12 лет назад не стало писателя Василия Аксёнова (1932-2009). Напомним фрагмент из его заметки "На полпути к Западу", опубликованной в 1993 году в журнале "Континент".
"... Мы должны во всех сферах, как внешних, так и внутренних, закончить нашу столетнюю войну с Западом. Когда-то было сказано: "Да, скифы мы, да, азиаты мы, с раскосыми и дикими глазами”. Однако не следует забывать, что сказано это было поэтом с внешностью итальянского католического юноши, с кудрявым ореолом волос и патрицианским носом, да к тому же еще и с немецким именем. "Поскребите любого русского и найдете татарина", сказал в прошлом веке высокомерный пруссак, и это верно. Однако прежде, чем вы доберетесь до татарина, перед вами может мелькнуть и немец, и еврей, и поляк, и француз, а под татарин ом, копнув глубже, вы непременно обнаружите и варяга, и грека. С другой стороны, поскребите любого татарина и вы найдете русского. В силу равнинного расположения и перекрещения дорог здесь образовалась, может быть, самая космополитическая компания.
Мы все перемешались и создали российский этнос европейского типа. Мое поколение советских людей выросло почему-то с сильной ностальгией по Западу, присоединившись таким образом к Пушкину и Лермонтову, а не к Павке Корчагину. Однако, не только Россия томилась по Западу, на Западе тоже всегда жила грусть по утраченной России. При всем вполне понятном подозрении и готовности к отпору Запад явно мечтал о каких-то фантастических временах, когда Россия вернется со всеми своими борщами и Достоевскими. <...>
Как-то я познакомился с бизнесменом, который изучает российскую технологию и закупает патенты. "Оторванные от мира, они искали свои пути , — говорит он, — и нередко находили оригинальные решения". Так что дело не всегда пахнет керосином, если иметь в виду жажду природных ресурсов. Хорошо известен тип русского человека, который повсюду находит заговоры против своей уникальности, который никогда не устанет видеть в Западе коварного обманщика. Он говорит, что Россия, интегрированная с Западом, потеряет свою самобытность, чуть ли не родной язык забудет, бедная красавица. Этот тип русского человека напоминает мне одного писателя-почвенника из издательства "Современник”, который при виде первых вывесок "Пепси-колы" впадал в сущую истерику и вопил: "Нам этого не нужно! У нас свой напиток есть, квас! Квас лучше!". Как-то я ему сказал: "Да пусть будет и то, и другое". Он захлебнулся, ошеломленный.
Голландец, будучи жителем Запада, остается голландцем. Швед есть швед, француз — француз, простите мне прописные истины, но итальянец — это итальянец, не говоря уже об испанце. Благополучному народу легче сохранить свою самобытность, чем люмпенизированному злобному сброду. Россия, став частью западного мира, конечно останется Россией, несмотря на настырный напор западной массовой культуры, больше того, она сможет, хотя бы отчасти, повлиять на Запад в сторону улучшения вкуса и смягчения тоталитарных тенденций, существующих и на Западе. Я имею в виду, разумеется, массовый рынок культуры, навязывающий повсюду свои торговые стереотипы. Русские со своим опытом противостояния тоталитарщине могли бы прервать порочный круг навязывания вкусов.
Пока этого, к сожалению, не происходит. Пока что мы поглощаем только дешевку, преисполняемся пиететом совсем не перед тем, перед чем надо преисполняться, вклад наш в общее европейское дело еще очень мал. Но это только начало. Со временем, надеюсь, Россия и другие страны, входящие в то сообщество, которое могло бы в будущем стать чем-то вроде "Pax Rossiana", — станут неотъемлемой частью западной цивилизации, а советский человек избавится от своей постоянной глумливой, трусливой и наглой ухмылочки в адрес Запада. Сказанное вовсе не означает прекращения анти-западной школы в России, но только настораживает против ее фашистско-коммунистических тенденций. Парадокс состоит в том, что западный путь обеспечит развитие всех школ мысли, в том числе и антизападной, в то время как антизападный путь прихлопнет всех".
Комментариев нет:
Отправить комментарий