Пошук на сайті / Site search

19.02.2019

Валерия Седова: Феномен мифологического трикстера — протагониста

«… И вот я вижу как передо мной он танцует на розовом кусте, его гибкость просто уничтожает понятие о тяжести… Вверх, вниз… Вверх вниз. И вот он чертит 72 имя бога нашего и бога своего, как прекрасно льется музыка, он светится…
Его появление всегда сопровождалась самым волшебным запахом, который человек не может создать, это запах высшей сущности, что может переходить в физический план. Сегодня передо мной Джокер, вчера Тот со «Изумрудной Скрижалью», завтра он наверняка просто превратится в бабочку, такую нежную и таинственую и просидит весь вечер у меня на плече, как всегда нашептывая Слова Истины».

В мифологии часто наблюдается тенденция изображать колоритный персонаж местами с неадекватным поведением, который пытается навредить, помешать, или просто совершить зло ради свого же наслаждения. Если сегодня миф — всего лишь исторический пережиток, мы можем спросить, почему он не исчез в прошлом и почему его влияние чувствуется на более высоких уровнях цивилизации, даже там, где в силу наивности и гротескности трюкач уже не играет роли того, кто «доставляет удовольствие». Но во многих культурах его образ кажется подобным старому руслу реки, по которому все еще течет вода. Это лучше всего показывает факт, что мотив трюкача проявляется не только в мифической форме, но также присущ ничего не подозревающему современному человеку, когда он чувствует себя игрушкой в руках «случая», который парализует его волю и действия своим откровенно злым умыслом. Мы тогда говорим о «вещах, приносящих несчастье», «заколдованности» и «зловредности» объекта. Здесь трикстер представлен противоречивыми тенденциями бессознательного и в некоторых случаях — подобием второй личности детского или подчиненного характера.
Любого культурного человека, который ищет совершенства где-то в прошлом, должна удивить встреча с фигурой трюкача. Он — предвестник Спасителя и, подобно ему, бог, человек и животное вместе. Он одновременно недочеловек и сверхчеловек, животное и божественное создание, чья главная и наиболее вызывающая характеристика — бессознательность. Именно благодаря ей он отстранен от своих (очевидно, человеческих) собратьев, которые показывают, что он пал ниже их уровня сознательности. Он настолько не осознает себя, что его тело не составляет единства и руки борются одна с другой. Даже его пол факультативен, несмотря на его фаллические характеристики: он может превратиться в женщину и рожать детей. Из своего пениса он производит всевозможные виды полезных растений. Это соотносится с изначальной природой Создателя, поскольку из тела Бога сотворен мир.

Трюкач — это первичное «космическое» создание божественно-животной природы: с одной стороны, высшее по отношению к человеку благодаря своим сверхчеловеческим качествам, а с другой — низшее по отношению к нему из-за своей нерассудительности и бессознательности. Он не принадлежит и к животным, так как слишком неуклюж и лишен инстинкта. Таких героев можем проследить в скандинавской мифологии, это божество Локи. Он считается изобретателем мошенничества, обмана и озорства. Его деяния всегда наполнены определенным «креацио» неважно какое это будет творение, плохое или достойное, но оно должно быть, должен произойти акт творения. Скандинавский Локи, выступает как герой, когда спасает богиню Фрею, которую должны отдать замуж за страшного великана — строителя Азгарда. Превратившись в кобылу, Локи заманивает коня великана, и тем спасает от проклятого замужества богиню, позже он родит восьминогого жеребца Слейпнира, на котором ездил Один. В этом случае Локи показывает свою двуличность, которая является надлежащей характеристикой трикстера – протагониста.
В подавляющем большинстве мифов трикстер — «второй» творец мира, в определенном смысле он является комическим дублером «позитивного» героя. Но, амбивалентность заложена в самом существе трикстера и является его основным свойством: он то веселый, активный проказник; то — тупой, аморальный и неадекватен. Трикстер — причина раздора и конфликтов навлекают унижения и побои на него же самого. Иногда он даже меняет пол, что также имеет двоякое толкование: во многих культурах половая травестия была символом пассивного мужоложства, но в шаманизме это считалась одним из высших достижений шамана – мужчины. Любые действия трикстера не поддаются однозначной оценке, в том числе и этической, не укладываясь в рамки «положительного» или «отрицательного». Для него не существует ни моральных, ни социальных ценностей, он руководствуется только собственными страстями и инстинктами. Но, несмотря на это, — только благодаря его деяниям — все ценности мира находят свое истинное значение.
Елеметы трикстерского поведения, а именно обман и лесть наблюдается у Змея — Искусителя, который подговорил наивную Еву попробовать яблоко и познать Истину. Этим поступком он создает новую реальность, Адама и Еву изгоняют из Эдема, для них начался новый этап существования, тяжелый и невыносимый. А трикстер остается трикстером, он «создает новый качественный уровень» независимо от критериев этого уровня, и снова перерождается в новый образ, такой же двуликий, форма изменяется а содержание нет, поэтому очень тяжело проследить его сущность, целуя в глаза он тихо запихивает в спину нож.
В мировой теогонии нет конкретного ответа как зародился и возник образ трикстера. Кое-где он выступает «соучастником» творения мира. Люцифер, любимый архангел Адоная, выступает советчиком в сотворении мира, он участвует в создании также с помощью слова. Божественный «Логос» руководствуется советами. Но бог очень был недоволен поведением архангела. Обрадовался он своему творению — человеку, и полюбил его, а Люцифер возненавидел человека, за то что милость отца и любовь теперь принадлежала и еще кому-то кроме него. Так зародилась ревность и не терпимость, зародилось зло. Трикстер в лице «Светоносного Архангела» был изгнан с небес, за непослушание и противство воли Адоная. Так возникла двуликость, для вреда живым созданиям из подобия Бога.
Следующий образ трикстера, греческий Прометей, укравший огонь с Олимпа, для людей. Имя титана «Прометей» означает «мыслящий прежде», «предполагает» (в противоположность имени его брата Эпиметея, «думающего после») и является производным от индоевропейского корня me-dh-, men-dh-, «размышлять», « познавать ». Он обманом и хитростью пробирается к огню и крадет его частичку, потому что пожалел несчастных людей. Здесь у Прометея — трикстера прослеживаются благочестие и доброта. Жертвуя собой и своим положением среди богов, он приносит людям частичку «Огня Божьего», то есть истинное знание, он становится «Просветителем» для рода человеческого. Парадокс трикстера, не злая двуликость, а скрытость, искренность и доброта, за что и наступит наказание.
Трикстер практически всегда выступает протагонистом — главный герой мифа, сказки, рассказа. Этот герой, часто выступает посредником как между добром и злом, не предоставляя одному или второму качеству определенного преимущества, так и посредником между людьми и богами. Древнеримский бог Меркурий, который служил посланником между богами и людьми, он также покровитель торговых отношений, который научил торговать, мелкому мошенничеству и разнообразным торговым приемам, которые используются для лучшей выручки. С одной стороны он мошенник, учит жульничать, а с другой, он делает доброе дело — помогая больше заработать денег. В одном поступке две точки зрения. Он также выступает творцом определенной реальности, он создает «рыночные отношения». Любопытную комбинацию типичного мотива трикстера мы можем найти еще и в алхимической фигуре Меркурия — например, его любовь к шуткам и лукавые проделки, его способность изменять свой облик, его двойственную природу, наполовину животную, наполовину божественную, его способность противостоять всем испытаниям и, наконец, его близость к образу Спасителя. Эти качества уподобили Меркурия демоническому существу, восставшему из первобытных времен и даже более древнему, чем греческий Гермес. Его проделки соотносят его с типичными образами фольклора и сказок — Большим Томом, Глупым Гансом или напоминающим шута Гансвурстом, которые предстают перед нами как отрицательные персонажи, но умудряются с помощью глупости достичь того, чего не могут другие, проявляющие свои самые лучшие качества. В сказке братьев Гримм «дух Меркурия» позволяет провести себя крестьянскому парню и должен выкупить свою свободу, дав тому взамен драгоценный дар целительства.
Поскольку все эти мистические фигуры соответствуют внутреннему психическому опыту и происходят из него, не удивительно обнаружить в области парапсихологии некоторые из тех феноменов, которые напомнят нам о трикстере. Например, это феномены, связанные с полтергейстом, и они встречаются всегда и везде в играх детей. Проделки полтергейста расцениваются как свидетельство более низкого уровня его сознания и попытка «поговорить» с нами. Способность изменять свою форму — это, похоже, одна из его характеристик, ведь есть немало сообщений о его появлении в животном облике. Так как порой он описывает себя как душу в аду, ему присущ также мотив субъективного страдания. Его универсальность соотносится с повсеместностью шаманизма, к которому принадлежат все проявления духовных сил. Есть что-то от трюкача в характере шамана или целителя, так как он тоже часто шутит над людьми только для того, чтобы пасть жертвой своих проделок или мести тех, кому он навредил. По этой причине его профессия часто ставит его на грань гибели. Кроме того, сами шаманские техники часто причиняют самому целителю дискомфорт, если не реальную боль. Во все действия шамана вовлекается так много агонии тела и души, что следствием могут быть постоянные психические изменения. Его близость к спасителю — очевидный результат этого, подтверждающий мифологическую истину, что раненый целитель ускоряет лечение и что страдающий облегчает страдание.
Обращаясь к Древнему Египту посмотрим на поведение Тота — Агатодаймона, который выступает богом мудрости, магии и письма. Он также является посланником бога, открывает «божественные истины» в «Изумрудной Скрижали». Он создатель заклинаний, письма и языка. Также очень часто его аллегорией является павиан, что своими танцами прославляет и тешит богов. Именно в образе павиана, Тот был отправлен к Сохмет, ее отцом Ра-Хорахте. Разъяренная Сохмет сбежала из дома и ни за что не хотела возвращаться к отцу, охотясь на людей и животных. Тот — Павиан всячески ее просил вернуться домой, рассказывая притчи и веселя танцами и небылицами.
Функцию трикстера также выполняет Мефистофель, который появляется в образе черной собаки. Он помогает получить таинственные знания и навыки, всячески противит воли врагов Фауста, и подводит его на невероятные поступки, за которые в дальнейшем ученый должен расплатиться.
Также среди трикстеров есть и духи. Таким непоседливым духом является Пак, фигурирующий в фольклоре саксов и скандинавов. Пак является лесным духом что любит пугать людей, а также насылает заблуждение, чтобы потеряться в лесу. Часто он «подшучивает» ворует вещи или меняет их местами. В народных преданиях скандинавских племен Пак фигурирует как существо скорее пугающее и вводит в заблуждение. В английском фольклоре это веселый эльф, шутник и озорник. В таком виде он предстает у Шекспира в пьесе «Сон в летнюю ночь» и в Редьярда Киплинга в «Пак с Холмов».
В японской мифологии существует Девятихвостая лиса — Кицуне, которая относится к виду ёкаев, то есть демонов. В фольклоре кицуне часто описываются обманщиками, иногда при этом очень злыми. Кицуне-трикстер используют свои магические силы для шалостей: те, что показываются в благожелательном свете, стремятся выбирать своими целями слишком гордых самураев, жадных купцов и хвастливых людей, в то время как более жестокие кицуне стремятся мучить бедных торговцев, фермеров и буддийских монахов.
Трикстер — протагонист, который фигурирует в эпосе и мифах каждого народа. Коломбина — венецианская маска из папье маше, которая носит имя трикстера женского рода. Двуликисть Коломбины проявляется в том, что, сначала она — веселая ловкая служанка, позже — элегантная, соблазнительная и остроумная субретка, активная участница событий, она играет свою роль, обманывает и побуждает на необдуманные поступки. Человек за свою жизнь меняет множество масок. Человек забыл, что он является-персонажем в жизни других, социума. Она сбрасывает маску и натягивает на себя личину. Маска — игровой элемент — с первых времен напоминала человеку, что она участвует в мистерии Жизни.
Даже имя человека всегда было своеобразной маской, которое защищало его и отгораживало от других. В именах, как и в карнавальных масках, нет величины, то есть — персонификации образа. Лада, Ярило, Соловей — это не только древнерусские имена, это — почти игровые персонажи, которым разрешено было вести себя в соответствии со своей маской — именем. И было плохо, если Соловей оставался безголосым, но выход всегда находился: человеку давали новое имя-прозвище, которое подходило ему больше.

Об авторе Валерия Седова
Философ – педагог. Оккультный журналист. Автор статей по египетскому мистицизму, оккультизму, алхимии и кабалистики. Разработчик оракульно – мантической системы «Дозорных Карт» на основе традиций Таро и японской демонологии. Занимается исследованиями феномена «Близнецового Пламени», новатор в этой концепции, из – за синтеза Шехины и Древа Сефирот в соотношение с воплощениями душ. Теоретик Западной оккультной традиции. Таролог – база практики на протяжении двенадцати лет. Основной сферой интересов является: египтология, таро, алхимия, герметизм, мистическая философия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти