном здании храма три купола: большой — в честь Шихади, второй по величине — в честь Шехсина, а третий — в честь Шех Мусы Анзали. Кроме того, в ущелье есть еще три башни с такими же конусообразными куполами: Шех Мушаллах, Шешамс и над Канийа Спи. Под храмом бьют два святых для езидов ключа: Канийа Спи и Земзем.
Лалыш является местом паломничества («хадж») для езидов всего мира. 6-13 октября сюда приходят езиды со всего мира. В ущелье и в его окрестностях множество памятных мест пребывания езидских святых, которые являются священными для езидов. Недалеко от Лалыша, в Шейхане, находятся резиденции духовных и светских глав езидов Мира Тахсин-бега и Ахтйиаре Марге Баве шейха.
На Храме Лалыш есть навершие с двумя металлическими сферами и формой руки, что символизирует руку Господа. На нее ежегодно во время праздника Джамайя Шихади возносят разноцветные ткани, символизирующие приношение.
2. Святыня Махмарашана в Маклубе (Северный Ирак)
Святыня основана приблизительно в XIII в. В XX в. часть храма обваливалась и лишь в 2011 г. была отреставрирована. Махмарашан — один из первых сподвижников Шихади, который до конца жизни был верен своему учителю. Купол храма имеет езидский классический архитектурный стиль, там же есть изваяние льва, что символизирует храбрость и божественную власть. Махмарашана часто называют Шер (лев) Махмарашан. Храм находится на севере Ирака у подножия горы Маклуб, почитаемой езидами, как место пребывания святых.
3.Святыня Шех Манда в Айн-Сифни (Шейхан, Северный Ирак)
Дата её основания неизвестна. Храм возведен в честь езидского святого Шех Манде Фахра, который считается покровителем змей, что символизирует в разных культурах, в том числе и в христианстве, мудрость. Архитектура отличается от остальных езидских храмов, имеет квадратную форму и плоскую кровлю, без купола. У входа — изваяние змеи.
4. Храм Пир Буб в Бахзане (Бахзан, Северный Ирак)
Дата его основания неизвестна. Храм возведен в честь езидского святого Пир Буба Бахзани, одного из учеников Шихади. Согласно преданию, Пир Буб был послан Шихади в Бахзан для проповедования истинного пути. Архитектура имеет классический стиль езидских храмов, имеет конической формы купол. Был реставрирован в конце XX в. При храме существовала библиотека и функционировала религиозная воскресная школа для детей. После захвата Бахзана боевиками ИГИЛ в августе 2014 г. храм был взорван.
5. Храм Шехубакра (Бахзан, Северный Ирак)
Дата его основания неизвестна. Возведен рядом с пещерой в селении Бахзан в честь езидского святого Шехубакра, одного из верных последователей Шихади, который был проповедником и учителем в познании мистического пути. Шехубакр вел аскетический образ жизни и очень почитался езидами. Храм выполнен в традиционном для езидов стиле архитектуры, имеет конической формы купол. Был реставрирован в конце XX в. Храм находился в красивом саду среди тутовых и оливковых деревьев. После захвата Бахзана боевиками ИГИЛ в августе 2014 г. храм был взорван.
6. Святыня Шех Але Шамса (Шейхан, Северный Ирак)
Дата основания храма неизвестна. Возведен в честь езидского святого Шех Але Шамса, одного из сыновей Шешамаса (Шех Шамса). Архитектура выполнена в классическом для езидов стиле. Купол храма имеет коническую форму. Находится посреди езидского кладбища на холме.
7. Храм Султан Эзида «Куба Слтан Эзид» (Тбилиси, Грузия)
Первый камень в основании храма был заложен в октябре 2012 высшими духовными лицами из Лалыша, а строительство началось в 2013 г. Торжественное открытие храма состоялось 16 июня 2015 г. в присутствии представителей высшего духовенства из Лалыша, правительства Грузии и духовных лидеров разных конфессий. Храм построен в классическом езидском стиле. Навершие храма «хълел» также создано в традиционном стиле: две сферы и на ней ладонь.
По решению Духовного совета езидов в Грузии ежегодно, в воскресный день перед Днем поминовения усопших «Рожа Мазал», будет отмечаться праздник «Тавафа Эзид». При тбилисском храме действует Центр езидских исследований и культурный центр «Дом езидов Грузии». Двор храма украшает сад из разных видов редких растений.
8.Святыня езидов «Зиярата Эздия» (с. Акналич, Армавирский марз, Армения)
Является первой святыней, построенной на постсоветском пространстве в 2012 г. Территория храма украшена красивым садом, а перед входом во двор создана аллея, где стоят памятники езидским героям. Святыне придает красоту белый камень, которым он отделан. При храме действует зал собраний для местной общины. Купол святыни напоминает купола езидских храмов в Ираке. В 2015 г. было принято решение о строительстве рядом со святыней еще одного храма «Куба мере диване». Закладка первого камня в основании храма состоялась в сентябре 2015 г. Ежегодно 29 сентября отмечается день открытия храма «Зиярата Эздия».
9. Храм Шарфадин в Шангале (Синджар, Северный Ирак)
Точная дата основания храма неизвестна. Возведен в честь езидского духовного лидера и святого Шарфадина, который символизирует религию езидов и считается грядущей мессией. Храм расположен в северной части синджарских гор.
На протяжении всех веков святыня Шарфадин была примером стойкости езидского духа. Когда террористы ИГИЛ захватили Шангал, именно здесь было основано езидское сопротивление.
10. Святыня Хаджи Али в Баадре (Северный Ирак)
Святыня основана приблизительно в XIV в. Была разрушена курдскими бегами, после чего восстановлена. Через некоторое время храм был вновь разрушен, и восстановлен уже лишь в начале XX века. Хаджи Али был одним из верных последователей Шихади, который потчевал своего учителя на протяжении 40 дней у себя дома в Баадре. Купол храма выполнен в классическом для езидов архитектурном стиле, но имеет ряд особенностей: перед дверями расположены две колонны, а внутри на стенах — изображение павлина.
Послесловие
Многие из храмов, описанных в статье, на протяжении многих веков становились невольными свидетелями массовых преступлений по отношению к езидам. Так или иначе, гибли целые империи, исчезало множество народов, внесших огромный вклад в духовное наследие всего человечества, но езиды, вытерпев столько горечи и бесчинств, сумели выжить. И причина тому – вера, которая жила в сердце каждого езида и никогда не покидала этот народ.
Рустам Рзгоян, обозреватель ÊzîdîPress
Автор выражает благодарность за консультационную поддержку главе ДСЕГ Пир Диме
Комментариев нет:
Отправить комментарий