Светонией назвал Олесь Бердник — автор многих книг в фантастическом жанре — сказочное видение преображенного человечества и жизни в круге Любви, Света и Красоты космического единения всего сущего. В этот круг включена и возлюбленная автором Космическая Украина с ее столицей — «сердцем ее сыновей в мире видимом и невидимом, в прошлом, настоящем и грядущем».
Легенда о Светонии стала фундаментом всего литературного творчества писателя, и он несет её в хаос современной земной жизни, в экстремум возрастания препятствующего духовной эволюции техногена, и дарит своему народу и всему человечеству, ибо: «…Час грядет. — Час Небывалого Рождения. Чудо? Нет. Издавна сужена Реальность, также проста и прекрасна, как превращение уродливой гусеницы в чудесного мотылька. Все видели эту метаморфозу, по почти никто не придает ей глубинного универсального значения для Всего Мироздания».
Творчество Олеся Бердника — это географическая карта тропинок и дорог в Светонию — Новую Республику Духа, цель которой — «свобода духовного проявления в неисчерпаемости Бытия».
Автор даст нам единственный критерий исканий пути в Светонию — РАДОСТЬ (или Любовь, или Свободу, или Истину, что одно и то же).
Олесь Павлович Бердник родился 27 ноября 1926 года в Вавилове Херсонской области в семье кузнеца. В 1930 году семья переехала в Киев, через два года — в село Кийлов Бориспольского района, где будущему писателю выпало пережить сталинский «голодомор». Школьником пережил немецкую оккупацию, в 1944 г. добровольцем вступил в действующую армию. После демобилизации, закончив учебу в Киевской театральной студии И. Франко, приглашен в театр. Начинающий актер и поэт с юношеским пылом выступил на собрании против партийной политики в области искусства, проводимой тогдашним первым секретарем украинского ЦК Кагановичем. Последовало изгнание из театра и донос но инстанциям. Арестовывался Бердник уже как журналист в городе Галиче, это произошло 24 октября 1949 г. Обвинения в «заговоре» он не признал, а на суде еще и сообщил о насилии и пытках во внутренней тюрьме МГБ в Киеве, за что дополнил свой перечень «преступлений» (приговор — 10 лет изоляции в ИТЛ, 5 лет ссылки плюс 3 — поражения в правах).
Далее — как в авантюрных романах: подготовка к побегу из разъездного лагеря на Печоре, выдача провокатором, групповой этап в Карлаг, новый побег после смерти Сталина и новая поимка, лагерный суд над строптивцами — и снова за решетку без зачета отбытою ранее срока в режимном пункте Джардас. В 1954 г. Верховный суд снял с писателя обвинения в покушении на государственный строй (да и откуда оно взялось?); он выходит на волю, а его книги — к читателю. Увы, ненадолго.
Начиная с 1960 г. пошла атака в прессе на его книги в жанре фантастики и футурологии. Обвинения: идеализм, мистика, поповщина. Немного позже «космический национализм». Чего только не могли «пришить» человеку, чья вера в то, что нация сохранится и в отдаленном будущем, почему-то разозлила «компетентные органы» и партийных бонз. И они начали подготовку к отлучению от литературы. Это в самый-то пик популярности у читателей!
Книги «Подвиг Вайвасваты», «Чаша Амриты», «Звездный корсар» получили разгромные отклики в «Литгазете» (статьи «Черная и белая магия», «Чудеса в чаше амриты» и пр.), в «Журналисте», в «Литературной Украине». А книги шли нарасхват. Затем двинулась тяжелая артиллерия — выступления в партийной печати, на пленумах ЦК; в одной из статей он упоминается как создатель «вредного» произведения… в жанре фантастики. Да, к сожалению, травлей Бердника, закончившейся повторным арестом, дирижировал в эпоху Брежнева один из архитекторов нынешней перестройки… Далее был обыск в доме, клевета в печати, исключение из СП, прессинг КГБ, годы безденежья и безработицы, создание вместе с М. Д. Руденко «Хельсинской группы» в Украине, многочисленные публикации и слава за рубежом. В 1979 г. Бердник вновь арестован. Идеи «Духовной Республики», т. е. Небесной Державы, «Преображения Биосферы на началах Разума, Красоты и Автотрофности», которые отстаиваются в его произведениях, инкриминировалось как «особо опасное государственное преступление»! Писатель был осужден и отправлен в Пермскую область (пос. Кучино, особый 36-й лагерь). Освобожден был в 1984 г. Всего отбыл около 12 лет…
NB: Согласно подсчетам Оксаны Пясецкой, опубликованным в 1986 г. в Оттаве (Канада), Олесь Бердник находится в первой десятке восточноевропейских авторов, переводимых на английский и французский языки.
В одном из писем Олесь Бердник пишет: «…На днях гулял в лесу, нашел дуб. Редкостный дуб — ему две тысячи лет. Семь метров в окружности. Был уже при крещении Руси, пережил Батыя, Екатерину, говорил с запорожцами. Недавно молния ударила в него, обожгла, но он стоит нерушимо, залечивает раны».
Пусть этот символический рисунок станет окном, через которое вы увидите мысли, слова, чувства и мечты Олеся Бердника — Человека, которого смело можно сравнить с крепкой, несокрушимой ветвью дуба-великана — Народа Украинского.
Размышления Олеся Бердника вытекают из древней философии Индии. Вот его слова: «…Читал сейчас работы Шри Ауробиндо Гхоша — могучего индийского мыслителя. Он всю жизнь размышлял о трансформации Человека (эта проблема и мне не даст покоя). Он считает, что человек несет в себе неизмеримую эволюционную силу, которую нужно пробудить. Для этого нужен Лазоревый Кузнец (кстати, замечательное название для книги). Как в одном сне Мать назвала своего Сына, провожая его в путь».
И дальше: «… В мире распространяется понимание того, что только Единый Мир решит общечеловеческие проблемы — и космические, и энергетические, и научные, и творческие аспекты — все лежит в направлении Всеобщего Единения».
Все книги О. Бердника пронизаны нитью идеи воссоединения всего живого, целой биосферы во главе с человеком (преображенным человеком). Эти идеи подчеркнуты в его произведениях, изданных на Западе, и выступлениях в прессе.
«…Основы Pa-Йоги гранично простые и прекрасные, они ни в чем не насилуют волю человека: никаких неестественных поз, никакого издевательства над природным Естеством. Полная гармония между Макрокосмосом и Микрокосмосом. Я и Вселенная — Едины. Человек и Звезда, Человек и Солнце, Человек и Мотылек, Человек и Цветок — все это удивительные частицы Единой Души Бытия. Вырисовываются потрясающие эксперименты преображения и трансформации. Если бы была такая школа — можно было бы за одно поколение изменить человека, как мечтал Шри Ауробиндо Гхош!»
Интерес О. Бердника к философской мысли не ограничивается работами индийских мыслителей. О Тейяре Шардене он пишет: «…Тейяра читал. Как же не выслушать Светлого Брата, Мудреца Космического, Провозвестника Омеги, Первого и Последнего, Того, Кто творит нас и кого творим мы своим подвигом и познанием. «Феномен Человека» поразил ученых, искателей. Это — удивительно духовная песнь величия Человеческого Духа и Разума».
Во времена преследования, в 1975 г. Олесь пишет: «… Душа натянута как лук. Рождение неминуемо. Родится только то, что удалось взрастить в Лоне Души. Поэтому пусть отступят страхи и сомнения. Пусть творится Небывалое».
В то же время я писала Олесю о книге Ричарда Баха «Чайка Джонатан Ливингстон». Вот ответ: «Спасибо за чудесную весть о «Джонатане — морской чайке». У нас как раз опубликован перевод. Волшебная притча! Самое удивительное, что вся история Чайки — высшая Реальность. Чайки в стае думают, что реальность — это серый берег и каждодневная еда, но кто прикоснулся к Небывалому, тот знает, что Реальность — это пробужденная от сна Душа, которая радостно сбрасывает с себя лохмотья псевдожизни».
Позже я получила письмо с просьбой прислать книгу Ричарда Баха «Иллюзии» и книги Карлоса Кастанеды.
Все эти слова пусть будут, хотя и маленьким, но оконцем в глубокий мир философских взглядов О. Бердника.
Теперь перейду к автопортрету Олеся как обычного человека, ищущего сквозь будни жизни, сквозь его солнце и тени. Первые письма преисполнены радости: «…Как всегда, дыхание родных и друзей согрело сердце. Сквозь темень, сквозь тучи, сквозь стены — прикосновение братских рук».
«Не печалься, руки не опустим, даже в Беспредельности отыщем родные души. Час грядет, час Великого Единения… Наше Единение не от мира сего».
«Как далеко доля разбросала нас! Может быть, для того, чтобы большее возникало притяжение в страшном клокотании мира?!»
«…Слово Друга — дождь на жаждущие листья души».
«…Рад, что молодые души не забывают родную землю и хотят изучать язык родителей. Без этого человек становится перекати-полем, которое понесут чужие ветры куда попало…»
«…Вы мой мост над бездной, Вы Его нить, волшебная нить Ариадны».
«…Искренне поздравляю с Великим Днем Воскресения! Пусть Светлый Праздник подскажет людям, что настала нора от бумажной традиции переходить к настоящему Огненному Воскресению. Оно грядет».
Огромное впечатление произвела на Олеся Бердника книга «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»: «…Веду эксперименты чайки Джонатана. Это лето решающее. Много думаю над проблемой Альтернативной Эволюции — Объединенной Биосферы во главе с человеком. Боюсь, что техноген далеко зашел, удастся ли остановить деградацию Природы?»
«…Чайка Джонатан — это не только сказка, это — великая реальность. Мы с друзьями мечтаем совершить трансформацию не только символически, но и конкретно, сущностно… Необходим эксперимент. Мир на такой опасной грани, что ждать — это означает предать дух и разум Бытия! Печально, что коммуникации Мира разорваны. Пропасти между Друзьями. Но нужно соединиться над безднами. Радостью и Волей!»
«…Время пожирает дни, годы, возможности… а стая чаек сидит на берегу, считает рыбьи головы, воюет за них… Джонатан разбивает крылья о камень инерции. Может, не нужно тянуть никого в захмарье? Быть собой, быть лучом, быть вспышкой, быть метеором! Кто имеет в сердце чувство Прекрасного — почувствует, увидит, устремится сужденой тропой. Ибо вечно сияет небо и вечно летит Джонатан навстречу нескончаемому Горизонту».
Два столетия назад Григорий Сковорода провозвестил, что настанет час, когда люди начнут творить Республику Духа. И Олесь Бердник осознал: вот Звёздный Шанс Человека, Украины, всего Мира. Построенное на земле — тленно. Созданное на Камне Духа — вечное! Он верил, что настанет пора, когда эта идея будет необходима человечеству…
В 1989 г. в Киеве Олесь Бердник провозгласил Украинскую Духовную Республику.
Торонто, Канада
Источник: Олесь Бердник. Песнь Надземная.
Юбилейное издание, — К: «София», Ltd. 1996. — 272 с.
Легенда о Светонии стала фундаментом всего литературного творчества писателя, и он несет её в хаос современной земной жизни, в экстремум возрастания препятствующего духовной эволюции техногена, и дарит своему народу и всему человечеству, ибо: «…Час грядет. — Час Небывалого Рождения. Чудо? Нет. Издавна сужена Реальность, также проста и прекрасна, как превращение уродливой гусеницы в чудесного мотылька. Все видели эту метаморфозу, по почти никто не придает ей глубинного универсального значения для Всего Мироздания».
Творчество Олеся Бердника — это географическая карта тропинок и дорог в Светонию — Новую Республику Духа, цель которой — «свобода духовного проявления в неисчерпаемости Бытия».
Автор даст нам единственный критерий исканий пути в Светонию — РАДОСТЬ (или Любовь, или Свободу, или Истину, что одно и то же).
Олесь Павлович Бердник родился 27 ноября 1926 года в Вавилове Херсонской области в семье кузнеца. В 1930 году семья переехала в Киев, через два года — в село Кийлов Бориспольского района, где будущему писателю выпало пережить сталинский «голодомор». Школьником пережил немецкую оккупацию, в 1944 г. добровольцем вступил в действующую армию. После демобилизации, закончив учебу в Киевской театральной студии И. Франко, приглашен в театр. Начинающий актер и поэт с юношеским пылом выступил на собрании против партийной политики в области искусства, проводимой тогдашним первым секретарем украинского ЦК Кагановичем. Последовало изгнание из театра и донос но инстанциям. Арестовывался Бердник уже как журналист в городе Галиче, это произошло 24 октября 1949 г. Обвинения в «заговоре» он не признал, а на суде еще и сообщил о насилии и пытках во внутренней тюрьме МГБ в Киеве, за что дополнил свой перечень «преступлений» (приговор — 10 лет изоляции в ИТЛ, 5 лет ссылки плюс 3 — поражения в правах).
Далее — как в авантюрных романах: подготовка к побегу из разъездного лагеря на Печоре, выдача провокатором, групповой этап в Карлаг, новый побег после смерти Сталина и новая поимка, лагерный суд над строптивцами — и снова за решетку без зачета отбытою ранее срока в режимном пункте Джардас. В 1954 г. Верховный суд снял с писателя обвинения в покушении на государственный строй (да и откуда оно взялось?); он выходит на волю, а его книги — к читателю. Увы, ненадолго.
Начиная с 1960 г. пошла атака в прессе на его книги в жанре фантастики и футурологии. Обвинения: идеализм, мистика, поповщина. Немного позже «космический национализм». Чего только не могли «пришить» человеку, чья вера в то, что нация сохранится и в отдаленном будущем, почему-то разозлила «компетентные органы» и партийных бонз. И они начали подготовку к отлучению от литературы. Это в самый-то пик популярности у читателей!
Книги «Подвиг Вайвасваты», «Чаша Амриты», «Звездный корсар» получили разгромные отклики в «Литгазете» (статьи «Черная и белая магия», «Чудеса в чаше амриты» и пр.), в «Журналисте», в «Литературной Украине». А книги шли нарасхват. Затем двинулась тяжелая артиллерия — выступления в партийной печати, на пленумах ЦК; в одной из статей он упоминается как создатель «вредного» произведения… в жанре фантастики. Да, к сожалению, травлей Бердника, закончившейся повторным арестом, дирижировал в эпоху Брежнева один из архитекторов нынешней перестройки… Далее был обыск в доме, клевета в печати, исключение из СП, прессинг КГБ, годы безденежья и безработицы, создание вместе с М. Д. Руденко «Хельсинской группы» в Украине, многочисленные публикации и слава за рубежом. В 1979 г. Бердник вновь арестован. Идеи «Духовной Республики», т. е. Небесной Державы, «Преображения Биосферы на началах Разума, Красоты и Автотрофности», которые отстаиваются в его произведениях, инкриминировалось как «особо опасное государственное преступление»! Писатель был осужден и отправлен в Пермскую область (пос. Кучино, особый 36-й лагерь). Освобожден был в 1984 г. Всего отбыл около 12 лет…
NB: Согласно подсчетам Оксаны Пясецкой, опубликованным в 1986 г. в Оттаве (Канада), Олесь Бердник находится в первой десятке восточноевропейских авторов, переводимых на английский и французский языки.
В одном из писем Олесь Бердник пишет: «…На днях гулял в лесу, нашел дуб. Редкостный дуб — ему две тысячи лет. Семь метров в окружности. Был уже при крещении Руси, пережил Батыя, Екатерину, говорил с запорожцами. Недавно молния ударила в него, обожгла, но он стоит нерушимо, залечивает раны».
Пусть этот символический рисунок станет окном, через которое вы увидите мысли, слова, чувства и мечты Олеся Бердника — Человека, которого смело можно сравнить с крепкой, несокрушимой ветвью дуба-великана — Народа Украинского.
Размышления Олеся Бердника вытекают из древней философии Индии. Вот его слова: «…Читал сейчас работы Шри Ауробиндо Гхоша — могучего индийского мыслителя. Он всю жизнь размышлял о трансформации Человека (эта проблема и мне не даст покоя). Он считает, что человек несет в себе неизмеримую эволюционную силу, которую нужно пробудить. Для этого нужен Лазоревый Кузнец (кстати, замечательное название для книги). Как в одном сне Мать назвала своего Сына, провожая его в путь».
И дальше: «… В мире распространяется понимание того, что только Единый Мир решит общечеловеческие проблемы — и космические, и энергетические, и научные, и творческие аспекты — все лежит в направлении Всеобщего Единения».
Все книги О. Бердника пронизаны нитью идеи воссоединения всего живого, целой биосферы во главе с человеком (преображенным человеком). Эти идеи подчеркнуты в его произведениях, изданных на Западе, и выступлениях в прессе.
«…Основы Pa-Йоги гранично простые и прекрасные, они ни в чем не насилуют волю человека: никаких неестественных поз, никакого издевательства над природным Естеством. Полная гармония между Макрокосмосом и Микрокосмосом. Я и Вселенная — Едины. Человек и Звезда, Человек и Солнце, Человек и Мотылек, Человек и Цветок — все это удивительные частицы Единой Души Бытия. Вырисовываются потрясающие эксперименты преображения и трансформации. Если бы была такая школа — можно было бы за одно поколение изменить человека, как мечтал Шри Ауробиндо Гхош!»
Интерес О. Бердника к философской мысли не ограничивается работами индийских мыслителей. О Тейяре Шардене он пишет: «…Тейяра читал. Как же не выслушать Светлого Брата, Мудреца Космического, Провозвестника Омеги, Первого и Последнего, Того, Кто творит нас и кого творим мы своим подвигом и познанием. «Феномен Человека» поразил ученых, искателей. Это — удивительно духовная песнь величия Человеческого Духа и Разума».
Во времена преследования, в 1975 г. Олесь пишет: «… Душа натянута как лук. Рождение неминуемо. Родится только то, что удалось взрастить в Лоне Души. Поэтому пусть отступят страхи и сомнения. Пусть творится Небывалое».
В то же время я писала Олесю о книге Ричарда Баха «Чайка Джонатан Ливингстон». Вот ответ: «Спасибо за чудесную весть о «Джонатане — морской чайке». У нас как раз опубликован перевод. Волшебная притча! Самое удивительное, что вся история Чайки — высшая Реальность. Чайки в стае думают, что реальность — это серый берег и каждодневная еда, но кто прикоснулся к Небывалому, тот знает, что Реальность — это пробужденная от сна Душа, которая радостно сбрасывает с себя лохмотья псевдожизни».
Позже я получила письмо с просьбой прислать книгу Ричарда Баха «Иллюзии» и книги Карлоса Кастанеды.
Все эти слова пусть будут, хотя и маленьким, но оконцем в глубокий мир философских взглядов О. Бердника.
Теперь перейду к автопортрету Олеся как обычного человека, ищущего сквозь будни жизни, сквозь его солнце и тени. Первые письма преисполнены радости: «…Как всегда, дыхание родных и друзей согрело сердце. Сквозь темень, сквозь тучи, сквозь стены — прикосновение братских рук».
«Не печалься, руки не опустим, даже в Беспредельности отыщем родные души. Час грядет, час Великого Единения… Наше Единение не от мира сего».
«Как далеко доля разбросала нас! Может быть, для того, чтобы большее возникало притяжение в страшном клокотании мира?!»
«…Слово Друга — дождь на жаждущие листья души».
«…Рад, что молодые души не забывают родную землю и хотят изучать язык родителей. Без этого человек становится перекати-полем, которое понесут чужие ветры куда попало…»
«…Вы мой мост над бездной, Вы Его нить, волшебная нить Ариадны».
«…Искренне поздравляю с Великим Днем Воскресения! Пусть Светлый Праздник подскажет людям, что настала нора от бумажной традиции переходить к настоящему Огненному Воскресению. Оно грядет».
Огромное впечатление произвела на Олеся Бердника книга «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»: «…Веду эксперименты чайки Джонатана. Это лето решающее. Много думаю над проблемой Альтернативной Эволюции — Объединенной Биосферы во главе с человеком. Боюсь, что техноген далеко зашел, удастся ли остановить деградацию Природы?»
«…Чайка Джонатан — это не только сказка, это — великая реальность. Мы с друзьями мечтаем совершить трансформацию не только символически, но и конкретно, сущностно… Необходим эксперимент. Мир на такой опасной грани, что ждать — это означает предать дух и разум Бытия! Печально, что коммуникации Мира разорваны. Пропасти между Друзьями. Но нужно соединиться над безднами. Радостью и Волей!»
«…Время пожирает дни, годы, возможности… а стая чаек сидит на берегу, считает рыбьи головы, воюет за них… Джонатан разбивает крылья о камень инерции. Может, не нужно тянуть никого в захмарье? Быть собой, быть лучом, быть вспышкой, быть метеором! Кто имеет в сердце чувство Прекрасного — почувствует, увидит, устремится сужденой тропой. Ибо вечно сияет небо и вечно летит Джонатан навстречу нескончаемому Горизонту».
Два столетия назад Григорий Сковорода провозвестил, что настанет час, когда люди начнут творить Республику Духа. И Олесь Бердник осознал: вот Звёздный Шанс Человека, Украины, всего Мира. Построенное на земле — тленно. Созданное на Камне Духа — вечное! Он верил, что настанет пора, когда эта идея будет необходима человечеству…
В 1989 г. в Киеве Олесь Бердник провозгласил Украинскую Духовную Республику.
Торонто, Канада
Источник: Олесь Бердник. Песнь Надземная.
Юбилейное издание, — К: «София», Ltd. 1996. — 272 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий