Искусству стрельбы из лука казахи учили как мальчиков, так и девочек. Иногда этот навык помогал попасть на службу к хану, а иногда… найти свою любовь. Предки всех тюрков, как и казахов, – саки, были неразлучны с луком, одним из самых древних видов оружия степняков. Так, в летописях сохранились слова Анахарсиса, сына сакского царя:
И в кошелёк с деньгами.
Я же верю в свой лук и стрелы…
Если выбросишь свои драгоценные камни,
Наденешь лук и колчан, полные стрел,
И станешь жить среди саков,
То и ты будешь свободен, как я.
Исторические факты
Из китайских летописей известно, что гуннский император Модэ (209-174 годы до н.э.) придумал свистящие стрелы, которые наводили ужас на врагов. Среди тюрков высоко ценили мастеров оружия. Мирза Махмуд Хайдар Дулати (1499-1551), автор исторического труда «Тарихи Рашиди», тоже был одним из таких умельцев и делал именно луки: «Я отличался среди сверстников, став лучшим… в изготовлении лука и стрел». Он не раз описывал, как искусно владели этим оружием его современники. Вот один из фрагментов: «Султан Саид хан был государем благородным… В стрельбе я не видел равного ему… Неоднократно наблюдал, как семь-восемь стрел подряд били без промаха».
***
Сохранилось множество пословиц и поговорок, касающихся этого незаменимого для кочевников оружия. Одна из популярных гласит:
Айтылған сөз – атылған оқ.
Сказанное слово – выпущенная стрела
.***
Мишень из украшения
Стрелять из лука учили с детства как мальчиков, так и девочек. В те времена этот навык был и гарантией защиты от врагов, и инструментом для охоты. А потому ни один большой праздник не обходился без состязаний по стрельбе из лука. Традиция «Жамбы ату» наиболее увлекательная для зрителей и сложная для лучников. В качестве мишени обычно использовали женское украшение из драгоценного металла – жамбы.
Учёный Садык Касиман в книге «Қазақ халқының қолөнері» (Прикладное искусство казахского народа) пишет: «У казахов есть шесть названий жамбы (джамбу) по величине и размеру:
Бесік жамбы – колыбельный джамбу;
Ат бас жамбы – коноглавый джамбу;
Қой бас жамбы – овцеголовый джамбу;
Тай тұяқ жамбы – джамбу как копыто стригунка;
Қой тұяқ жамбы – овцекопытный джамбу;
Асық жамбы – альчиковидный джамбу.
Во время Жамбы ату зрители становились свидетелями незабываемого зрелища. Ведь мишень довольно мелкая, а расстояние до неё внушительное. Восхищались мергенами, чьи стрелы точно попадали в цель, и до слёз смеялись над теми, чьи пролетали мимо цели или вообще не долетали до неё. Именно на Жамбы Ату лучники имели возможность не только блеснуть своим искусством и прославиться на всю степь, но и завоевать дорогие призы. При этом самые меткие могли сделать карьеру довольно головокружительную, получив приглашение на службу от ханов и султанов. Нередко в Жамбы ату принимали участие и девушки.
***
Жамбы ату в литературе
Как проводится Жамбы ату, описал писатель Ильяс Есенберлин в романе «Заговорённый меч»: «А свадебные торжества продолжались, кокпар, конная борьба, скачки и игры – всё шло своим чередом. Особое место заняли стрельбы из лука, в которых принимали участие и девушки. Серебряную бляху, джамбу, срезали у невесты с родового нагрудного украшения и подвесили на расстоянии двухсот шагов к высокому дубу. Гости и хозяева разделились на две группы и принялись поочерёдно пускать стрелы в эту едва видную мишень. Но, как нарочно, попасть никто не мог.
Даже Жанибек, славившийся на всю степь своей меткостью, несколько раз промахивался. Может быть у него дрожала рука, потому что с утра не видал он Жахан-бике. И в вдруг, в очередной раз приложившись к луку, услышал он её имя.
- Жахан-бике…
- Жахан идёт!
Он опустил тетиву, и общий смех раздался вокруг. Стрела даже не долетела до дуба. И тогда подъехала на белом коне неизвестно откуда взявшаяся Жахан-бике. Он едва узнал её, она выглядела совсем по-другому. Ночью была словно соткана из лунного света и казалось прозрачной. Тут же он увидел рослую и крепкую девушку-охотника – точно такую, как рисовали на стенах пещер его предки – саки.
- Уступите место Жахан-бике!
- Стреляй, Жахан, как всегда!
- Она не целясь попадёт в жаворонка!
Жахан-бике взяла у Жанибека лук, слегка коснувшись пальцами его ладони. Да, почти не целясь, выпустила она стрелу из его лука, и пластинка с серебряным звоном ударилась о жёсткую кору дерева и покатилась, отражая солнце… А люди уже бежали к ней со всех сторон, воздевая руки.
- Тысячу лет живи, славный лучник Жахан!
- Это орлица!
- Славна казашка, родившая тебя!
- Честь нашу отстояла ты перед всей степью!
Люди сняли девушку с коня и, словно статую предка, понесли в круг гостей. Косы Жахан волочились по земле, а ресницы опустились как тогда, у синего озера, ещё раз пронзив сердце молодого султана Жанибека».
Комментариев нет:
Отправить комментарий