***
О казахах можно сказать, что это нация, пришедшая в мир в Киіз үй (юртах). Ещё Геродот писал о скифах, предках нынешних казахов: «На зиму дерево всякий раз покрывают плотным белым войлоком». Не исключено, что это были предшественники нынешних юрт. Поэтому можно предположить, что конструкция юрты прошла долгий путь, совершенствуясь из века в век, пока не достигла идеала. Все части юрты имеют общее название — киіз үйдің сүйегі (кость, скелет юрты).
Коротко о главном
Жардем Кейкин в свой книге «Қазақы атаулар мен байламдар» (Казахские названия) приводит наименования составных частей степного жилища. Основная – шаңырақ (круглый куполообразный центр крыши). Поэтому одно из самых главных казахских пожеланий звучит следующим образом:
Шаңырағыңыз биік болсын
Пусть будет высоким ваш шанырак
Оно означает, чтобы в доме всегда был достаток.
Остальные части юрты:
Кереге (сборные решётчатые стенки), аяққұр, бақалық, босаға, дөдеге, ергенек, жапсар, күлдіреуіш, кепілдік, табалдырық, туырлық, түндік, сықырлауық, iсіріп и др. Что это за составные части, будет отдельно рассказано в статье, как изготавливается древнее жилище казахов.
Юрта – мобильное и удобное жилище, приспособленное к частым переездам. Она легко монтируется и собирается за короткое время. В книге «Қазақтар – ата салт» (Казахи – обычаи и традиции) написано: «Обязанности женщин сводились к украшению юрты, созданию уютного красивого убранства. Мужчины возводили шанырак, покрывали его войлоком, обтягивали арканом и крепили юрту». Юрта как легко собирается, также легко и разбирается. Перевозится на джайляу (летовка) и кыстау (зимовка) частями на лошадях или верблюдах.
***
Установка юрты как состязание
Поскольку юрта символизировала стабильность семейного очага, её установка была даже своеобразным праздником. Причём у каждого аула имелись свои секреты, и каждый с готовностью демонстрировал мастерство в этом деле. Чаще это происходило на межродовых встречах, тоях (свадьба) и во время аса (тризна).
Наряду с конными скачками, кокпаром устраивали своеобразное состязание Киіз үй тігу (установка юрты). Такие соревнования проводились также в Наурыз и на других празднествах. Состязались командами – трое мужчин и две женщины. Победившей считалась та команда, которая первой устанавливала юрту. А в качестве приза победителям доставались ценные подарки.
***
Юрта как театральная сцена
Мұсатай Ақынжанов в своих воспоминаниях «В стороне Чингизских гор» о писателе Мухтаре Ауэзове пишет следующие строки: «В аул, который находился у подножия горы Чингиз, вместе с Мухтаром пришло одно новшество. Это была постановка его пьесы «Енлик-Кебек». Спектакль, поставленный в 1917 году, стал огромным событием. Новость разошлась по окрестным аулам и стала легендой.
Мухтар попросил установить две юрты рядом, при этом часть кереге были убраны. Одна юрта послужила сценой, другая стала зрительным залом. Из козьей шерсти соорудили бороду для героя пьесы Кабеке, в руки ему дали кобыз, чтобы он сыграл мудрого старца абыза. Эту роль исполнил Исмаил, брат Мухтара. Роль красавицы Енлик сыграл Ахмет, другой брат Мухтара».
***
Традиция в художественной литературе
В романе-эпопее «Путь Абая» сам Мухтар Ауэзов не раз описывает установку юрт: «Большой аул всю ночь продолжал деятельно готовиться, а к утру отправил к месту аса ещё один караван – с кухонными юртами. С восходом солнца тронулась в путь и Улжан в сопровождении Айгыз и Сары-апа. Последними выехали Абай и Изгутты. Юрты, присланные накануне, уже были установлены на равнине Казбала. Их внутреннее убранство было тоже закончено.
…Улжан самозабвенно взялась за работу. Ей хотелось, чтобы юрты, поставленные Абаем, превзошли все остальные…
…Юрты Абая и сейчас отличались от остальных, стоящих вокруг. Торжественно-нарядные снаружи и внутри, они были достойны самых именитых гостей. Суюндик и Байдалы осмотрели их и, сойдя с коней около кухонь, поздоровались с Улжан. Увидев заботливые приготовления, они остались очень довольны».
Комментариев нет:
Отправить комментарий