Фольксваген из России вчера ушел, завершил сделку по продаже. Когда он вернется с прямыми инвестициями? Лет через сорок. Теперь прямые инвестиции в автопром будут из Китая.
Чем бы ни закончилась война, ее результат ясен для глобального расклада: Россия уходит в "Евразию", оставляя Украину в союзе с Польшей и Литвой в Европе. Молдова останется в Европе. Сейчас по России гуляет "кувалда", лет через пять это кончится. Что останется? Сбывшаяся мечта С. Глазьева: "дедолларизация", нет прямых инвестиций с Запада, "Евразийский Совет". Какая же "демократизация", когда можно будет прекрасно жить в другом клубе.
Что будет на "линии разделения"? Будет ли она пролегать по нынешней линии фронта или по границам 1991 года - это существенно для Украины (с точки зрения справедливости и концепции нерушимости границ), - а с точки зрения "линии разделения" на Европу и Евразию - это детали. Этой войной Украина уходит в Европу, а Россия зафиксировала свой исторический выбор: тут будет дальше своя, "евразийская народная демократия". Москва и прежде была "Вавилоном" Северной Евразии, а вовсе не европейской столицей (несмотря на велодорожки). Теперь это будет закреплено окончательно. Братья Москвы - Абу Даби и Баку, а не Париж и Прага.
Политическая система? А какая разница? Ну какая-то. Основанная на своих отдельных "духовно-нравственных ценностях" и как-то описанная на языке z-идеологии. В Евразии у всех так.
Эта война - не просто борьба Путина за власть, не сбой и не девиация системы, это - масштабный и окончательный исторический выбор.
Никакого "второго шанса" на демократизацию не будет. Для него нет "глобального контекста" (который был на излете соревнования двух систем" в 80-х гг. ХХ века). Второй шанс для России теперь можно себе помыслить только как результат какой-то "четвертой" или "пятой" глобальных волн демократизации, т.е. когда двинется "вся Евразия".
А ближайшие 30-40 лет события будут крутиться вокруг укрепления "линии разделения" между Европой и Евразией, и ничего тут не сделаешь, таков исторический результат этой войны.
Александр Морозов
ОтветитьУдалитьРоссия "ушла за забор", это понятно. А вот с этой стороны забора главное гигантское последствие войны - это крушение "восточной политики" Германии. 50 лет - и до последней минуты - немецкий политический класс, независимо от партийности, формировал своим пониманием общеевропейский вектор отношений с Россией. С восточной политикой Германии весь период канувшего в пропасть постсоветского 30-летие так или иначе соотносили себя все страны Центральной Европы, северные страны, все земли от Балтики до Адриатики. Эта "восточная политика" была и лучшим итогом второй мировой войны для немцев, она была идеально встроена в логику развития Евросоюза после крушения двухблокового мира, а для России она была гарантом включенности в Европу. Когда Путин около 2007 года начал игру в "озабоченность России собственной безопасностью", кто это мог воспринять всерьез? Встаньте на место любой страны в Европе, такой как Чехия или Португалия, например? Как политический истеблишмент таких 10-миллионных стран должен был воспринимать этот булшит об "озабоченности" от страны со 140-миллионым населением, ядерным оружием и "второй армией мира" (по тем понятиям)? На планете Земля были только пять американских консервативных философов, которые были готовы это понимать и "вся Германия" (по понятной и неудалимой из истории причине). И немцы прошли этот скорбный путь "понимания" до самого конца, до "минского протокола", до безнадежной попытки остановить Кремль после 2014 года... И вот теперь это все - от Брандта до Меркель - рухнуло с грохотом... Рухнуло так, что Финляндия и Швеция пошли в НАТО. Вместо "восточной политики Германии" теперь только укрепление "восточного фланга", Польша, Литва и Чехия теперь вместо немцев пытаются выработать новую политику Евросоюза в отношении РФ, поскольку они как раз на этом "восточном фланге". Теперь немецким интеллектуалам придется 10 лет переосмыслять последствия - причем не только для Германии, а общеевропейские последствия всего этого крушения.
Alexander von Hahn
УдалитьВосточная политика дала Германии 50 лет мира, объединение страны и беспрецедентный уровень жизни для двух поколений немцев. А война на Украине даст пару-тройку миллионов здоровых, молодых, европейски-настроенных мигрантов. Не говоря уже о том, что восточноевропейские союзники теперь - лучшее в Европе пушечное мясо, при том за их собственный, восточноевроейский счет. Не надо переживать уж вот прям так уж за Фатерланд