Вениамин был единственный родной брат по матери Иосифу, коий любил его больше всех своих братьев. По своему характеру Вениамин, однако, резко отличался от Иосифа, и Иаков в своём предсмертном благословении характеризовал его как «хищного волка, который утром будет есть добычу, и вечером будет делить добычу»(Быт. 49:27). Последующая история колена Вениамина вполне оправдывает характеристику.
Патристика (в лице свв.Амвросия, Кирилла Александрийского, Руфина, Иеронима, Ефрема Сирина,) уверенно относит сие пророчестве к личности Павла, бывшего первоначально гонителем христиан, но впоследствии обратившегося. На наш взгляд, если сие и относится каким-то образом к ап.Павлу, то основной посыл пророчества более древний.
Изначально существует много непонятного с самим именем Веньямина. Сие имя впервые упоминается в письмах царя Син-кашида из Урука (1801–1771 гг. до н.э.), коий называл себя «царем Амнанума» и был членом племенной группы аморреев «Бину-Йамина» (единственное имя «Бинямин»); аккадское "Мар-Йамин"). Имя означает «Сыны / Сын Юга» и лингвистически связано как предшественник ветхозаветного имени «Вениамин».
Согласно Торе, имя Вениамин возникло, когда Иаков намеренно изменил имя «Бенони», первоначальное имя Вениамина, поскольку Бенони был намеком на смерть Рахили сразу после того, как она родила, поскольку оно означает «сын моей боли». (Ученые-текстологи рассматривают оба имени как фрагменты нарративов об именах, происходящих из разных источников: одно из них — Яхвист, а другое — Элохист]).
Необычно для одного из 12 колен Израиля, Библия не объясняет этимологию имени Вениамина. Средневековый комментатор Раши дает два разных объяснения, основанных на источниках Мидраша. «Сын юга», где юг происходит от слова «правая сторона», относящегося к рождению Вениамина в Ханаане по сравнению с рождением всех других сыновей Иакова в Араме. Современные ученые предположили, что «сын юга» / «правый» - это ссылка на племя, подчиненное более доминирующему племени Ефрема. В качестве альтернативы Раши предполагает, что оно означает «сын дней», то есть сын, рожденный в преклонном возрасте Иакова. В самаритянском Пятикнижии его имя постоянно пишется «בנימים» с конечной мем («Биньямим»), что можно перевести буквально как «духовный человек», что соответствует толкованию, согласно коему имя было ссылкой на преклонный возраст Иакова, когда родился Вениамин.
Существование древнего племени «Бен-Йвмину» дает некоторое понимание. Сие племя, скорее всего, не было гомогенным, а составляло своего рода собрание вооруженных лиц, занимавшихся наемничеством. Его можно назвать даже особой кастой. Я предполагаю, что изначальное имя самого младшего сына Иакова звучало как Бен-Они, и только впоследствии было изменено Иаковом. Но не сразу по смерти Рахили. В Израиле образовалась каста наемников, что служили в разных местах, но получили и место разселения. Именно таким образом название касты стало личным именем сына Иакова. Некоторые исследователи Библии считают, что из-за их географического совпадения и трактовки в более старых отрывках Ефрем и Манассия изначально считались одним коленом, коленом Иосифа [13]. Существует даже мнение нескольких библеистов, что Вениамин также изначально являлся частью сего единого колена, но библейский рассказ об Иосифе как о его отце был утерян. Последнее предположение совершенно невероятно. Но смысл группировки потомков от матриарха Рахили — вполне реален. И даже впоследствии веньяминитяне тяготели долгое время в Ефрему.
По книге Юбилеев гл.34:21 жену Веньямина звали Йасака, родом из Месопотамии. Книга Яшера дает более развернутую картину: « И послал Иаков к Араму, сыну Сувы (Zoba), сыну Фарры, и взял он для сына своего Вениамина Мехалию (Mechalia) дочь Арама, и пришла она в землюХанаан, в дом Иакова. А Вениамину было десять лет когда взял он Мехалию, дочь Арама в жены. И зачала Мехалия и родила Вениамину: Белу, Бехера, Ашбела, Геру и Наамана, пять сыновей. А после того, пошел Вениамин и взял в жены Арибаф (Aribath), дочь Зимрана (Zimran), сына Авраама, в дополнение к первой жене его. И было ему восемнадцать лет, и родила Арибаф Вениамину Эхи, Роша, Муппима, Хуппима и Арда, пять сыновей» (45:21-22). Количество сыновей Веньямина разница и не совпадает иногда по именам, даже в библейских текстах, что надодит на определенные предположения.
Похоже, что изначально Бенони-Веньямин был женат на династически связанной с домом Израиля представительнице дома Арама из Харрана. Но впоследствии взял и вторую супругу из клана Зимрана — т. е. первородного сына от Хеттуры. Скорее всего, именно тогда Веньямин-Бенони становится Бен-Йямину: таким породнением он принимает не только жену но становится главой особого племени и превращается в касту Израиля.
То, что се — некая определенная каста, сильно отличающаяся от иных колен, характерно тем, что веньямитяне заводят у себя альтернативное святилище, причем устраивая некий кумир. Они явно причастны к некому тайному культу, почти тождественному содомскому. Как то мы знаем из истории с наложницей левита. Причем на них за то накладывается заклятье, что вообще исключительный случай за всю историю Израиля. В конце концов, вне всяких пророчеств и генеалогических последований, веньяминитяне захватывают власть. И даже первая царская династия Израиля — от Веньямина, в лице царя Саула.
Интересно, что данное колено имело политические амбиции долгое время, ибо из него вышла первая династия царей Израиля в лице Саула. И имено под контролем данного колена находится Иеросалим. Следовательно, все осознавали сакральное место Мельхиседека — более важное, нежели иные религиозные центы непосредственно амфиктиона.
Что же была за каста? - Можно лишь утвердиться во мнении, что колено Веньямина — каста наемников (постоянно превращающихся в разбойников), кои служили по всему пространству Ближнего Востока. И собственно само наименовано — служебное а не личное, и применено к колену Израиля от прежнего сообщества симитов.
Ныне веньямитяне идентифицируюся с разными группами по всему мiру. Часть их, вне всякого сомнения, возвратилась из плена по призыву Неемии. Ибо такие апостолы как Симон (Петр), Андрей и Павел — из колене оного. Более того, Павел носит имя Савл, и по предании происходит из потомков царя Саула, что в общееврейском контексте для мессианской революцию чрезвычайно важно.
Изменения смысла и направленности бытия — важный параметр для каждого колена Израиля. Колена Веньямина — двойственно, оно и отвержено, и агрессивно, и в о же время благословенно и владетельно. Сие противоречие =- характерно по жизни для многих.
Считается, что Колену Веньямина соответствовала яшма. Цвет его знамени был смесью двенадцати цветов и на нем изображен волк. Само благосчловение звучит как: «Вениамин хищный волк, утром будет есть «ловитву и вечером будет делить добычу» (Быт.49:27). Символ волка — самоговорящий и не имеет иных перетолкований, посему мы можем точно понимать смысл сего колена.
Комментариев нет:
Отправить комментарий