Я слишком долго, вероятно, откладывала публикацию этого письма. Некоторых из вас я знаю лично, уважаю, люблю и считаю ваши намерения благими. И кто я такая, чтобы лезть к взрослым сознательным христианам со своими опасениями, когда не просят?
А опасения возникали и раньше: в ваших энергичных, полных веры и надежды текстах, слово «Православие» стало постепенно вытеснять слово «христианство», вместо «веры» все чаще возникала «традиция», а «Россия» уступила место словосочетанию «русский народ». А ведь вы, несомненно, знаете и помните, что христианство – не вполне традиция, ибо христианами не рождаются, что Православие – только одна из христианских конфессий, и Россия – родина не только людей русской крови. Я закрывала глаза на эти опасения, а когда однажды решилась возразить откровенно антисемитскому тексту, ничего разумного из этого не вышло.
И тем не менее, я осмеливаюсь написать вам снова, хотя у меня нет для этого никаких оснований. Я самая обычная старая грешная прихожанка РПЦ МП. Давно, больше полувека хожу в церковь, детей вырастила церковных, но никаких подвигов веры не совершила за свою долгую жизнь. Однако, конечно, мне случалось и не поступить в учебное заведение по нежеланию вступать в комсомол, и схлопотать по морде от дружинника, и оказаться в полном одиночестве, окруженной клеветой по причине христианства, но все это не заслуживало бы упоминания, если бы не давало мне права сказать, положа руку на сердце: происходящее с русской Церковью мне важнее всего.
Поэтому я решаюсь призвать вас немедленно, сию минуту отречься от действий властей, магнатов и полиции, насилием добивающихся строительства храма!
Никакого значения не имеет – кто и почему протестует против храма. Пусть они все до единого окажутся провокаторами, уголовниками, наркоманами и сатанистами, это дело их совести. Они не говорят от имени Церкви.
А когда Церковь, Тело Христово зовет на помощь насильника, полицейских, начальство – она перестает быть Телом Христовым. Вы позвали их, позвали силы тьмы помочь вам строить храм – и они пришли. Они всегда приходят, если их зовут. Они часто приходят и непрошеными, но не строить храмы. Заламывают руки за спину и уводят. Они могут побить, убить, отнять и испортить. А помочь построить – не могут. Церковь созидается только в любви. Насилием и обманом построить храм – не удастся. Здание будет возведено, но Христос из него уйдет.
Вы отстаиваете, доказываете, демонстрируете свою правоту. А ведь христианин не бывает прав. Мы с вами читали на занятиях I послание св. Климента Римского Коринфянам и вы его, конечно, знаете, но я на всякий случай напомню: среди христиан Коринфа в начале девяностых годов первого века произошел раскол. И первенствующий в любви епископ Климент от имени Церкви, странствующей в Риме (т.е. в том числе, не имеющей никаких зданий и помещений) пишет Церкви, странствующей в Коринфе (т.е. и там собирающейся в подземельях и на старых кладбищах) увещание. Сначала Климент долго приводит коринфянам примеры мира и гармонии из Св. Писания, светских книг, жизни героев и даже поведения Феникса и людей с песьими головами, живущих за земным кругом. И они стремятся к миру! А потом переходит к главному: он обращается не к обидчикам, а к обиженным, к правым и стоящим за правду и говорит им: «Неправые вас гонят? Уходите! Уступите именно потому, что вы правы. Уйдите, если вас не зовут остаться». Так и только так поступают христиане во все века. Вспомните – как тихо ушел Преподобный из того места, которое ныне носит его имя… Дело не в том, что это нравственно и достойно; просто, христианская цель достигается только христианскими средствами.
Простите, что я так длинно пишу, тоже пытаюсь что-то объяснить, доказать. Напрасно я это делаю. Лучше я просто повторю: УМОЛЯЮ вас срочно разорвать союз с начальством и насильниками! Они используют вас. Они с вашей помощью одновременно ссорят церковь с гражданским обществом и порабощают униженную и оскверненную церковь.
Никого не слушайте: ни меня, ни губернатора, ни митрополита, только свою совесть. Она вам скажет, как сохранить верность Христу. Как выйти к Нему за стан.
А опасения возникали и раньше: в ваших энергичных, полных веры и надежды текстах, слово «Православие» стало постепенно вытеснять слово «христианство», вместо «веры» все чаще возникала «традиция», а «Россия» уступила место словосочетанию «русский народ». А ведь вы, несомненно, знаете и помните, что христианство – не вполне традиция, ибо христианами не рождаются, что Православие – только одна из христианских конфессий, и Россия – родина не только людей русской крови. Я закрывала глаза на эти опасения, а когда однажды решилась возразить откровенно антисемитскому тексту, ничего разумного из этого не вышло.
И тем не менее, я осмеливаюсь написать вам снова, хотя у меня нет для этого никаких оснований. Я самая обычная старая грешная прихожанка РПЦ МП. Давно, больше полувека хожу в церковь, детей вырастила церковных, но никаких подвигов веры не совершила за свою долгую жизнь. Однако, конечно, мне случалось и не поступить в учебное заведение по нежеланию вступать в комсомол, и схлопотать по морде от дружинника, и оказаться в полном одиночестве, окруженной клеветой по причине христианства, но все это не заслуживало бы упоминания, если бы не давало мне права сказать, положа руку на сердце: происходящее с русской Церковью мне важнее всего.
Поэтому я решаюсь призвать вас немедленно, сию минуту отречься от действий властей, магнатов и полиции, насилием добивающихся строительства храма!
Никакого значения не имеет – кто и почему протестует против храма. Пусть они все до единого окажутся провокаторами, уголовниками, наркоманами и сатанистами, это дело их совести. Они не говорят от имени Церкви.
А когда Церковь, Тело Христово зовет на помощь насильника, полицейских, начальство – она перестает быть Телом Христовым. Вы позвали их, позвали силы тьмы помочь вам строить храм – и они пришли. Они всегда приходят, если их зовут. Они часто приходят и непрошеными, но не строить храмы. Заламывают руки за спину и уводят. Они могут побить, убить, отнять и испортить. А помочь построить – не могут. Церковь созидается только в любви. Насилием и обманом построить храм – не удастся. Здание будет возведено, но Христос из него уйдет.
Вы отстаиваете, доказываете, демонстрируете свою правоту. А ведь христианин не бывает прав. Мы с вами читали на занятиях I послание св. Климента Римского Коринфянам и вы его, конечно, знаете, но я на всякий случай напомню: среди христиан Коринфа в начале девяностых годов первого века произошел раскол. И первенствующий в любви епископ Климент от имени Церкви, странствующей в Риме (т.е. в том числе, не имеющей никаких зданий и помещений) пишет Церкви, странствующей в Коринфе (т.е. и там собирающейся в подземельях и на старых кладбищах) увещание. Сначала Климент долго приводит коринфянам примеры мира и гармонии из Св. Писания, светских книг, жизни героев и даже поведения Феникса и людей с песьими головами, живущих за земным кругом. И они стремятся к миру! А потом переходит к главному: он обращается не к обидчикам, а к обиженным, к правым и стоящим за правду и говорит им: «Неправые вас гонят? Уходите! Уступите именно потому, что вы правы. Уйдите, если вас не зовут остаться». Так и только так поступают христиане во все века. Вспомните – как тихо ушел Преподобный из того места, которое ныне носит его имя… Дело не в том, что это нравственно и достойно; просто, христианская цель достигается только христианскими средствами.
Простите, что я так длинно пишу, тоже пытаюсь что-то объяснить, доказать. Напрасно я это делаю. Лучше я просто повторю: УМОЛЯЮ вас срочно разорвать союз с начальством и насильниками! Они используют вас. Они с вашей помощью одновременно ссорят церковь с гражданским обществом и порабощают униженную и оскверненную церковь.
Никого не слушайте: ни меня, ни губернатора, ни митрополита, только свою совесть. Она вам скажет, как сохранить верность Христу. Как выйти к Нему за стан.
Комментариев нет:
Отправить комментарий