Причем причина именно в их богословии, а не в результате эксцессов лично иерархии.
Одной из ключевых тем церковной жизни в РПЦ (важно понять, что у других акатолических восточных церквей это не так) это тема "благодати", которая на практике мыслится отдельным объектом от Бога. При этом злую шутку тут играет неверное понимание термина "нетварные энергии", которое "богословы" РПЦ понимают в материалистическом ключе, как нечто вроде "полезной радиации", которую можно "стяжать" , "накопить", "передать". Которая накопляется в "святынях" и которую можно "получить".
Это понимание "Благодати Божией" полностью противоречит учению о благодати Св Писания и Св Предания. Благодать в Писании, ( חן, hn/ χάρις/ gratia) это действие Бога, направленное ко благу (спасения и освящения) человека, которое совершается безвозмездно, то есть даром. В текстах ВЗ словом "благодать" на русский язык переводят такие понятия как "Благоволение Божие", "приязнь Бога". Нечто аналогичное распространенному в католической среде понятию которое на русском звучит как "дружба с Богом"/"близость Богу". Дева Мария в Новом Завете (КеХаритомени) Облагодатствованная - то есть принявшая Дар Божественного действия, а не заслужившая его своей праведностью, и теперь служащая раздатчиком. Ап. Павел в посланиях прямо называет Благодать - даром который невозможно заслужить.
И вот. После эпохи господства материалистического восприятия категории "сверхъестественное", РПЦ начинает учить о "благодати" как о неком благотворном излучении, которое накапливается в мощах и иконах (прием прямо в доске и красках икон), и подчиняющейся административным решениям церковных менеджеров. Фактически учение о "благодати" в РПЦ начинает напоминать учение о "энергии" или "вибрации" в оккультизме.
И тут есть огромная сатанинская ловушка, которая работает внеконфессионально. Когда духовная жизнь полностью отделяется от жизни моральной. То есть когда "собирание благодати" никак не связано с нуждой быть добрее/честнее/милосерднее...
Кстати, такую же проблему можно наблюдать в харизматических (протестантских/католических) общинах. Когда "стяжание даров"(языки, исцеления, чудеса) - уводит в сторону от Добродетели Любви, а с нею и от других добродетелей и приводит человека к моральной деградации (собственно об этом Ап.Павел в послании к Коринфянам)... Не редки истории, когда в супер-харизматичной общине внезапно выявлялись и манипуляции людьми, алчность и стяжательство и даже сексуальная эксплуатация. Важно понять, что это есть эксцесс - нарушение Благодати, ее утрата, а не приобретение. То, что звучит как название ужастика - "Поворот не туда".
Но! В РПЦ этот уход от главного Дара (Любви Божией) в сторону "стяжяния нетварных энергий" стало именно нормой, и де факто - основой религиозной жизни у многих людей.
Я неоднократно писал о том, что в риторике иерархов РПЦ и их канонических актах Бог описывается как некое безличное начало, нечто вроде "Генератора нетварных энергий", которыми полностью и безраздельно распоряжается церковная иерархия. Как РАОЕЭС електричеством. Кого хочет подключает, кого хочет отключает.
Как в известной индуистской пословице, "боги всемогущи, боги послушны заклинаниям, заклинания послушны брахманам, наши боги - брахманы". Или: "если бог на тебя гневен, тогда гуру спасет тебя, если гуру на тебя гневен, бог тебе не поможет". Замените слово "гуру" на "епископ" или "патриарх" и вы получите "символ веры" религии РПЦ.
И эта ситуация рождает "свободу от морали", моральный релятивизм, в котором спикеры РПЦ упрекают атеистов ("если Бога -нет, то всё позволено"). Если "Бог" полностью подчинен решениям церковной иерархии, то это все равно что его нет.
Обратите внимание, что за прошедшие тридцать лет иерархия РПЦ ни разу не признала ошибочность каких либо решений (кстати, до 1917 года такое бывало). А в оценке каких либо действий иерархии де факто используется принцип тотального оправдания любых действий, даже откровенно преступных.
Таким образом, РПЦ создает предпосылки той моральной деградации, которая сейчас охватила российское общество.
В исповедуемой РПЦ российской гражданской религии божеством является понятие "Родины", чьим воплощением является государство - совокупность сотрудников административного аппарата органов власти. Они -являются коллективным непогрешимым божеством. Причем стоит обратить внимание, что за последние 30 лет ни разу не было признано ошибочным ни одно решение "Родины"...
Обращу внимание, что обе структуры волей или неволей питают коллективную манию непогрешимости россиян, которые могут рассматривать свою коллективную непогрешимость ("Родина всегда права") как некий источник божественного статуса государства и РПЦ. Более того, в РПЦ можно встретить выражение "намоленная икона", то есть представление, что "святыня" аккумулирует в себе "благодать", уже вовсе без участия Бога, а как результат пристального внимания большого числа людей. Кстати все манипуляции с иконой "Троица" это косвенно подвтерждают.
+++
Казалось бы всего лишь банальная богословская подмена, а на выходе - "церковь" превратившаяся в послушный инструмент тоталитарной диктатуры. "церковь" делающая людей не лучше, а хуже. "церковь" ведущая людей прямо в Ад.
Комментариев нет:
Отправить комментарий