Балкарцы и карачаевцы являются одним из самых высокогорных тюркских народов. Они занимают ущелья и предгорья Центрального Кавказа по долинам рек Кубань, Зеленчук, Малка, Баксан, Чегем, Черек и их притоков. На территории Балкарии и Карачая расположены почти все известные пятитысячники – высочайшие вершины Кавказа: Минги-тау, Дых-тау, Коштан-тау, Гюльча и др. Здесь же находятся крупнейшие ледники и фирновые поля: Азау, Терскол, Иткол, Чегет и др. Территория Балкарии и Карачая богата горными массивами, лесами, плодородными долинами и альпийскими лугами.
Характеристика карачаево-балкарского народа
Балкарцы и карачаевцы – древнейший народ Кавказа. Истоки их истории и культуры неразрывно и тесно связаны с историей и культурой как многих кавказских народов, так и многочисленных тюркских народов от Республики Саха до Турции, от Азербайджана до Татарстана, от кумыков и ногайцев до алтайцев и хакасов.
В составе бывшего Советского Союза тюркские народы занимали по численности второе место после славянских народов, а всего в мире тюркоязычные народы составляют более 200 млн. человек. В высокогорных ущельях Кавказа карачаево-балкарцы проживают в тесном окружении народов, говорящих на иных языках: картвельском, адыгском, осетинском и др. С XIV-XV веков балкарцы и карачаевцы стали постепенно обособляться территориально, но во всём остальном – это единый народ. Ближайшие соседи называют балкарцев асами (осетины), балкарами (кабардинцы), азами или овсами (сваны), – а карачаевцев, например, мегрелы называют аланами. Словом алан балкарцы обращаются друг к другу.
***
Хозяйство и культурно-экономические связи
Балкарцы и карачаевцы с древних времён занимаются горным, отгонным или яйлажным скотоводством. Скот на лето выгоняют на летние пастбища – жайлыкь. От этого термина и происходит понятие яйлажное скотоводство. Ведущей отраслью скотоводства у балкарцев и карачаевцев было овцеводство, однако большое место занимало и разведение крупного рогатого скота и коневодство. Огромное количество скота, в несколько раз превышающее уровень у соседних народов, обеспечивало балкарцам и карачаевцам всё жизненно необходимое. Продукция скотоводства одевала, кормила, обувала народ – она же шла на общекавказские рынки, где на него выменивали все необходимые товары: ткани, посуду, соль и пр.
Развитое горнорудное дело обеспечивало балкарцев и карачаевцев медью, свинцом, каменным углём, селитрой и др. Пахотных земель в Балкарии и Карачае было мало, поэтому земледелие не играло такую же, как скотоводство, важную роль в их экономике. Тем не менее каждый клочок земли тщательно обрабатывался, очищался от камней, орошался при помощи умело проведённых ирригационных сооружений. Во многих местах и сейчас можно видеть горные склоны, изрезанные громадными террасовыми полями земледельцев – древних предков карачаево-балкарцев. Балкарцы и карачаевцы имели самые дружественные культурно-экономические связи со всеми соседними народами. Эти контакты часто приводили к множеству смешанных браков и межэтнических родственных взаимоотношений.
***
Историко-культурное наследие карачаево-балкарского народа вобрало в себя многое из культуры кавказских народов и всего тюркского мира. Это нашло отражение в мифологии, эпических сказаниях и других жанрах фольклора, а также в древнейших религиозных представлениях, в которых упоминаются высочайшие горные вершины, моря, бескрайние степные просторы евразийских степей. В религиозных представлениях ведущее место занимают общетюркские божества Тенгри (Тейри), Умай и др. Древнейшие истоки культуры испытали влияние таких мировых религий, как христианство и мусульманство, бытуют до сих пор среди карачаево-балкарского народа в виде различных обычаев, обрядов, народных игр и представлений.
С древнейших времён предки балкарцев и карачаевцев имели свою общетюркскую письменность в виде рунических надписей кавказских болгар, которые в большом количестве обнаружены на территории Карачая и Балкарии в памятниках VII-XII веков. Уже в начале XVIII века балкарцы и карачаевцы имели письменность на основе арабского алфавита, о чём красноречиво говорит так называемая Холамская надпись 1715 года, обнаруженная в ауле Холам, надпись 1709 года и др. В настоящее время балкарцы и карачаевцы пользуются русским алфавитом. Среди множества народов бывшего СССР балкарцы и карачаевцы занимали первое место по числу имевших высшее образование на тысячу человек.
***
Древние сведения о балкарцах и карачаевцах
Современное имя балкарцев восходит к имени древних кавказских болгар, которых уже во ХI веке до н.э. древние историки размещали в земле болгар – в Кавказских горах. Арабский автор Х века ибн Русте писал, что в отдалённых пределах Грузии живут племена Таулу-ас, т.е. Горные асы. Это название полностью тождественно географическому самоназванию карачаевцев и балкарцев – таулу, т.е. горцы. Многие видные учёные прошлого и XX века (Менандр Византиец, Г.А. Кокиев и др.) называли один из крупнейших торговых путей вдоль реки Кумы мимо Эльбруса, через Карачай в Колхиду (Грузию), которым владели римляне, Xоручон по имени карачаевцев.
Анализ всех доступных материалов приводит академика П. Буткова к выводу, что уже в Х веке на современной территории Балкарии жили балкарцы. В 1395-1396 годах завоеватель эмир Тимур (Тамерлан) и его летописцы именовали балкарцев и карачаевцев асами и вели с ними ожесточённую борьбу. Асами до сих пор именуют балкарцев и карачаевцев их ближайшие исторические соседи – осетины. В 1404 году архиепископ Иоан Галонифонтибус называл карачаевцев карачеркесами, так же именовал их путешественник 1643 года Арканджелло Ламберти. Таким образом, с древнейших времён и до XIV века в письменных документах балкарцы и карачаевцы назывались асами, болгарами, карачеркесами, таулу-асами...
***
В грузинских документах XIV столетия и позднее балкарцы и Балкария назывались басианами и Басианией. Наиболее ранним упоминанием этого названия является золотой Цховатский крест. На этом кресте повествуется о том, как некий эристав Ризия Квенипневели попал в плен в Басианию и был выкуплен оттуда на средства Спасской церкви селения Цховати Ксанского ущелья. Басианию и быт басианов подробно описывал в своём трактате историк и географ Грузии царевич Вахушти в 1745 году. Согласно его записям, название басиани происходит от имени хазарского племени баса с прибавлением к нему грузинского указателя множественности -ани.
В январе и феврале 1629 года Терский воевода И.А. Дашков отправил в Москву два письма, в которых писал, что в земле, где живут балкарцы, имеются залежи серебра. С тех пор имя балкарского народа постоянно фигурирует в русских официальных документах. В 1639 году в Грузию отправляется русское посольство в составе Павла Захарьева, Федота Елчина, Фёдора Баженова. Они 15 дней гостили у карачаевских князей Крымшаухаловых в ауле Эль-Журту близ современного города Тырныауза. О балкарских кабаках (селениях) говорится и в 1643 году в отписке Терского воеводы М.П. Волынского.
А в 1651 году московские послы Н.С. Толочанов и А.И. Иевлев, следуя в Грузию, две недели гостили у балкарских князей Айдаболовых в Верхней Балкарии. Также сведения о балкарцах и карачаевцах содержатся в документах европейских и русских учёных и путешественников 1662, 1711, 1743, 1747, 1753, 1760, 1778, 1779, 1793 1794, 1807-1808 годов. В 1828 году академик Купфер называет карачаевцев черкесами, такое название за балкарцами и карачаевцами было закреплено ещё с 1636 и 1692 годов в путевых заметках грузинских и европейских авторов. В подобных документах балкарцев и карачаевцев очень часто называли горскими черкесами.
***
Комментариев нет:
Отправить комментарий