Пошук на сайті / Site search

02.02.2019

Священник Георгий Чистяков: Философские и психологические основы фанатизма

Произнося слово «фанатизм», нужно иметь в виду, что была не только  Варфоломеевская ночь, не только убийство Грибоедова разъяренными персами,  но было и 11 сентября 2001 года. То есть фанатизм — это не только далекое  прошлое, но и то, с чем мы сталкиваемся сегодня. Это все разбросанные по  российским городам синангоги, где либо били окна, либо устраивали пожары или  взрывы. Подобной участи не избежали и многие протестантские храмы. Это и  история в Татарстане, где мусульмане воспротивились строительству  православного храма. Это и рассылки в США по Интернету адресов врачей,  делающих аборты, чтобы потом этих врачей убивали.
С проявлением фанатизма можно столкнуться практически во всех религиях.  Возникает вопрос, что такое фанатизм. Представители различных конфессий  часто стараются подчеркнуть, что фанатизм — это нечто особенное, не имеющее  отношения к религии. Верится с трудом, поскольку история религии во все века  была связана с историей фанатизма. Вольтер говорил о фанатизме как об  извращенном ребенке религии, и, скорее всего, на этом определении стоит  остановиться. Хотя можно, воспользовавшись образом Шварца, сказать, что  фанатизм — это тень религии. Может быть, фанатизм — это плод манипулирования  сознанием масс в тех или иных политических целях. Например, в Средние века  Ян Гус, которого сжигали на костре, увидел в фанатизме окружавшей его толпы  плод манипулирования ее сознанием. Заметив старушку, подбрасывающую  хворост в его костер, он воскликнул: «Святая простота!» — имея в виду, что  старушка думала, будто делает нечто хорошее.

Но опыт показывает, что фанатизм не навязывается сверху, он возникает  изнутри и этим страшен. Идея Варфоломеевской ночи вызрела в ремесленных  цехах тогдашнего Парижа. Ремесленники, которые в обычное время выступали в  роли хоругвеносцев — носили хоругви и различные святыни во время  религиозных процессов, — стали той питательной средой, в которой возникла  идея убивать гугенотов, и они же претворяли эту идею в жизнь. Поэтому, видимо,  можно говорить о корпоративной природе фанатизма.
Но мы пока так и не дали определения фанатизма. Для Белля, например, это  любая первобытная форма религии. Дикари, которые приносили жертвы в лесах  далекого прошлого — они и были фанатиками. Соврешенно иное определение в  «Философском словаре» дает Вольтер: суть фанатизма заключается в том, что  фанатик, отстаивая ту ортодоксию, хранителем которой он себя считает, готов  казнить и убивать. Это, наверно, максимально жесткое определение. Фанат —  далеко не всякий защитник ортодоксии, далеко не всякий фундаменталист.  Фанатизм начинается там, где у человека появляется желание гнать, казнить,  убивать несогласных. Это очень важно понять, потому что во времена Советской  власти, например, к фанатикам причисляли таких мирных людей, как Сергий  Радонежский или Серафим Саровский.
С другой стороны, слова «фанатик», «фанатизм» — это ярлыки, потому что сам про  себя человек не скажет: «Я — фанатик». Это термин, который употребляется  только по отношению к другому. И не употребляется по отношению к тому, кого  мы понимаем. Определить фанатизм по-настоящему, всерьез не так-то просто.  Кто такой вообще фанатик? Может, это маска на манер античных? Когда мы  говорим о фанатизме, нужно быть очень осторожными и не зачислять в  фанатики всех без разбора.
Поскольку самоидентификация фанатика исключена, приходится анализировать  со стороны. Допустим, греки не были фанатиками, потому что, приходя в другие  страны, они узнавали в чужих богах своих богов. У греков не было Священного  Писания, греки охотно — как позже и римляне — принимали культы других народов,  других религий. В античном Риме были храмы всех религий. И воспринималось  это абсолютно адекватно. Христианство с самого начала воспринимается как  истина в конечной инстанции, и поэтому почти непременно тенью христианства  становится фанатизм — тот фанатизм, который проявился в инквизиционных  процессах, в сожжении книг античных авторов. Почему греческие поэты 7-8  веков до н.э. дошли до нас только в цитатах поздних авторов? Потому что их  книги были сожжены. С этого начинается история христианства как  государственной религии. Следует подчеркнуть, что сначала, пока христиан не  поддерживало государство, пока императоры не были христианами, фанатизма  не было. Значит, еще одна характеристика фанатизма — зарождаясь где-то внутри  массы, он обязательно поддерживается сверху.
Вольтер призывал разделять понятия «фанатик» и «энтузиаст». В частности,  Игнатия Лойолу он относил к энтузиастам. Святой Игнатий не стриг ногти и  волосы, не спал месяцами, но он никого не убивал и никого не призывал делать  это. Поэтому Вольтер, который очень не любил Лойолу как выразителя  католических идей, подчеркивал, что Лойола — энтузиаст, а не фанатик. Фанатик —  это тот московский священник, который прислал учительнице своего ребенка  письмо, известив ее о том, что он запретил своей дочке учить по-английски текст  о Дне Святого Валентина, потому что этот день пропагандирует проституцию,  праздник этот нехристианский и т.д. Фанатик обычно ограничивается тем, что  распространяет взгляды подобного рода, но когда эти взгляды укореняются в  больной голове, случаются беды.
Фанатическая масса очень легко либо выдвигает из своих рядов вождя, либо  идет за вождем, что можно увидеть на примере Германии и Гитлера. Бывают и  фанатики-одиночки, не нашедшие активных сторонников.
Фанатик концентрируется на образе врага, его мышление трансформируется,  поэтому игры в разжигание фанатизма опасны.
На последних Рождественских чтениях митрополит Кирилл, рассуждая об  обострении отношений между Русской православной церковью и  Римско-католической церковью, сказал, что когда используются трудности  страны, чтобы закрепиться в ней — это духовная агрессия. По словам  митрополита Кирилла, после утверждения епархии католики стали претендовать  на создание поместной католической церкви в России. Это означает, что вся  Россия стала «их» территорией. Разумеется, учившийся в Риме, достаточно  образованный и широко мыслящий митрополит Кирилл так не думает. Он знает,  что весьма малочисленные в России католики никакого реального влияния на  религиозную ситуацию не имеют. Аналитика свидетельствует — никакой  католической угрозы не существует. Тогда почему же митрополит Кирилл говорит  о ней? Митрополит известен в церковных кругах как западник, как либерал —  именно за это его и не любят. Но сегодня, когда возникает вопрос о том, кто будет  следующим патриархом, митрополиту необходимо заручиться поддержкой  большинства, поэтому он разыгрывает антикатолическую карту: встречается со  священниками и с мирянами, настроенными против католиков, считающими  католиков врагами христианства, и т.д., что очень плохо согласуется с  регулярными встречами патриарха с католическими епископами, которых  патриарх называет братьями. Понятно, что есть цивилизованная политика,  которую проводит Московская Патриархия, есть нецивилизованный взгляд  темной массы и есть игра на фанатизме. Думается, митрополит Кирилл играет в  очень опасные игры, потому что искра ненависти может вызвать большой пожар,  о чем мы знаем на примере погромов в синагогах и протестантских храмах.
Католики в глазах мрачно настроенного православного человека — это страшные  враги, от которых исходит опасность. Это хорошая иллюстрация к тому, что  фанатизм вообще склонен демонизировать врага, видеть во враге такую угрозу,  перед которой можно испытывать только иррациональный страх и которой надо  сопротивляться всеми силами. Наверное, именно поэтому фанатик практически  всегда становится некрофилом (если использовать этот термин по Фромму) и  стремится живое превратить в неживое, убить, запретить, растоптать, закрыть и  т.д. Не случайно же сегодня в среде духовенства и мирян очень популярна идея  канонизации Григория Распутина.
Для фанатика очень привлекательна идея превращения человека в труп,  поэтому надо запрещать, гнать, казнить. Если невозможно казнить физически —  надо казнить морально. Фанатик очень любит убивать словами — убивать в  действительности, реально. У фанатика идея «иметь», «господствовать»  доминирует над «быть» — опять же по Фромму. Фромм пишет и о том, что фанатику  свойственно идеализировать прошлое и жить прошлым, и это действительно  характерно для наших фанатиков, которые говорят, что вся правда — в прошлом,  прошлое — это идеал, и т.д. Фанатик горит ненавистью, причем эта ненависть  поэтизируется и возводится в ранг святого чувства, в его идеологии нет ни любви  к жизни, ни радости, ни стремления к созерцанию.
Как и что мы можем ответить людям, которые исповедуют такие взгляды? Нельзя  закрывать глаза на то, что и среди православных в России, и среди мусульман, и  среди других конфессий есть фанатики. В некоторых случаях это маргиналы, но  сегодняшние маргиналы завтра могут превратиться в достаточно  консолидированную силу. Мой приятель — Альбрехт Диле, немецкий историк и  филолог, занимающийся классической древностью, сын лютеранского пастора,  умершего в конце 1930-х годов, рассказывал, что его родители смеялись над  Гитлером, пока тот не пришел к власти. Мы знаем, что из этого вышло. Поэтому  фанатический маргиналитет — это явление, которое приходится принимать во  внимание, о котором необходимо говорить и задумываться.
Бацилла фанатизма очень легко распространяется в религии, когда религия  чувствует поддержку со стороны. В независимой религиозности практически не  бывает фанатизма.
Что делать? Во-первых, конечно, необходимо просвещение. Около десяти лет  назад в Москве был создан Свято-Тихоновский православный институт, студенты  которого не ищут врага, а изучают библейские языки, изучают другие  древневосточные языки библейского ареала, типа арамейского,  древнеегипетского и т.д., и учатся по-настоящему хорошо и по-настоящему  серьезно. Просвещение — это очень важный компонент в преодолении  фанатизма. Во-вторых, проповедь биофильского, используя термин Фромма,  христианства. Когда человек начинает жить в измерении встречи с Богом, тогда  вся шелуха, которая делает религию идеологией, а верующего человека —  носителем этой идеологии и очень часто фанатиком, сама собою отпадает.
Огромный опыт для православия — это опыт существования православия в  изгнании. Это православие, не зависимое от власти: власть его не гнала, власть  его не давила, власть его не использовала, как это было в советские времена,  власть его не пыталась использовать и возвысить, как это часто происходит  сейчас, — оно развивалось абсолютно независимо, и в нем нота фанатизма  отсутствует начисто.
Я подчеркиваю, завершая, что религиозность, свободная от опеки власти, как  правило, не может быть фанатичной. Это еще один существенный компонент.  Фанатизм, вырастая в какой-то темной массе непросвещенного населения,  всегда опирается на поддержку силы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти