Поиск по сайту / Site search

01.06.2020

Марлен Зиманов: Как батыр Сатбек отрубил голову атаману Ермаку и бросил тело на растерзание псам

Северный и восточный Казахстан по своему ландшафтному районированию не имеет естественных преград в направлении Сибири. Более того, и Туран и Сибирь (особенно в своих прилегающих степных частях) являют собой одно естественное, природное целое. Объективное единство территории издавна дополнялось субъективным единством культурной и политической жизни региона. Поэтому казахи всегда имели собственные интересы в Сибири, в которой они, помимо прочего, искали смерти Ермака. Человека имевшего неясное, по некоторым версиям чуть ли не тюркское, этническое происхождение. Хотя люди в здравом понимании его «подвигов» вряд ли рискнули бы «приобщаться» к ним. Слишком много проклятий связано с Ермаком.

Летом 1581 года (атаман) Ермак, полностью вырезал казахско-ногайское население бывшей золотоордынской столицы Сарайшика, и так едва доживавшего свои дни после распада Золотой Орды. В городе оставалось всего лишь две тысячи населения. И всё оно было предано смерти. Судьба убитых на месте мужчин оказалась предпочтительнее трёх дней мучений девушек и женщин, страдания которых прекратились казнью только на третий день. Такого изощрённого геноцида Туран в своей истории ещё не видел, ибо степняки даже у кровных врагов не убивали ни женщин, ни детей. Впрочем, изуверствами над живыми казаки Ермака не ограничились. Совершив «земное» изуверство, они разрыли царские могилы, ограбили их, а кости давно упокоенных ханов Золотой Орды и Казахского ханства сожгли. Произошло невиданное святотатство и над миром мёртвых.

Полномасштабный геноцид живых совместился с кощунственным осквернением памяти мёртвых. Такие преступления против мёртвых лишали виновных аруаха. Таким образом, Ермак совершил двойное убийство: и живых, и мёртвых. Сравните сами: даже в фашистских лагерях смерти находились живые, а в ордынском Сарайшике их не осталось. И эти души убиенных и непохороненных, и аруахи усопших не могли быть успокоены, пока был жив преступник. Попранная сакральность требовала кары для успокоения аруахов. Поэтому туранская вендетта Ермаку приобретала характер и кровной мести и небесной кары. От такого изуверства Ермака опешил даже царь. Ему-то и самому отказал в божьем благословлении собственный митрополит Филипп. Но при известии о «подвиге» Ермака, даже кровавый царь открестился от такого небывалого грешника.

Впрочем, помимо этих злодеяний, Ермак оказался виновен ещё и в государственном преступлении, так как был причастен к убийству царского посла Перепелицына. При таком стечении событий, казалось бы, «царская обида» должна была исполнить сакральные туранские проклятия, но «Тёмная сторона», овладев человеком, сделала его ещё удачливее в его «злых делах». Ермак сначала взял Сибирь, ведь «Тёмная сторона» всегда сильна своими злодеями. И Ермак, вооружённый поддержкой Строгановых, игравшими в северных краях роль Ост-Индской компании, вошёл в Сибирь. Этот эпизод вначале не был столь акцентирован и значим для казахов и джунгар, занятых в своей войне. Но всё изменилось, когда 26 октября 1582 года Ермак занял Искер – сибирскую столицу, покинутую слабосильным Кучумом. Тут-то и «возникли» в Сибири казахи.


Существует казахское предание о том, что не Кучум, а казахский батыр Сатбек из племени Уак в 1584 году пресёк кровавый путь завоевателя Ермака. Казахская народная память сохраняет аруах батыра Сатбека как победителя нелюдя «Жармака», тогда как официальная российская история говорит о том, что Ермак утонул. Но тогда, откуда взялась кольчуга Ермака, не от средневековых водолазов же. Сатбек-батыр отрубил ему голову, отделив от тела грешную душу, которой никогда не будет покоя. Да и откуда возникнет аруах кровопийцы, не от поминок же по «изуверу» Сарайшика и Сибири. По другому, тюрко-сибирскому преданию Ермака убил кучумовский воин батыр Кучугай, «прободев» ему горло. Конечно, обе тюркские версии легендарны. И они явно противоречат официальной российской истории, которая утверждает, что Ермак утонул.

Но при этом необходимо учесть, что и сама российская версия также составлена «со слов», то есть она не менее легендарна. При таком изустном сходстве первоначальных источников тюркские версии получают преобладание, хотя бы своим «двойным количеством». Кроме того, официоз можно уличить в имперской тенденциозности и заинтересованности. Царская Россия была империей, а империя не может позволить развенчания своих героев. Всё-таки недаром Россия создала великодержавную и героическую историю «Завоевания Сибири».
 Сформировалась целая идеология «покорения Сибири» и потому империя не могла себе позволить признаться в настигшем Ермака возмездии. Да ещё со стороны «покорённых», то есть «неблагодарных». В связи с этим в «зоне умолчания» оказалось и последующая гибель Ермакова войска вместе с царским воеводой.

Конечно, и в тюркских версиях имеется разночтение, но оно заключено лишь в имени воина. Впрочем, оно может оказаться всего лишь диалектными разночтениями имени и прозвища одного и того же бахадура. Также вызывает вопросы появление казахского батыра в сибирской истории. Но и на это имеются ответы. Первое: не царская и не советизированная история тюрков Сибири хранит примеры того, что некоторые казахские батыры принимали участие в этой сибирской истории, причём как на стороне империи против Кучума, так и против неё и её Ермака. Второе: Сибирь не ландшафтно-географический изолянт, то есть отрезанным от казахов регионом. Этого не было ни до Кучума и Ермака, ни после них. Более того, само восхождение Кучума на Сибирское царство, как и его последующее низложение, связано с непосредственным казахским «участием» в событиях.

И всё же, в любом варианте такой эпический конец атамана казаков Ермака если не от тюркского оружия, то уж во всяком случае, от тюркской мести знаменателен. На Востоке даже спустя продолжительное время никогда не забывали свои даже стародавние обиды, а уж осквернение Аруаха мёртвых не забывалось вовсе. Смерть Ермака стала метафизической казнью и карой душегубу, «отличившемуся» немыслимым кощунством к усопшим и потревожившему аруахи степного народа. В этом же выразилось и тураническое этнокультурное единство сибирских и казахских тюрков. И те, и другие, несмотря на своё колониальное положение, почитали за великую честь для себя и для своих бахадуров убить проклятого осквернителя гробниц.

Автор: Марлен Зиманов 
Из книги «Алтайская звезда. Национальная идея Турана».

***

Изображение: Творческая мастерская Алексея Антонова, 2012
Макетирование: Иван Голубев
Мастер: Игорь Емашев
Ювелир: Павел Ветров
Материалы: яшма, кварцит, родонит, халцедон, долерит, пирит, сердолик, золото, серебро, окаменелое дерево,
Размеры: 30 × 16 × 16 см.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти