Эзотеризм (от древнегреческого ἐσωτερικός — внутренний) — это системы философских взглядов на природу исследуемого объекта. К эзотеризму входят учения, доктрины, практики, а также другие методы тайного знания о природе явлений, доступны лишь узкому кругу посвященных. Следует заметить, что эзотеризм представляет не одну общую традицию или систему взглядов, а много отдельных групп и движений, которые часто имеют значительно отличающиеся между собой взгляды на природу явлений. Единство между традициями присутствует на глубинном уровне изначальной Традиции — извечной Мудрости (Ageless Wisdom). Это единство способны воспринимать Посвященные. Последователи же различных течений, осуществляя первые шаги на пути испытаний, очищений, часто имеют противоположное представление, относясь к другим ветвям эзотерической мудрости как к конкурирующим, или как к ошибочным.
Эзотерика — специфическая система мистических практик, которая существует, как правило, в рамках любых религиозных и культурных традиций и носит преимущественно прикладной характер. В качестве примеров таких систем можно назвать суфизм внутри ислама, исихазм внутри православия, нейдан внутри даосизма, психопрактики монахов в католицизме, йога внутри ведической традиции. Эзотерические системы скрываются в недрах религий, однако принципиально отличны от них тем, что в отличие от религии, эзотерические системы в высшей степени практичны и прагматичны, ставя своей целью путем применения соответствующих методов обеспечить устойчивое изменение в личностных качествах человека. Гипотеза наличия эзотерического информационного поля утверждает о факте присутствия рядом с общественным континуумом той области знаний, которая на один шаг впереди и создает благоприятные возможности для желающих ускорить собственную эволюцию. В этой сфере знаний является передовая с точки зрения современного человека информация (вместе с тем эта информация считается чрезвычайно древней с точки зрения линейного времени), которая служит маяком для многих наук современности: космологии, астрономии, психологии, философии, физики, химии, биологии и многих других ветвей человеческого познания, а также для всех междисциплинарных исследований.
Эзотерическая традиция в своем экзотерическом проявлении впервые исторически известна благодаря Гермесу Трисмегисту.
Есть еще одно применение термина эзотерический, встречающийся в современных ученых. В частности, один из ведущих современных российских синергетиков Владимир Буданов говорит о наличии эзотерического пласта знаний в каждой современной науке. Это тот пласт соответствующей науки, что не обсуждается публично, и не становится пока предметом междисциплинарного диалога, но активно используется представителями соответствующей науки в своих исследованиях и кулуарных обсуждениях.
Эзотерический пласт знаний современная наука относит к сфере так называемого вненаучного (сюда, по ее мнению, относятся мифологическое, религиозное, мистическое, оккультное и эзотерическое знание). Во вненаучном знании имеет место принцип «все во всем». Современными исследователями предложена следующая классификация форм знания в их исторической динамике донаучное, классическое научное (XVI — начала XX вв.), И холистический постнаукове (XX — XXI вв.), Где «пост»- указывает на синтез научного и вненаучного знания.
«Какая разница между терминами эзотерический и оккультный, которые часто употребляются как синонимы? Оба означают скрытость, подразумевается на определенный отрезок времени, а не вечность. Кроме немногих посвященных и учеников, кто передают учение далее, эти знания хранятся в тайне от большинства людей, на данном этапе человеческой эволюции. Человечеству в целом это Учение неизвестно, поэтому оно оккультное иди эзотерическое. Оккультный означает просто скрытый, скрытый, особенно, когда речь идет о тайные знания или науку об энергии, которые управляют процессом эволюции. Эзотеризм может рассматриваться более как философия эволюционного процесса, оккультизм — как наука об энергии, которые управляют этим процессом ». — Джуал Кхул.
Эзотерическое познание — это постижение истинной реальности в эзотерических практиках, которое эзотерика культивирует как особую форму познания. Представители рационального знания (философии, науки, различных областей практики) часто понимают эзотеризм как мистику, основания и источники которой не поддаются рефлексии, поскольку полученные мистическим и интуитивным путем, без контроля сознания и логики. Посмотрим, как эзотерики характеризуют свои познавательные процессы. Пожалуй, наиболее последовательно и ясно это делает Рудольф Штейнер. В «Очерке Тайновидения» он описывает три основные стадии эзотерического познания:
— «Имагинативное познание»
— «Инспирацию»
— «Интуицию »
Имагинативное познание включает в себя «концентрацию всей душевной жизни на одном представлении» с одновременным отключением прочих представлений. Штейнер считает, что наиболее подходящими для этой стадии познания представлениям является символизм. Имагинативное познания в психотехнике Штейнера — наиболее важная ступень эзотерического восхождения: оно должно привести человека к невидимому, высшему, духовному миру (так Штейнер понимает истинную реальность). При этом сам человек должен уйти от чувственного обычного (ординарной реальности) мира, от своего обычного организма, от чувств, органов и вместо этого выработать, сформировать новые органы, новый организм (ментальный организм). Человек, до этого знает только свое обычное Я, открывает второе Я, целиком находится в духовном мире. Это второе Я (характерное уже для эзотерической, «духовного существа») позволяет воспринимать настоящий духовный мир аналогично тому, как обычный человек воспринимает окружающие его вещи. Однако на стадии имагинативного познания, говорит Штейнер, человек воспринимает не просто предметы, а «превращение одних предметов и процессов в другие»
Вторая ступень эзотерического познания и восхождения — инспирация. Здесь духовное существо познает не только превращения одних предметов и процессов в др., но и отношения между существами и предметами духовного мира, а также их устройство, сущность.
Третья ступень эзотерического познания — интуиция, в процессе которой тот кто познает «проникает в узнаваемые предметы», сливается с ними. Иначе говоря, эзотерическое познание приводит к отождествлению субъективных представлений с объективным миром, неразлучные Я и подлинного мира.
По технике, ступени инспирации и интуиции частично схожи со степенью имагинации, отличие только в одном: сознание все меньше опирается на впечатления и образы чувственно-физического мира и все больше выходит внутреннего, духовного мира. Этот переход предполагает, с одной стороны, рефлексию деятельности души и сознания, с другой — сосредоточение на самой этой деятельности, а не на образах и впечатления, которые ее обуславливают. Кроме рефлексии эзотерического метода эзотерическое познание. содержит два важнейших компонента науки:
— Процедуры конструирования идеальных объектов
— Построение теории
Духовный человек Штейнера — это идеальная построение (объект): ему приписываются новые органы, способность воспринимать отношение вещей и их сущности, наличие нескольких тел («физическое» — после смерти человека оно становится трупом, «эфирный» — в чистом виде оно дает знать о себе во сне, «астральное» — проявляется в забвении, Я — сознание и воспоминание), наличие ряда «душ» и «духов» (душа «чувствует», «умственная», «сознательная», а также «само-дух »,« жизне-дух »и« духо-человек »). Кроме того, «духовному человеку» Штейнер приписывает особую активность («деятельность») и довольно сложную жизнь, включающий, с одной стороны, духовное познание себя и мира, неизмеримо более глубокое (ясновидение), чем обычное, земное, с другой.. стороны — подготовку и осуществление нового воплощения души, с третьей стороны — духовное участие в жизни творческих людей и мироздании (т.е. в изменении Земли, ее развития).
Суть классического эзотерического мироощущения можно передать с помощью трех тезисов:
1. Наш обычный мир, культура, ум — не истина в последней инстанции и познания оно расширяется практически в рамках собственного Я;
2. Наличие грани между ординарной и неординарной реальностью, где человек может найти свое спасение, найти истинное существование;
3. Трансмутационный аспект сознания, свойственный только человеку, возможность познать и перейти на более высокий качественный уровень восприятия с помощью мистических практик, веры и сенсуалистической аспекта;
Собственно, жизненный путь эзотерика сводится к подобной переработке, включая духовную работу и психотехнику. Особые качества подлинной реальности придает все же не содержание, а жизнь преимущественно событиями этой символической реальности, эзотерическая личность живет тем, что переходит в настоящий мир и одновременно творит его. При этом было бы упрощением считать, что такая личность просто фантазирует, бредит. Она именно живет в своем творчестве, в раздумье о мире, в стремлении понять предельные проблемы жизни и бытия. При таком широком понимании близким к эзотерической культуре является всякое значительное в культурном отношении творчество и новация. Соответственно, многие великие мыслители, художники и общественные деятели переживали подобный эзотерический опыт.
Таким образом, эзотерическая практика не сводится к простым размышлениям: это особый образ жизни, судьба, жизненный путь, страстная устремленность к эзотерическому миру как конечной жизненной цели, приверженность к идеальным формам жизни, известный аскетизм, работа над собой, установка на кардинальное изменение себя самого , горения и напряжение души. Но это и особая культура жизни, включающая в себя разработку эзотерического учения (или освоение его), психотехническая работу над собой (отказ от желаний, отклоняющих эзотерика от его пути, культивирование эзотерического учения, достижение особых состояний сознания. Уже йоги продемонстрировали, что внутренний опыт и другие психические образования (которые сами изменяются под влиянием психотехники) могут, вроде внешнего мира, поставлять сознания впечатления и образы. И не просто поставлять, а образовать для человека полноценный и богатейший мир, где он может бесконечно путешествовать, где он живет. У этого внутреннего мира, стал для эзотерика миром как таковым, есть два важных качества, которые отсутствуют у мира обычного. Первое: эзотерический мир возник на основе внутреннего мира и опыта самого человека. Поэтому эзотерический мир, с одной стороны, принципиально ограничен этим опытом , с дугой — абсолютно естественный для человека, все события и ситуации этого мира, все его реальности имеют естественную основу и аналоги (осознаваемые или неосознаваемые) в жизни данного человека. Образно говоря, человек, вошедший в эзотерический мир, «летит в самого себя »,« путешествует по своим собственным психическим реальностям »,« погружается в собственный опыт ». Второе качество следующее: эзотерический мир, в отличие от обычного, подвергается контролируемому преобразованию. С помощью психотехники он изменяется в направлении того идеала, который задает исповедуемая человеком эзотерическая доктрина .
Эзотерическое познание — это работа, которая разворачивается сразу в двух плоскостях: в одной эзотерик познает, открывает истинную реальность и проходит в нее (например, Штейнер в духовный мир), в другой — он совершает нормальные познавательные процедуры (строит идеальные объекты, например понятие «духовного человека», объясняет феномены, создает эзотерическое учение, теорию.). Принципиально, в эзотерическом познании движение в первой плоскости выступает необходимым условием движения во второй, и наоборот. Полное преобразование личности, идет по эзотерическом пути, и попадание ее в эзотерический мир — это предельный вариант развития событий, характерный, в основном, для «гениев эзотеризма». В обычном же случае речь идет просто о процессах становления эзотерической личности (человека практика, достигшего определенного развития сознания, физических и ментальных процессов)
Таким образом, для эзотеризма характерна одновременность порождения эзотерического мира и его познания. Это характерно для философского и художественного мышления. Вспомним высказывание Канта: «Первый, кто доказал теорему о равнобедренный треугольник, понял, что его задача состоит в том, чтобы создать фигуру с помощью того, что он сам а априори, согласно понятиями, мысленно вложил в нее и показал путем построения» (Кант И. Критика чистого разума). В каком-то смысле мыслящую личность Кант уподобляет самому Богу, который создал мир. В этом смысле, когда Кант пишет, что человек «сам связывает, синтезирует, определяет опыт», он «возможность как бы а априорно предписывать природе законы и даже делать ее возможной», он мыслит вполне последовательно. Другое дело, что ум, по Канту, чтобы не впадать в антиномии, должен ограничивать себя рамками опыта.
В современном искусстве продуктом выступают произведения, создаваемые не только путем вдохновения, но и на основе замысла и других выразительных средств. Но замысел и выразительные средства не могут существовать вне знаний и объективации. Построение художественной реальности требует объективации соответствующих событий, при этом художник не только конституирует саму реальность, но и следит, какие события возникают в результате его творчества. Иначе говоря, и для искусства характерна одновременность конституирования (порождения) реальности и ее художественного познания. Все указанные здесь епистемические моменты и предпосылки построения замысла, применение выразительных средств, конституирования художественной реальности можно отнести к художественного мышления (познания).
Во всех видах познания — научному, философскому, художественном или эзотерическом, — везде мышления, с одной стороны, позволяет строить одни знания на основе других и конституировать представления о действительности, из других — обусловлено нормативно, в плане задач и самой сферой деятельности. Различия видов познания заключаются в том, какую роль в мышлении играет личность и представления, обусловленные нашим опытом, требованиями коммуникации, взаимодействием с другими людьми. В философии, эзотерике и гуманитарных науках роль личности огромна, а в естественных науках и техническом мышлении — минимальная. Для философии большое значение имеет философская традиция, требования и вызовы времени (современности), а также проблемы, философ взялся решать. Для эзотерика все эти факторы, кроме последнего, несущественны. Зато существенные реализация собственной личности и эзотерическое осмысление культурного материала.
Созерцание и отречение является тем базисом сопровождающий мистику так и сам мистический опыт. Созерцание — это неаналитических восприятие объекта или идеи — неаналитических, поскольку избавляется от дискурсивных мыслей и делается попытка очистить ум от всего, кроме восприятия объекта внимания. Мнение признается как прямое вмешательство, что соответствует сущностном познанию через чистое восприятие. В основе отречения от мирских целей и удовольствий — как физических, так и психических — лежит тот же принцип самоосвобождения от всего, что отвлекает внимание и мешает восприятию высшей сущности и прекрасного в бытии. Стремление к избавлению от всех мыслей и представлений, касающихся внешней стороны вещей, и всех идей об индивидуальности и общность, о страданиях и изменчивости, культивируют высшие идеи об отказе от Его и пустоты. Мейстер Экхарт утверждает: «Если мы освободимся от того что за нами, Бог наградит нас за это всем, что есть в раю … в полной мере». В Хилтона можно прочитать: «Поэтому, если ты жаждешь открыть свою душу, освободи мысли от внешних и материальных вещей, забудь по возможности тела и пять его органов чувств». Человек должен освободиться и очиститься от всех этих форм и способов познания и постараться потерять их мнимое понимание, чтобы не осталось и впечатления о знании — ни следа; душа должна быть чистой, будто не касалась никакая из этих форм, наслоений мыслей и стереотипов — застыв в полном забвении. Но этого не произойдет, пока не стерта память негативного опыта, шаблонности во всех ее проявлениях, если ей нужно объединиться с Логосом.
В большинстве западных и восточных мистических практик отречения также распространяется на актуальную жизненную ситуацию мистика. Отчуждение, умеренность и уединения воспринимаются как необходимые факторы для достижения мистического единения. Дзен-буддизм, однако, считает, что повседневная жизнь — подходящее средство для достижения сатори, поскольку мирские страсти и желания отбрасываются, а с ними и интеллектуальный подход к опыту. «Если я нахожусь в своей сути, полностью очистившись от всего интеллектуального мусора, то чувствую свободу в ее первоначальном смысле … свободу от интеллектуальных сложностей и моралистических привязанностей …»
Эзотерика — специфическая система мистических практик, которая существует, как правило, в рамках любых религиозных и культурных традиций и носит преимущественно прикладной характер. В качестве примеров таких систем можно назвать суфизм внутри ислама, исихазм внутри православия, нейдан внутри даосизма, психопрактики монахов в католицизме, йога внутри ведической традиции. Эзотерические системы скрываются в недрах религий, однако принципиально отличны от них тем, что в отличие от религии, эзотерические системы в высшей степени практичны и прагматичны, ставя своей целью путем применения соответствующих методов обеспечить устойчивое изменение в личностных качествах человека. Гипотеза наличия эзотерического информационного поля утверждает о факте присутствия рядом с общественным континуумом той области знаний, которая на один шаг впереди и создает благоприятные возможности для желающих ускорить собственную эволюцию. В этой сфере знаний является передовая с точки зрения современного человека информация (вместе с тем эта информация считается чрезвычайно древней с точки зрения линейного времени), которая служит маяком для многих наук современности: космологии, астрономии, психологии, философии, физики, химии, биологии и многих других ветвей человеческого познания, а также для всех междисциплинарных исследований.
