Пошук на сайті / Site search

10.02.2019

Бируте Ланге: Этническая религиозность как основа духовной жизни народа (на примере латышской Диевтурибы)

Одним из наиболее ярких проявлений духовности народа является его вера. Изучая историю древних народов, исследователи непременно обращают внимание на мифологию, верования, обряды, желая ощутить, чем же все-таки являлась древняя религия и в чем она себя проявляла. Именно поэтому с самого начала возрождения этнической религии латышского народа, все основное внимание уделялось фольклорному наследию, как основному источнику истинной национальной традиции.

Кто шел по этому пути, тот непременно приходил к ощущению и пониманию истинной национальной духовности, и благодаря такому пониманию, смог возродить древнюю религию сегодня. Речь идет, прежде всего, о традиционном мировоззрении, так как это главная основа, без которой человек не может приблизиться к вере предков. Поэтому, говоря о начале языческого возрождения, стоит отметить следующее: значительная роль здесь принадлежала тем, кто стремился почувствовать глубинную суть древнего мировоззрения, кто интересовался и изучал все то, где заложена исконная духовность. Конечно, первые шаги в возрождении языческой религии делали те, кто осознал значимость древней веры, как духовной основы народа, кто понимал, как же можно вернуться к ней, и что это такая высокая цель, во имя которой можно трудиться всю жизнь. И здесь очевидно, что кто возрождает древнюю веру, тот делает огромный вклад в духовное развитие не только свое, но и многих, многих других. Кто благодаря этому вкладу также приобщается к вере и хранит таким образом наследие наших предков.

За многолетнюю историю народа, который всякий раз подвергался притеснениям, враги которого всячески пытались уничтожить его самобытность, всегда находились мужественные хранители древнего наследия, которым удавалось сохранить древнейшую национальную культуру, помочь тем самым народу выстоять и победить в нелегких испытаниях. Если народ пронес свое великое наследие сквозь столько веков до наших дней, то очевидно, насколько значимым оказалось это наследие, раз сохранение его не дало народу исчезнуть. Это приводит нас к выводу о том, что и в наше время возрождение исконной Традиции есть достойный путь, что поможет народу выйти победителем. Учитывая это, сам собой находиться ответ на вопрос: «Что необходимо для пробуждения народов?» А также еще один актуальный вопрос: «Каким образом это можно осуществить в условиях современного мира?» Для того, чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к историческим сведениям, и увидев пути развития латышской Диевтурибы, уясним ее  значимость для сегодняшнего дня. Всегда особая роль принадлежала тем выдающимся людям, что помогали народу найти свою истинную дорогу. Можно даже сказать, это очень символично: один человек сумел ощутить близость к древним святыням и других направил по этому же пути, разжег в сердцах людей священный огонь, чтобы они продолжили начатое возрождение и поддерживали исконную веру, не давая ей исчезнуть, угаснуть.  Так появлялись первые языческие объединения, общины, в которые входили те, кого объединяла такая общая цель. То есть, появление лидера, истинного убежденного человека, обладающего недюжинными способностями, дарованными свыше и умением показать народу путь к истинам тысячелетней давности, создав тем самым духовную основу для нового возрождения национального духа. Именно такой нелегкий путь прошел латышский народ. Пока стало возможным великое возрождение Диевтурибы − сакрального национального наследия, что есть сердцевина и основная суть латышской культуры. Лидером и духовным наставником народа, титаном национального возрождения стал Эрнст Брастыньш, талантливый художник, писатель, архитектор, археолог, этнограф, педагог. Осознавая то, что единственный путь к национальному возрождению латышей есть возвращение самой глубинной духовной основы, которой является древняя вера. Исконное мировоззрение, что заложено в памяти народа и есть тот корень, что питает его, не давая исчезнуть и покориться уничтожающему влиянию чуждых религий. В своем «Катехизисе Диевтурибы» Брастыньш писал прежде всего о том, что есть Диевтуриба и что она значит для латышского народа. Первый тезис есть ключ к пониманию этого вопроса. «Или мы самоуничтожимся и исчезнем, или возвратим себе свою латышскость. Иного пути нам нет!»

Говоря это, Брастыньш указывал на важнейшее наследие народа, даже более − его единственную и основную суть. Неправильно говорить, что Диевтуриба − это религия. Это мировоззрение и содержание жизни, та связь с Традицией,  что присутствует в памяти народа. Это душа народа. Стремясь возвратить животворящее, таящееся в нем, Брастыньш призывал к возрождению именно самого глубинного. То есть того, на чем собственно стоит культура, что создано самим народом для него самого, и ради его истинного процветания и наибольшего проявления божественных сил, заложенных в нем.

Главное, что это наследие не утеряно. Народ оставил его в мифологии, фольклоре. Латышские дайны содержат сведения об основных духовных ценностях тысячелетней давности и будут с народом вечно. В символику текстов дайн заложены основы мировоззрения народа, его традиционная этика, виденье мира, понимание жизни, знания про Богов. Более того, они несут себе глубинную основу, то, что зовется «содержанием жизни». В древности это мировоззрение было неизменной, крепкой основы для каждого человека, и для всего народа в целом. Эта вера  и была объединяющим началом, что создавала из людей народ. Возрождаясь сегодня, она должна стать основой пробуждения духовного могущества людей, которые смогут стать лучшими представителями  своего народа. Тем народом, что будет нести свою духовную суть, могущую противостоять любым врагам. Возрожденная основа делает народ непобедимым, она дает ему ту небывалую мощь, что может защитить и приумножить его наследие, защищать ценности и помочь отстаивать его интересы.

Что же являет собою сердцевина латышской культуры, тот сакральный пласт культуры, о котором мы знаем из текстов дайн? Древние песни показывают различные стороны жизни человека, нет вероятно такой грани человеческого бытия, что не отражались бы в них.

В дайнах показано, как народ отвечает на основные вопросы бытия:

Зачем я на свете?

Есть ли какие-то постоянные законы, по которым надо жить?

И если народ принимал их, то как ими пользоваться?

И передо мной открылось большое и прекрасное устроение мира, в котором люди жили, искали согласия и передавали найденный житейский опыт. Фольклор — это коллективный опыт. Какой же именно коллективный опыт воспевается в дайнах?

В первую очередь — согласие. Хоть и хотелось бы на первое место поставить любовь, как в философии Райниса, но латышские народные песни более расширенно трактуют все-таки идею согласия. Наверное, потому, что любовь в силу своей хрупкости, интимности стесняется проходить через уста многих людей, а принимает облик более общего для всех чувства согласия, слаженности чувств.  В сфере бытия человека царят два ритмических движения. Первое связано с созиданием и преображением вещей. Его символически в дайнах представляет Мара, Мать Всех Матерей. Второе — менее заметно, менее очевидно, но неизменно проявляющееся, это путь причинно-следственных связей. Его представляет Лайма, символ судьбы. Именно так эти древнелатышские символы воспринимаются и по сей день. Это законы развития мира, действующие и ныне. Просто древние латыши не знали формулировки «закона причина — следствие», но смысл его в своем непрерывном мышлении они иногда улавливали в куда более широких пределах, нежели мы с помощью логики «завершаемого» мышления, характерного для современного человека.

Древнее наследие, оставленное нам нашими предками несет в себе невыразимый заряд силы. Раз оно обеспечивало людям жизнь в гармонии с окружающим миром, людьми, неразрывное взаимодействие с высшими силами, то это можно сказать своего рода программа народа, то, что для него характерно, то, без чего ему не быть народом. Из этого вытекает вывод о необходимости возрождения Диевтурибы сейчас. Если стремится к возрождению народа, нужно вернуть то, что делает  народ народом — его духовность. А для этого нужно чтобы люди осознали всю важность истинной  культуры, учились ее правильному пониманию, врастали своими корнями в нее, и главное знали, что же она есть на самом деле! Это немаловажный процесс, так как возрождая прежде в самом себе  близость к Традиции, человек уже приобщается к общему великому наследию, черпая силы из которого он становится могущественным, могущим творить что-либо важное  для своего народа. Только такой человек может дать своей земле то, что ей необходимо, и главное защищать ее национальную неповторимость и самобытность. Возникает следующий вопрос: как способствовать тому, чтобы люди понимали значимость истинной культуры своего народа в мире, который полон враждебным и чуждым?

Во-первых, сознательное стремление человека нести духовность и делать что-либо для ее возрождения есть уже немалый вклад в это великое дело. Объяснение  и толкование основных идей Диевтурибы  можно делать уже на основе написанных произведений Эрнста Брастыньша. В «Церокслисе» даны ясные комментарии к дайнам, показано как даются ответы на важнейшие мировоззренческие и жизненные вопросы. Там и вопросы о Боге, о Диевтурибе, о том, что она должна дать латышам. Возродитель  Традиции должен быть в первую очередь духовно грамотным во всем, что касается знаний о Традиции, что поможет избежать неясности и противоречий  в мировоззрении, позволит понять свой четкий путь и выстроить для себя систему традиционных ценностей. Человеку свойственно быть близким к своему народу. Этот родник  исконной культуры заложен в душе многих, просто нерадивые люди не помнят об этом, «захламляя» себя  вредоносными идеями, отделяющих его от исконной веры, тем самым делая его морально немощным. Немощь народа — это есть следствие утери связи с глубинной родовой традицией. Истощение корней приводит к процессу быстрого упадка и разложения, который нельзя остановить, если не прилагать усилия возродить то, что делает народ могущественным.

Мы счастливые люди, так как можем черпать для себя силы из нашей глубинной Традиции. Путь к ней не так далек, если отбросить сознательно для себя все вражеское и чужеродное. Человеку естественно природное, истинное, исконное. Все наносное, привнесенное это лишь уловка, способ врагов убить в человеке его этническую самобытность, превратить в ничто, не знающее ни правды, ни корней своих.  От близости к культуре своего народа и является истинная сила. Имея свои традиции богопочитания, только так можно прийти народу к истинному пути. Невозможно жить латышской жизнью, придерживаясь чуждых, не свойственных нашим предкам ценностей. А есть же на самом деле путь  избежать этого! Как писал Брастыньш: «Мой народ! Ты счастливейший из всех народов на земле! У тебя есть твоя религия, лучшая в мире!». Мы имеем источники знания о нашей духовности, мы можем вдохновляться примером подвига таких героических людей как основатель возрождения Диевтури Эрнст Брастыньш. От него мы имеем и великий пример силы человеческого духа, который оставил светоч своему народу с тем, чтобы нам, в наши нелегкие времена было гораздо легче приблизиться  к нашему ценнейшему нематериальному наследию, которое должно быть с народом во все времена, став его главной и основополагающей сутью.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти