М.Г. Волкова, «Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа», 1974: стр.21, 23.
В русских летописях этноним черкассы связан только с тюркскими племенами служивших в удельных княжествах. Они более известны под именем «чёрные клобуки», «берендеи», «ковуи». Позже термин «черкассы» закрепился как один из этнонимов запорожских казаков. Следует отметить, что первичное ядро этого народа составили летописные «чёрные клобуки».По мнению Н.М. Карамзина, Н.И. Берёзина, П.П. Иванова, И.А. Самческого «чёрные клобуки» называются «черкесами». Следовательно, этот этноним употреблялся в качестве общего названия для средневековых печенежско-огузских племён: торков, узов, печенегов, чёрных клобуков, берендеев, ковуев и половцев. Н.А. Аристов писал: «Можно подозревать, что и сам этноним «черкес» принесено к подножиям Кавказа союзом тюркских племён».
На наш взгляд, этноним «черкес» довольно древнего происхождения, ареал его распространения довольно широк от Алтая до Дуная, где вообще не проживали адыгские народы. Древность и глубокую связь этнонима «черкес» с тюркскими народами подтверждают выдержки из трудов учёных К.Я. Грота и Д. Иловайского. К.Я. Грот считал, что «... хазары и авары принадлежали к тому же черкесскому племени, и что это племя в соединении с уграми действовало на Дунае». Д. Иловайский отмечает: «... по разным признакам «кациры» или «казиры» (козары) были одно из черкесских племён, или черкесский народ хазар».
***
Что касается появления этнонима «черкес», «джаркас», «шеркес» в персидских и арабских источниках связано с мамлюками. Новые исследования показали, что адыгские народы не имеют отношения к мамлюкам Египта и Сирии. В своё четырёхсотлетнее правление, мамлюки оставили множество письменных документов. Это в первую очередь арабо-мамлюкские словари, которые выпускались в XII, XIII, XIV, XV и XVI веках, кроме того, был издан трактат о военном искусстве и множество поэтических произведений. Мамлюки наладили тесные дипломатические отношения с ханами Золотой Орды, обменивались посольствами и.т.д.
Особо следует отметить, что по приказу последнего султана мамлюков Кансухгури «Шах намэ» была переведена на тюркский язык мамлюков. Язык, на котором написаны эти произведения, наиболее близок к языку кумыков, карачаево-балкарцев и ногайцев. Более того все известные имена мамлюков в большинстве тюркские или арабские, и сами средневековые арабы их считали тюрками.
И.Ф. Бламберг ещё в 1834 году писал: «Черкесы, которых европейцы называют неправильно, сами себя именуют адыга, или адыхе». Этнограф Л.Я. Люлье в своё время отметил: «Не знаю почему, но мы привыкли все племена, населяющие северную покатость Кавказских гор, называть черкесами». Это также отмечал и немецкий востоковед, путешественник и полиглот Ю.Г. Клапрот (1783-1835): «Черкес – термин татарского происхождения и составлено из слов «чер» – дорога и «кес» – отрезать». Суммируя эти факты, совершенно очевидно, что в этногенезе кабардинцев приняло участие тюркское племя черкесов (западные казахи), которые впоследствии и стали феодалами кабардинцев.
***
Об этом писал Т. Лапинский: «В кратком обзоре истории черкесов я хочу опровергнуть заблуждение, которое в ходу во всей Европе. Неправильно, когда народы Кавказа абазы (адыги), также, как дагестанские племена, обозначаются именем черкесов. Дагестанские племена также обозначаются именем черкесов. Не существует больше черкесского народа – остатки его на Кавказе сами не называют себя больше так и исчезают всё больше день за днём. С гораздо большим правом можно назвать всех казаков, за исключением Запорожцев Кубани, черкесами, так как они потомки этих старых разбойников и среди них сохранился черкесский дух. Эти черкесы образуют ещё теперь особое племя Эзден-Тлако и женятся только между собой – поэтому татарская раса сохранилась ещё почти чистой среди них».
Вот как описывает этот же автор внешность черкесского князя и его сына, с которыми он был лично знаком: «Дородный с серебряной бородой, он был одним из красивейших старцев, которых я видел когда-либо. Черты лица его имели явный отпечаток степенного татарина, и среди 1000 абазов (адыгов) его можно было мгновенно распознать как чужеземца, также как и его сына Карабатыр Ибрагима, который по внешнему виду был копией своего отца... Свита также состояла почти исключительно из турок, татар и нескольких черкесских уорков».
Теофил Лапинский считал черкесов тюркским племенем, «растворившимся в адыгской среде и дурно на неё влияющим»: «Я различаю всегда черкесов, на которых в Абхазии (Адыгее) смотрят как на непрошеных гостей, и абазов и адыгов, которые являются владельцами страны и образуют основную массу населения». Он долгое время прожил среди адыгов, но черкесов считал тюркским инородным племенем, растворившимся в адыгской среде: «Я различаю всегда черкесов, на которых в Абхазии (Адыгее) смотрят как на непрошенных гостей, и адыгов, которые являются владельцами страны и образуют основную массу населения».
***
Важно отметить одну деталь – в определённый период, намного раньше (относительно российской историографии), на карте Константина Багрянородного в X веке побережья Чёрного и Азовского моря обозначены как «Касахия». Там в это время жили печенеги и половцы, а на картах XV века Черкесия находилась между Доном и Астраханью. Существует связь между этнонимами казак-черкасс, казах-шеркес. Факты подтверждающие наше предположение обнаруживаются в Казахстане, где часть казахов Младшего жуза и алабугские татары, и ныне называют себя черкесами. Подтверждение этому обнаруживается в «Родословной тюрков, киргизов, казахов и ханских династий» (автор Шакарим Кудайберди-улу). Он пишет: «Шеркесы входят в Младший жуз казахского народа».
Более точные сведения мы обнаружили в работе известного историка В.В. Радлова: «Шеркес – подразделение казак-киргизов Малой орды, племени алачин». Этот факт был также отмечен Т. Лапинским в XVIII веке, где он отмечает генетическую связь черкесов с казахским народом: «Черкесами называется племя в средней орде киргизов, которое во время своего кочевья зимой обычно располагается на восточном берегу Каспийского моря» (в XVIII веке казахов называли киргизами).
К сказанному следует добавить цитату из А.М. Байрамкулова: «Древние черкесы были одним из самых больших тюрко-аланских племён. Верность сказанного подтверждается большим количеством новых материалов. Это этноним Черкесли в Туркменистане, древнее киргизское (казахское) племя черкас, крымско-татарское собственное имя Черкас, ногайское Таучеркес». В алтайском героическом эпосе встречается имя «Алтын-Чаркас». В истории Золотой Орды известен случай когда одним из претендентов на ханский престол был царевич, чингизид Хаджи-Черкес. Как известно на престол могли претендовать только чингизиды [В.В. Похлёбкин «Татары и Русь», 2001].
***
У. Байрамуков: «На наш взгляд, адыгоязычного черкеского этноса не было ни когда, нет его и сейчас. Если имеется в виду население, живущее в КЧР и пишущиеся сейчас «черкесами», то исторические документальные источники утверждают, что беглые кабардинцы, часть беленеевцев и абазин нашедшие приют на Кубани, названны этим этническим термином после установления Советской власти в 20-30 годах [прошлого столетия]. Об этом пишет В.Б. Виноградов: «Каких-то 150-200 лет назад, говоря словами историка XIX века, под именем «черкесы» скрывается немало племён, которые носят самые различные названия, в большинстве своём выселились в Турцию после покорения Кавказа».
Далее: «... в период Всесоюзной переписи 1926 года и в ближайшие последующие годы народ под именем «черкес» не зафиксирован, хотя существовали и «Адыгская» и «Черкеская» автономные области. И только в начале 1930-х годов некоторые представители адыгской интеллигеции стали определять свою национальность историческим термином «черкес», а спустя каких-то 10 лет, на кануне Второй Мирой войны, 80% адыгских обитателей ЧАО в составе Ставропольского края называли себя черкесами» [Виноградов «Средняя Кубань: земляки и соседи» Армавир, 1995].
Г.Д. Чеснокова: «В начале XX века «черкесами» стало называться всё адыгское население... из переселившихся за Кубань на Карачаевскую территорию в 1820-1840-х годах беглых кабардинцев» [Чеснокова «Региональное кавказоведение и тюркология: традиция и современность», Карачаевск, 1998]. И.Х. Калмыков: «За годы Советской власти различные адыгские этнические группы в Карачаево-Черкесии сложились в самостоятельную «черкескую» народность, имеющую свой язык... Современная «черкеская» народность сформировалась в XX веке» [Калмыков «Черкесы», Черкеск, 1974].
Н.М. Будаев, «Западные тюрки в странах Востока: Кто такие черкесы?»
Чыры кысы - это по-монгольски "люди армии". Так называли те народы и племена (различного этнического происхождения), которые не входили в Армию (Орду) монголо-татар, но их задачей было обеспечивать армию монголов лошадьми, провиантом (стадами), имуществом (одеждой), обозными, оружием и т. п. Часто сопровождали в качестве обоза и для "кормления" им выделялись определенные захваченные территории с обязанностью обеспечивать Армию.
ОтветитьУдалить