Сегодня в США и Японии доля малых предприятий в ВВП этих стран составляет в среднем 53%, а в странах ЕС и Китае — 65%. Тогда как в Украине и Республике Молдова доля малого бизнеса в ВВП не превышает и 15%! Между тем, малое и среднее предпринимательство — это, в первую очередь, основа для формирования среднего класса и сглаживания социального неравенства.
Ведь без малого и среднего бизнеса не обойтись, особенно в небольших населенных пунктах, а также в сфере услуг или там, где нужна конкуренция между поставщиками. А самодеятельное предпринимательство — основа устойчивого развития экономики страны в целом путем обеспечения конкурентоспособности и поступлений ВВП, социальной защищенности общества, формирования и поддержания среднего класса. Поэтому малый бизнес как институциональный сектор экономики давно уже стал доминирующим по численности и объемам производства в ведущих странах мира.
В современных условиях глобальных изменений в экономике Украины и Республики Молдова, появления новых хозяйственных структур различных форм собственности и расширения границ рынка в контексте экономических связей важное место занимают вопросы рационального и эффективного ведения малого и среднего предпринимательства, выявление факторов, негативно влияющих на его деятельность. Теперь перед обоими государствами стоит сверхактуальная задача — использовать преимущества предпринимательского сектора как мобильной, гибкой и эффективной системы хозяйствования, организации товарного производства, торговли, услуг, других видов предпринимательской активности для подъема и структурной перестройки региона, повышения уровня занятости и благосостояния населения.
Недавно международная общественная организация «Региональный центр трансграничного сотрудничества Еврорегион «Днестр», понимая всю важность проблемы, а также, желая начать процесс ее решения, подготовила рекомендации органам власти и международным организациям по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства Еврорегиона «Днестр». Сам же проект «Развитие экономического потенциала Еврорегиона «Днестр» направлен на повышение экономического потенциала приграничных территорий в рамках Еврорегиона «Днестр» и 2 районов Приднестровья (Каменского и Рыбницкого).
Прежде всего, в этом контексте приоритетным направлением государственной политики здесь должно стать достижение рационального и экологически обоснованного использования и охраны природных ресурсов и экосистем бассейна реки Днестр, что будет свидетельствовать о реальных шагах на пути к устойчивому развитию Республики Молдовы и Украины. Не менее важным для развития региона является и стимулирование развития экотуризма и эко-земледелия; производство биологически чистых продуктов питания; маркетинг и развитие местных торговых марок; стимулирование потребления местных товаров; сотрудничество с фермерами и местными предприятиями; продвижение других устойчивых моделей развития местных сообществ, включая развитие местных малых предприятий.
Коснулись рекомендации и решения вопроса о «зеленой» экономике Республики Молдова. Ведь сейчас вопрос о перспективности «зеленой» экономики для Молдовы остается открытым. Пока существующий, хоть и незначительный экономический рост здесь, к сожалению, основывается на потреблении, а не на производстве и инвестициях в экономику. Не решена и проблема эффективного финансирования для фермеров и малого бизнеса, пока нет реформ в образовательной системе в соответствии с потребностями рынка труда и повышения роли образования для устойчивого развития на всех уровнях, которая предполагает, в первую очередь, усиление природоохранного, экологического компонента.
Отдельное внимание было, естественно, уделено и так называемой Приднестровской Молдавской Республике (ПМР). Здесь крайне необходимо максимально исключить из практики экономического сотрудничества политические и субъективные факторы, а руководствоваться исключительно экономической целесообразностью и интересами граждан. Всеми сторонами следует неукоснительно соблюдать правила международной торговли, исключить случаи необоснованных задержек на границе Украины товаров, сырья и других, ввозимых в Приднестровский регион и вывозимых оттуда грузов. Вместо этого стороны призывают содействовать предпринимателям малого и среднего бизнеса, агентам крупного бизнеса в налаживании экономического сотрудничества и создании совместных производств. Ведь, чем больше жители ПМР будут видеть преимуществ от евроинтеграции, тем меньше будет среди них желающих находиться в статусе этого никем не признанного, кроме путинской России и нескольких ее сателлитов, квазигосударственного образования. Не лишним будет и активизировать местных предпринимателей в налаживании сотрудничества и создании профильных бизнес-ассоциаций с целью объединения усилий в лоббировании законных интересов бизнеса при формировании экономической и правовой политики. Не откладывая в долгий ящик, надо также разработать и приступить к реализации 3-х стороннего проекта по экологии реки Днестр.
Что же касается конкретных шагов для улучшения ситуации в регионе, которые можно сделать уже сегодня, то это внесение оперативных изменений в действующие межгосударственные соглашения. Например, в коррективах давно уже нуждается «Соглашение между Правительством Украины и Правительством Республики Молдова о пунктах пропуска через украинско-молдавскую государственную границу и упрощенном пропуске граждан, проживающих в приграничных районах» от 11.03.1997 г. с целью введения специальных условий для ускоренного передвижения граждан, товаров и транспортных средств через границу.
В первую очередь, значительной либерализации требует пассажиро-пешеходный поток через международный автомобильный пункт попуска «Могилев-Подольский — Отач». С этой целью необходимо внедрить «карточный», первоочередный пропуск граждан, жителей приграничных районов. Предложили разработчики рекомендаций разрешить и проблему чрезмерного накопления граждан на пешеходном пункте пропуска путем внедрения межгородского общественного транспорта между приграничными городами Отач и Могилев-Подольский. Это позволит в несколько раз упростить и ускорить процесс прохождения границы с обеих сторон. Требует упрощения и процедура торговли и таможенного сотрудничества в регионе путем разработки прозрачного механизма определения стоимости товара при пересечении границы.
В целом же реализация проекта «Развитие экономического потенциала Еврорегиона «Днестр» показала, что ситуация по развитию малого и среднего предпринимательства в Украине, Республике Молдова (включая Приднестровский регион) остается пока еще на неудовлетворительном уровне. Основными путями развития малого и среднего предпринимательства в регионе являются необходимость создания нормативно-правовой базы с благоприятными условиями, а также совершенствование налоговой политики и обеспечение рационального функционирования упрощенной системы налогообложения, организации финансовой поддержки, развитие инфраструктуры по поддержке малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.
Ведь без малого и среднего бизнеса не обойтись, особенно в небольших населенных пунктах, а также в сфере услуг или там, где нужна конкуренция между поставщиками. А самодеятельное предпринимательство — основа устойчивого развития экономики страны в целом путем обеспечения конкурентоспособности и поступлений ВВП, социальной защищенности общества, формирования и поддержания среднего класса. Поэтому малый бизнес как институциональный сектор экономики давно уже стал доминирующим по численности и объемам производства в ведущих странах мира.
В современных условиях глобальных изменений в экономике Украины и Республики Молдова, появления новых хозяйственных структур различных форм собственности и расширения границ рынка в контексте экономических связей важное место занимают вопросы рационального и эффективного ведения малого и среднего предпринимательства, выявление факторов, негативно влияющих на его деятельность. Теперь перед обоими государствами стоит сверхактуальная задача — использовать преимущества предпринимательского сектора как мобильной, гибкой и эффективной системы хозяйствования, организации товарного производства, торговли, услуг, других видов предпринимательской активности для подъема и структурной перестройки региона, повышения уровня занятости и благосостояния населения.
Недавно международная общественная организация «Региональный центр трансграничного сотрудничества Еврорегион «Днестр», понимая всю важность проблемы, а также, желая начать процесс ее решения, подготовила рекомендации органам власти и международным организациям по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства Еврорегиона «Днестр». Сам же проект «Развитие экономического потенциала Еврорегиона «Днестр» направлен на повышение экономического потенциала приграничных территорий в рамках Еврорегиона «Днестр» и 2 районов Приднестровья (Каменского и Рыбницкого).
Прежде всего, в этом контексте приоритетным направлением государственной политики здесь должно стать достижение рационального и экологически обоснованного использования и охраны природных ресурсов и экосистем бассейна реки Днестр, что будет свидетельствовать о реальных шагах на пути к устойчивому развитию Республики Молдовы и Украины. Не менее важным для развития региона является и стимулирование развития экотуризма и эко-земледелия; производство биологически чистых продуктов питания; маркетинг и развитие местных торговых марок; стимулирование потребления местных товаров; сотрудничество с фермерами и местными предприятиями; продвижение других устойчивых моделей развития местных сообществ, включая развитие местных малых предприятий.
Коснулись рекомендации и решения вопроса о «зеленой» экономике Республики Молдова. Ведь сейчас вопрос о перспективности «зеленой» экономики для Молдовы остается открытым. Пока существующий, хоть и незначительный экономический рост здесь, к сожалению, основывается на потреблении, а не на производстве и инвестициях в экономику. Не решена и проблема эффективного финансирования для фермеров и малого бизнеса, пока нет реформ в образовательной системе в соответствии с потребностями рынка труда и повышения роли образования для устойчивого развития на всех уровнях, которая предполагает, в первую очередь, усиление природоохранного, экологического компонента.
Отдельное внимание было, естественно, уделено и так называемой Приднестровской Молдавской Республике (ПМР). Здесь крайне необходимо максимально исключить из практики экономического сотрудничества политические и субъективные факторы, а руководствоваться исключительно экономической целесообразностью и интересами граждан. Всеми сторонами следует неукоснительно соблюдать правила международной торговли, исключить случаи необоснованных задержек на границе Украины товаров, сырья и других, ввозимых в Приднестровский регион и вывозимых оттуда грузов. Вместо этого стороны призывают содействовать предпринимателям малого и среднего бизнеса, агентам крупного бизнеса в налаживании экономического сотрудничества и создании совместных производств. Ведь, чем больше жители ПМР будут видеть преимуществ от евроинтеграции, тем меньше будет среди них желающих находиться в статусе этого никем не признанного, кроме путинской России и нескольких ее сателлитов, квазигосударственного образования. Не лишним будет и активизировать местных предпринимателей в налаживании сотрудничества и создании профильных бизнес-ассоциаций с целью объединения усилий в лоббировании законных интересов бизнеса при формировании экономической и правовой политики. Не откладывая в долгий ящик, надо также разработать и приступить к реализации 3-х стороннего проекта по экологии реки Днестр.
Что же касается конкретных шагов для улучшения ситуации в регионе, которые можно сделать уже сегодня, то это внесение оперативных изменений в действующие межгосударственные соглашения. Например, в коррективах давно уже нуждается «Соглашение между Правительством Украины и Правительством Республики Молдова о пунктах пропуска через украинско-молдавскую государственную границу и упрощенном пропуске граждан, проживающих в приграничных районах» от 11.03.1997 г. с целью введения специальных условий для ускоренного передвижения граждан, товаров и транспортных средств через границу.
В первую очередь, значительной либерализации требует пассажиро-пешеходный поток через международный автомобильный пункт попуска «Могилев-Подольский — Отач». С этой целью необходимо внедрить «карточный», первоочередный пропуск граждан, жителей приграничных районов. Предложили разработчики рекомендаций разрешить и проблему чрезмерного накопления граждан на пешеходном пункте пропуска путем внедрения межгородского общественного транспорта между приграничными городами Отач и Могилев-Подольский. Это позволит в несколько раз упростить и ускорить процесс прохождения границы с обеих сторон. Требует упрощения и процедура торговли и таможенного сотрудничества в регионе путем разработки прозрачного механизма определения стоимости товара при пересечении границы.
В целом же реализация проекта «Развитие экономического потенциала Еврорегиона «Днестр» показала, что ситуация по развитию малого и среднего предпринимательства в Украине, Республике Молдова (включая Приднестровский регион) остается пока еще на неудовлетворительном уровне. Основными путями развития малого и среднего предпринимательства в регионе являются необходимость создания нормативно-правовой базы с благоприятными условиями, а также совершенствование налоговой политики и обеспечение рационального функционирования упрощенной системы налогообложения, организации финансовой поддержки, развитие инфраструктуры по поддержке малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.
Комментариев нет:
Отправить комментарий