22 сентября 1993 г. на сессии Самарского областного Совета большинство депутатов проголосовало за республиканский статус Самарской области и верховенство решений облсовета над указами и распоряжениями Президента и правительства России.
Слишком медленной весны».
На фотографии – председатель Самарского областного Совета народных депутатов, созвавший легендарную сессию, Олег Никифорович Анищик (1944 – 2006).
Тархов, предшественник Анищика на посту председателя облсовета, рассказывал о том, что идея была озвучена ещё до 93-го года:
«У нас бюджетом и финансами занимался Анищик Олег Никифорович. И вот пригласили все субъекты, все регионы в центр. И мы поехали. Проект Федеративного договора мы изучили. Он нам категорически не понравился. Права, возможности и обязанности были расписаны так: республикам гораздо больше, а областям гораздо меньше. Такую градацию в этом Федеративном договоре провели. Дело на заседании доходит до нас. И я встаю и говорю, да в этом Федеративном договоре есть недостатки, но Самарской области это безразлично. Мы готовимся стать Республикой. «Какой такой Республикой!?»,— спрашивают. Я говорю, что от людей с вашим багажом как-то даже странно это слышать. Вы знаете, что Самарская область располагается на территории Древней Булгарии. Мы сами провели исследования, опросы, чтобы найти потомков древних Булгар. И нашли: это я и Анищик Олег Никифорович. Поэтому мы готовим конституцию, сейчас она проходит обсуждение». Как выяснилось впоследствии, Олег Никифорович шутку понял всерьёз.
Хотя ещё в начале предшествующего года на январской пресс-конференции Тархов жал на тормоз: «Никто, конечно же, не собирается создавать суверенную Поволжскую республику. Мы хотим одного: чтобы народ территорий кормился от того, что заработал. Но все хорошие идеи республиканского центра о расширении прав территорий в Москве, кажется, уже забыты, и снова повторяется старая история: столица хочет кормить державу (пусть не СССР, а лишь Россию) исключительно из собственных рук».
В принятой в конце года Конституции республиканский статус Самарской области закреплён не был. Областная элита сдала республику. Поладили, как показало дальнейшее, на том, что некоторое количество семей отхватило львиную долю бывшей общенародной собственности. Выбрали позор.
К чему это, в частности, привело, напомнил прямо сегодня у себя в блоге Алексей Рощин:
«Люди в регионах осознают себя приживалами или, если угодно, заложниками "при Москве"; не они сами себя, а Москва кормит их и содержит на свои "нефтяные доходы"; а если Москва их в один прекрасный момент оставит и бросит - у них в городе или в регионе начнется и вовсе коллапс. И Москва, кстати, периодически показывает смутьянам, как это может быть (довольно яркий пример - как Москва наказала Самару, посмевшую однажды выбрать себе "оппозиционного мэра" Тархова; город за 4 года запаршивел буквально как бомж - в чем, естественно, жители быстро самого же Тархова и обвинили...».
Центр сделал выводы. Дальнейшая история – история деградации самарской «элиты», сдававшей с потрохами всё, что только можно было сдать.
Так близко!.."
Комментариев нет:
Отправить комментарий