Для Северной Евразии возможные последствия будут сопоставимы разве что с монгольским нашествием, только наоборот.
В отличие от Второй Мировой, общий итог этой войны известен заранее: зло воинствующей архаики будет повержено, Модерн и прогресс победят.
Но остаются до сих пор без ответа вопросы, главные для живущих ныне: какой ценой и когда?
Исходные на данный момент такие:
- Кремль принял тактику «войны на истощение» и демонстрирует решимость идти в уничтожении Украины до конца любой ценой, а российская элита готова его в этом поддержать, за исключением только коллективного самоубийства в виде ядерного удара; в Кремле убеждены, что опыт покорения Чечни и Сирии вполне применим и к Украине, а если удастся уничтожить единую армию и военно-политическое руководство, переведя войну в формат сопротивления нерегулярных формирований со стороны Украины, то оккупации большей части территории – уже дело техники.
- Украинская гражданская нация мотивирована бороться до победы, т.е. до полного освобождения всех ныне оккупированных территорий, и не приемлет ни капитуляции, ни «финского варианта», ни «перемирия»; политическое руководство Украины показывает бОльшую «гибкость»: до сих пор муссируется вариант с какими-то «гарантами безопасности», и уполномоченные официальные лица сначала прямо упоминали возможность присутствия среди них России, а потом прямо не отвергали этот вариант, - но Зеленский не будет действовать вразрез с волей граждан.
- Западные союзники Украины во главе с США не собираются выходить из парадигмы поддержки Украины, которая, похоже, была принята ещё прошлой осенью – зимой, когда аналитики США прогнозировали разгром путиным ВСУ и падение Киева «в три дня» с дальнейшей партизанской войной. Только теперь её модернизировали: Украина получает оружие в количестве достаточном, чтобы «не проиграть», но не перехватить инициативу и провести успешное контрнаступление, которое считается опасным в силу возможного применения Кремлём ТЯО или другого ОМУ и/или началом неконтролируемого падения режима в России, которое с большой вероятностью последует за явным военным поражением путина. Расчёт западных союзников в том, что Украина будет получать всё более современные вооружения, Россия – наоборот, ослабеет в результате многолетнего действия удушающих санкций (напоминаю, санкции как раз «ещё не начинали»). Таким образом, видимо, лет через неизвестно сколько Россия превратится в Ирак образца 2002 г. Во что превратится Украина, где экономика и социальные стандарты, включая образование, всё это время обречены на ускоренную деградацию, - прогнозы умалчивают.
Таким образом, во избежание минимально вероятного катастрофичного сценария (ядерная война) был принят сценарий худший из лучших, который на самом деле не исключает катастрофичного.
Думаю, Ирак не случайно крайне редко упоминается при рассмотрении перспектив санкционной политики и войны в целом, хотя аналогий между политикой Москвы и Багдада неисчислимое количество, и в ирано-иракской войне, и в захвате Кувейта, и в поведении на дипломатическом фронте. И конечно, санкции против путинского режима не являются уникально жёсткими. Потому что они ведут именно туда, в блокадный Ирак 1990-х. Ирак неинтересно упоминать, потому что итог выглядит как-то не очень привлекательно.
Несколько фактов для размышления:
1. Деструкция режима Хусейна заняла 12,5 лет, режим действительно был уничтожен «до основания», но можно ли признать этот опыт удачным:
- катастрофическое, в 10 раз, падение уровня доходов населения;
- сотни тысяч людей, включая детей, умерших преждевременно из-за отсутствия лекарств и качественной еды;
- явно неудачный новый институциональный дизайн с этноконфессиональной федерализацией в основе;
- жесткая люстрация военно-административного аппарата Хусейна, оставившая без работы массу недовольных профессионалов и их семей.
В результате Ирак, который интенсивно развивался до 1990 г. как основной конкурент Саудовской Аравии в регионе, до сих пор остаётся в состоянии failed state.
Именно в Ираке в 2006 г. на волне вооружённых выступлений против действий США несколько радикальных исламистских групп, включая «Аль-Каиду в Ираке», провозгласили создание «Исламского государства», которое быстро стало самой мощной террористической группой в мире и сумело захватить значительную часть территории Ирака и Сирии при широкой поддержке лиц, ранее связанных с режимом Хусейна.
Подавляющее большинство иракцев продолжает винить в своём бедственном положении «империалистов» США, считая их политику дестабилизирующей мировое сообщество .
2. Важно, что под торгово-финансовым эмбарго Ирак существовал с уже уничтоженным в ходе Бури в пустыне военным потенциалом.
«Иракский сценарий» для РФ осложняется наличием у неё больших запасов оружия массового уничтожения, включая ядерное. То есть путь к цели «ослабление РФ до такой степени, чтобы она н е могла нападать на соседей» с большой долей вероятности проходит через попытку Кремля применить ОМУ и ответ Запада, предполагающий уничтожение военной инфраструктуры России. Иными словами, этот сценарий несёт риск больших человеческих жертв, сопоставимых с предыдущими мировыми войнами.
3. Кремль рассчитывает, что в силу указанных рисков Запад не сможет воплотить «иракский сценарий», остановившись максимум на иранском варианте.
Как отмечает Пентагон , Путин готовится к затяжному конфликту, войне на истощение, в ходе которой увеличивается вероятность того, что российский диктатор прибегнет к более радикальным средствам, включая «введение военного положения, переориентацию промышленного производства или потенциально эскалацию военных действий, чтобы высвободить ресурсы, необходимые для достижения его целей, по мере затягивания конфликта или если он считает, что Россия проигрывает в Украине».
На это же кремлёвская пропаганда ориентирует население, утверждая на разные лады, что Западу «надоест» поддерживать Украину, а победить Украине Кремль не даст, бряцая ядерным оружием. То есть Запад не предоставит Украине оружия, достаточного для победы, опасаясь ядерного удара со стороны РФ. Потому полгода-год надо потерпеть, а потом Запад сдастся, и жизнь будет значительно лучше . Через год сроки сдвинутся, потом ещё и ещё, но люди уже привыкнут.
4. Даже если будет осуществлён именно иракский вариант, чем глубже погружение в диктатуру и тоталитаризм, тем МЕНЬШЕ вероятность смены режима в результате революции или переворота. Сейчас российская элита, по моему убеждению, поражена идеологией этнокультурного геноцидального супремасизма, который вполне корректно определять как «русский фашизм» (условное название, планирую написать по этому термину отдельно) в гораздо большей мере, чем население в целом. Население же скорее дезориентировано, по терминологии щедровитян, «проблематизировано», когда ему более 20 лет говорят, что нет добра и зла. В данный момент политика резко меняется: индоктринация окружает россиян повсюду, и если родители просто молчат, то для детей молчание уже недостаточно. Деидеологизированное общество за те же 5 лет станет идеологизированным настолько, что новое поколение будет мотивировано воевать, захватывать, убивать.
«В атмосфере всеобщего страха, когда вражеская угроза кажется неизбежной, разумные люди начинают вести себя абсурдно, независимые люди подчиняются бессмысленным приказам, мирные люди превращаются в воинов», - писал Зимбардо, автор Стэнфордского тюремного эксперимента, где обычные люди через несколько дней превратились в чудовищ.
«Удушение» вместо рубки голов за несколько лет откормит такого монстра, от продуктов распада которого придётся очищать континент десятилетия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий