Пошук на сайті / Site search

24.04.2021

Бердалы Оспан: В доме казаха любой всегда желанный гость – традиция Іздеп Бару

Казахов, и не только казахов, отличает близость к другим людям – родственникам, друзьям, знакомым и даже к незнакомым. Отправляясь в путь, человек знал, что в любом ауле он будет принят как «құдайы қонақ» (божий гость), и его обязательно пустят переночевать и накормят. Иностранные путешественники удивлялись, как казах мог выехать в дальний путь, не взяв с собой еды, для него это было обычным делом. Если же путник не собирался останавливаться на ночь, он подъезжал к крайней юрте аула, где после приветствия ему сразу подносили айран, кумыс или шубат.

Также традиционно казахи заботились и о пожилых – им везде оказывали почёт и уважение. При перекочёвках на жайляу молодёжь первым делом помогала старшим разобрать юрту перед выездом и снова собрать её по приезду. Если кто-то заболевал, аульчане обязательно навещали его. Зачастую близкие и соседи приносили блюдо «Бел көтерер» (дословно – поднятие поясницы). Таким образом больному давали понять, что желают ему быстрого и окончательного выздоровления. Эта традиция получила название Көңіл сұрау (проведать больного, дословно – спросить о самочувствии). Когда у кого-то случалось несчастье – например, если из-за болезни погибала вся живность, руку помощи протягивал каждый. Люди безвозмездно передавали пострадавшему барана, козу, верблюда или коня. Такая традиция называется Жылу жинау (собрать помощь, дословно – собрать тепло). И подобных у казахов немало.

***

Традиция Іздеп бару

Одна из них – Іздеп бару (искать ближнего), своего рода ехать в гости без приглашения. Например, молодой джигит, взяв с собой одного или нескольких друзей, мог поехать повидать замужнюю сестру, которая некоторое время назад вышла замуж и жила в ауле супруга. Зачастую путь был не близким. Вот, что писал об этом путешественник Генрих Мозер: «Казахи не допускают браков между родичами, невесту, как правило, берут из другого рода и другой волости, иногда вёрст за 700 и более».

По приезду новые родственники оказывали прибывшему молодому человеку и его друзьям всяческие почести. А когда гости собирались в обратный путь, обязательно преподносили подарки. Это мог быть добротный скакун, дорогая одежда, ловчая птица и другие. Передавались подарки и родителям. Чтобы увидеть своих родных и друзей, в дальнюю дорогу отправлялись как мужчины, так и женщины. И если мужчина мог путешествовать один, женщину во время Іздеп бару всегда сопровождали муж или взрослые дети.

***

Навстречу друзьям

А ещё казахи всегда очень дорожат дружбой. Древняя пословица гласит:

Жолдас қадірін жорықта білесің,

Дос қадірін соғыста білесің.

Кто твой спутник – узнаешь в пути,

Как дорог друг – узнаешь на войне.

Если от друга долго не было вестей, человек мог поехать навестить его. Возраст здесь роли не играл – в путь отправлялись как молодые мужчины, так и убелённые сединами аксакалы. Собираясь, человек обязательно готовил подарки для семьи друга, так как у казахов не принято посещать другой дом с пустыми руками – құр қол бару.

Если же по приезду выяснялось, что другу нужна помощь, он оставался так долго, насколько это было необходимо. В доме друга он был всегда желанным, дорогим и долгожданным гостем. О таком радостном событии хозяин оповещал родичей и соседей, и все собирались в юрте за обильным дастарханом. Друзей поздравляли с долгожданной встречей и говорили много хвалебных слов об их крепкой дружбе. Акыны в их честь пели песни. Такую дружбу ставили в пример молодым.

***

Іздеп бару в литературе

Поэт Гали Орманов в своём дневнике написал, как 5 июля 1940 года известная домбристка Дина Нурпеисова приехала к акыну Джамбулу. В ту пору ей было 79 лет, а ему было 94:

К вечеру приехала Дина Нурпеисова. Поздоровались, обнявшись.

- Теперь тебя никуда не отпущу, – сказал Джамбул, весело шутя. – Өзің іздеп келдің – ты сама искала меня. Вот мой дом, стоит пустой, нужна хозяйка.

Дина сказала:

- Я очень соскучилась, вот и приехала.

Джамбул ответил:

- Я тоже тебя ждал. Ну, белая лебедь, говори, о ком ты вздыхала всё это время?

- О тебе, конечно.

- Эх, встретилась бы ты мне в мои двадцать пять лет!

Дина:

- Ты же сам сочинил стихи:

Жиырма бес маған тағы қайтып келді,

Сәлемін алтын күннің алып келді.

Вот снова вернулись мои двадцать пять,

Взошло мое золотое солнце опять, – разве не так?!

- Ты права, дорогая Динажан! И то правда, живём в такое счастливое время, и будто помолодели оба. Правду говорю, разве не возвратились наши двадцать пять лет?

- Да, уважаемый Жаке, ты светишься как молодой джигит, а я чувствую себя девушкой, надевшей саукеле (головной убор невесты), ну о чем нам ещё мечтать?

- Ладно, Динажан, пошутили вдоволь, возьми-ка свою домбру. Я соскучился по твоим кюям.

Пока готовилось угощение, домбристка исполнила свои кюйи «Қайран шешем» (Милая мама) и «Кішкентай» (Маленький). Джамбул остался доволен:

- Дина, ты сама пришла ко мне. Сказал же, никуда тебя не отпущу. Сейчас барана зарежем.

- Значит будет той?

- Свадьба будет с тобой.

Дина весело ответила:

- Девушка учтиво промолчит, если в себе уверен джигит.

Смеясь, присутствующие с удовольствием слушали дружеский шуточный разговор великих старцев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти