Таким образом, вопрос о неизменном постоянстве способа укладки волос выходит далеко за пределы этнографической проблематики и, видимо, должен рассматриваться в другой системе координат. Речь идёт об имперской культуре. Например, уже упоминавшиеся воинские пояса с геральдическими изображениями драконов появляются в монгольской среде как бы в одночасье. И связано это было с резко изменившимся уровнем государственного строительства после реформ 1206 года, когда при оформлении новых элит потребовались новые объединительные символы. В строго иерархической вертикали правая мужская сторона «уравновешивалась» левой женской. Женским эквивалентом сложной мужской прически выступала бокка.
***
И подобно тому, как форма причёски была одинаковой для всех мужчин от императора до рядового воина, так и форма бокка была одинаковой для всех женщин в Монгольской империи. Разумеется, что речь идёт именно о жёнах, чьи мужья состояли на военной или административной службе у великого хана. Свидетельствам современников событий, как правило, обращавших внимание на внешнюю сторону явлений, принадлежит решающее значение для анализа заявленной темы, ибо нас интересует функция мужской причёски. Поэтому, прояснив мотивацию подобных описаний, мы сможем приблизиться к пониманию истинного назначения того или иного предмета в имперской культуре (одежды, головного убора, причёски).
Известно, что отличительные черты во внешнем облике представителей любого сообщества выполняют функцию культурного знака, в котором материализована не видимая для наблюдателя система социальных связей. В середине XIII столетия усилиями францисканцев христианский Запад открывал для себя ранее малоизвестный мир азиатской культуры. В донесения францисканской миссии 1245 года, побывавшей в кочевой ставке великого хана близ Каракорума, среди множества разнообразных и важных тем включены детальные описания монгольской мужской причёски.
С какой целью это сделано? Трудно предполагать, что римская курия интересовалась подобными вещами. Следовательно, у папских послов имелись какие-то веские основания для описания внешнего облика монголов. Проведя более полутора лет в странствиях по дорогам Монгольской империи и участвуя в важных церемониях (коронации хана Гуюка), они могли на собственном опыте убедиться в том, что империя выработала сложную систему символов. Донесения францисканцев являются своеобразным тестом, призванным ответить на ключевые для Запада вопросы о появлении на культурном горизонте христианского мира грозной и не известной силы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий