Сегодня мы живём всё ещё в рамках постхристианской цивилизации и потому многие имеют определённые представления об иудейском религиозном творчестве, например, о создании мира в течении 6 дней или об истории Адама и Евы, но мало что знают о собственно европейских традициях. Так, легенды о сотворении мира, относящиеся к северогерманской мифологии, дошли до нас в обрывочном варианте ("постарались" христианские миссионеры, ревнители ближневосточной религии) и в основном известны лишь по пересказам Снорри Стурлусона в Старшей и Младшей Эддах. Однако, даже в усечённом варианте эта картина выглядит настолько яркой и захватывающей, что представляет немалый интерес для всех, интересующихся старинной скандинавской культурой.
Вначале была лишь Мировая Бездна, Гинунгагап, у которой было два полюса: полюс холода Нифльхейм, «Обитель Туманов» и теплый источник к югу от него под названием Муспелльхейм, «Огненная Земля», где бушевало негаснущее пламя. Внезапно 12 потоков заструились из сердца ледяной бездны Нифльхейм из источника Хвергельмир (Кипящий Котёл) и навстречу им взметнулись многочисленные искры из Муспелля. Лёд таял, встречаясь с жарким пламенем и снова замерзал под воздействием холода, образовывал причудливые фигуры и очертания, становился дождём и инеем, пока наконец не принял облик чудовищного великана, первого живого существа в Космосе по имени Имир, которого инеистые хримтурсы называют ещё Аургельмиром. Имир стал прародителем всех великанов. Когда он спал и вспотел во сне, из его подмышки появились первые два йотуна, нога с ногой Имира произвели на свет шестиглавого турса. Рядом с ним появилась корова Аудумла, питавшая великана своим молоком. Из её вымени текли молочные реки, которые образовали галактику Млечный Путь.
Сама корова лизала находившиеся поблизости инеистые камни. В течении первого дня из камня появились человеческие волосы, затем голова человека, потом сам человек. Он получил имя Бури. У Бури родился сын Бор, который зачал с Бёстлой, дочерью Болторна, трёх сыновей, трёх первых асов - Одина, Вили и Вё (представляющие собой три ипостаси единого существа). Асы, способные предвидеть будущее и чувствующие в себе силу создать более совершенный мир, замыслили убить Имира и тем самым покончить с невообразимым хаосом первых времён.
Они осуществили задуманное. Из тела погибшего великана вытекло так много крови, что в ней погибли все йотуны, кроме одного-единственного по имени Бергельмир (Рычащий Медведь), спасшегося в гробу со своей женой. Разлившиеся повсюду обильные потоки крови Один с братьями, приступив к творению Мидгарда, сделали морем, плоть Имира образовала сушу, кости стали горами, череп - небесным сводом, тёмные тучи образовал мозг убитого турса. Искры, вылетавшие из Муспелльхайма, боги сделали звёздами, установив за каждой своё местоположение. Океан опоясал землю, ставшую обителью человека, а за его пределами из ресниц великана асы возвели надёжную ограду, подобную Железной Стене авраамических религий, защищающую мир людей от вторжения демонических сущностей. Помимо этого из тела Имира светлые асы вывели карликов, тёмных альвов, которые до того момента были паразитами в теле могучего великана, но асы подарили им сознание и собственную волю, поместив их в подземный мир и приступили к созданию первой человеческой пары Аска и Эмблы, потомки которых постепенно размножились и заселили всю землю. Так убийство мифического предка стало прологом к истории в древнем скандинавском мировоззрении.
Всякий, сведущий в сравнительной мифологии человек, сразу же может назвать многочисленные параллели и сходства с этим рассказом в традициях других народов. Аналогом Имира, сверхсущества, из тела которого боги создают упорядоченную вселенную, в традиции индуизма является Пуруша ("Человек"). Его заклание в предначальную пору не только стало первым убийством и жертвоприношением, но и породило весь мир, послужило началом извечного кастового порядка: изо рта это гиганта родились брахманы, из могучих рук - кшатрии, из бёдер - вайшьи, торговцы, из ног шудра, слуги (каста неприкасаемых считается обычно пылью под ногами Пуруши). Убийство Имира напоминает также убийство чудовищного быка Митрой в персидской, ариоиранской мифологии. Также в шумерской мифологии, Мардук творит привычный, населённый смертными мир через убийство Тиамат, богини солёного океана, неразличимых вод первоначала. В старом ирландском эпосе «Похищение Быка из Куальнге» тот самый бык становится основой ирландской географии. Похожий случай описан Овидием в «Метаморфозах»: могучий титан Атлант, державший небесный свод на своих плечах и стороживший яблоки Гесперид, оцепенев, становится предметом окружающего ландшафта и превращается в горную цепь Атлас:
С гору быв ростом, горой стал Атлант; волоса с бородою
Преобразились в леса, в хребты - его плечи и руки;
Что было раньше главой, то стало вершиною горной;
Сделался камнем костяк.
Хильда Эллис Дэвидсон нашла аналогии с убийством Имира и в самой скандинавской мифологии. Так, Один забросил глаза йотуна Тьяцци на небесный свод, а когда спутник Тора Аурвандил отморозил себе палец на ноге, тот также забросил его на небо, где он стал звездой. Дэвидсон отмечает, что «эти мифы, очевидно, связаны с названиями созвездий, но указание на замерзший палец свидетельствует о том, что имеется некоторое сходство с созданием жизни и всего материального мира из тела инеистого хримтурса». Наконец, у североевропейских народов имеется поверье, что тролли после своей смерти превращаются в горы, утёсы, холмы, сливаясь органически с миром дикой природы.
Картина сотворения мира в германской мифологии, величественная и эпохальная, представляющая собой божественную драму, учит тому, что всякое частное зло может обернуться на благо всему живому, учит воспринимать материальный мир, который мы населяем, как единое целое, живое существо, которое меняет формы и очертания, но всегда сохраняет дух жизни и процветания, вплоть до конца времён.
Вначале была лишь Мировая Бездна, Гинунгагап, у которой было два полюса: полюс холода Нифльхейм, «Обитель Туманов» и теплый источник к югу от него под названием Муспелльхейм, «Огненная Земля», где бушевало негаснущее пламя. Внезапно 12 потоков заструились из сердца ледяной бездны Нифльхейм из источника Хвергельмир (Кипящий Котёл) и навстречу им взметнулись многочисленные искры из Муспелля. Лёд таял, встречаясь с жарким пламенем и снова замерзал под воздействием холода, образовывал причудливые фигуры и очертания, становился дождём и инеем, пока наконец не принял облик чудовищного великана, первого живого существа в Космосе по имени Имир, которого инеистые хримтурсы называют ещё Аургельмиром. Имир стал прародителем всех великанов. Когда он спал и вспотел во сне, из его подмышки появились первые два йотуна, нога с ногой Имира произвели на свет шестиглавого турса. Рядом с ним появилась корова Аудумла, питавшая великана своим молоком. Из её вымени текли молочные реки, которые образовали галактику Млечный Путь.
Сама корова лизала находившиеся поблизости инеистые камни. В течении первого дня из камня появились человеческие волосы, затем голова человека, потом сам человек. Он получил имя Бури. У Бури родился сын Бор, который зачал с Бёстлой, дочерью Болторна, трёх сыновей, трёх первых асов - Одина, Вили и Вё (представляющие собой три ипостаси единого существа). Асы, способные предвидеть будущее и чувствующие в себе силу создать более совершенный мир, замыслили убить Имира и тем самым покончить с невообразимым хаосом первых времён.
Они осуществили задуманное. Из тела погибшего великана вытекло так много крови, что в ней погибли все йотуны, кроме одного-единственного по имени Бергельмир (Рычащий Медведь), спасшегося в гробу со своей женой. Разлившиеся повсюду обильные потоки крови Один с братьями, приступив к творению Мидгарда, сделали морем, плоть Имира образовала сушу, кости стали горами, череп - небесным сводом, тёмные тучи образовал мозг убитого турса. Искры, вылетавшие из Муспелльхайма, боги сделали звёздами, установив за каждой своё местоположение. Океан опоясал землю, ставшую обителью человека, а за его пределами из ресниц великана асы возвели надёжную ограду, подобную Железной Стене авраамических религий, защищающую мир людей от вторжения демонических сущностей. Помимо этого из тела Имира светлые асы вывели карликов, тёмных альвов, которые до того момента были паразитами в теле могучего великана, но асы подарили им сознание и собственную волю, поместив их в подземный мир и приступили к созданию первой человеческой пары Аска и Эмблы, потомки которых постепенно размножились и заселили всю землю. Так убийство мифического предка стало прологом к истории в древнем скандинавском мировоззрении.
Всякий, сведущий в сравнительной мифологии человек, сразу же может назвать многочисленные параллели и сходства с этим рассказом в традициях других народов. Аналогом Имира, сверхсущества, из тела которого боги создают упорядоченную вселенную, в традиции индуизма является Пуруша ("Человек"). Его заклание в предначальную пору не только стало первым убийством и жертвоприношением, но и породило весь мир, послужило началом извечного кастового порядка: изо рта это гиганта родились брахманы, из могучих рук - кшатрии, из бёдер - вайшьи, торговцы, из ног шудра, слуги (каста неприкасаемых считается обычно пылью под ногами Пуруши). Убийство Имира напоминает также убийство чудовищного быка Митрой в персидской, ариоиранской мифологии. Также в шумерской мифологии, Мардук творит привычный, населённый смертными мир через убийство Тиамат, богини солёного океана, неразличимых вод первоначала. В старом ирландском эпосе «Похищение Быка из Куальнге» тот самый бык становится основой ирландской географии. Похожий случай описан Овидием в «Метаморфозах»: могучий титан Атлант, державший небесный свод на своих плечах и стороживший яблоки Гесперид, оцепенев, становится предметом окружающего ландшафта и превращается в горную цепь Атлас:
С гору быв ростом, горой стал Атлант; волоса с бородою
Преобразились в леса, в хребты - его плечи и руки;
Что было раньше главой, то стало вершиною горной;
Сделался камнем костяк.
Хильда Эллис Дэвидсон нашла аналогии с убийством Имира и в самой скандинавской мифологии. Так, Один забросил глаза йотуна Тьяцци на небесный свод, а когда спутник Тора Аурвандил отморозил себе палец на ноге, тот также забросил его на небо, где он стал звездой. Дэвидсон отмечает, что «эти мифы, очевидно, связаны с названиями созвездий, но указание на замерзший палец свидетельствует о том, что имеется некоторое сходство с созданием жизни и всего материального мира из тела инеистого хримтурса». Наконец, у североевропейских народов имеется поверье, что тролли после своей смерти превращаются в горы, утёсы, холмы, сливаясь органически с миром дикой природы.
Картина сотворения мира в германской мифологии, величественная и эпохальная, представляющая собой божественную драму, учит тому, что всякое частное зло может обернуться на благо всему живому, учит воспринимать материальный мир, который мы населяем, как единое целое, живое существо, которое меняет формы и очертания, но всегда сохраняет дух жизни и процветания, вплоть до конца времён.
Комментариев нет:
Отправить комментарий