Эзотерическая традиция в своем экзотерическом проявлении впервые исторически известна благодаря Гермесу Трисмегисту.
Есть еще одно применение термина эзотерический, встречающийся в современных ученых. В частности, один из ведущих современных российских синергетиков Владимир Буданов говорит о наличии эзотерического пласта знаний в каждой современной науке. Это тот пласт соответствующей науки, что не обсуждается публично, и не становится пока предметом междисциплинарного диалога, но активно используется представителями соответствующей науки в своих исследованиях и кулуарных обсуждениях.
Эзотерический пласт знаний современная наука относит к сфере так называемого вненаучного (сюда, по ее мнению, относятся мифологическое, религиозное, мистическое, оккультное и эзотерическое знание). Во вненаучном знании имеет место принцип «все во всем». Современными исследователями предложена следующая классификация форм знания в их исторической динамике донаучное, классическое научное (XVI — начала XX вв.), И холистический постнаукове (XX — XXI вв.), Где «пост»- указывает на синтез научного и вненаучного знания.
«Какая разница между терминами эзотерический и оккультный, которые часто употребляются как синонимы? Оба означают скрытость, подразумевается на определенный отрезок времени, а не вечность. Кроме немногих посвященных и учеников, кто передают учение далее, эти знания хранятся в тайне от большинства людей, на данном этапе человеческой эволюции. Человечеству в целом это Учение неизвестно, поэтому оно оккультное иди эзотерическое. Оккультный означает просто скрытый, скрытый, особенно, когда речь идет о тайные знания или науку об энергии, которые управляют процессом эволюции. Эзотеризм может рассматриваться более как философия эволюционного процесса, оккультизм — как наука об энергии, которые управляют этим процессом ». — Джуал Кхул.
Эзотерическое познание — это постижение истинной реальности в эзотерических практиках, которое эзотерика культивирует как особую форму познания. Представители рационального знания (философии, науки, различных областей практики) часто понимают эзотеризм как мистику, основания и источники которой не поддаются рефлексии, поскольку полученные мистическим и интуитивным путем, без контроля сознания и логики. Посмотрим, как эзотерики характеризуют свои познавательные процессы. Пожалуй, наиболее последовательно и ясно это делает Рудольф Штейнер. В «Очерке Тайновидения» он описывает три основные стадии эзотерического познания:
— «Имагинативное познание»
— «Инспирацию»
— «Интуицию »
Имагинативное познание включает в себя «концентрацию всей душевной жизни на одном представлении» с одновременным отключением прочих представлений. Штейнер считает, что наиболее подходящими для этой стадии познания представлениям является символизм. Имагинативное познания в психотехнике Штейнера — наиболее важная ступень эзотерического восхождения: оно должно привести человека к невидимому, высшему, духовному миру (так Штейнер понимает истинную реальность). При этом сам человек должен уйти от чувственного обычного (ординарной реальности) мира, от своего обычного организма, от чувств, органов и вместо этого выработать, сформировать новые органы, новый организм (ментальный организм). Человек, до этого знает только свое обычное Я, открывает второе Я, целиком находится в духовном мире. Это второе Я (характерное уже для эзотерической, «духовного существа») позволяет воспринимать настоящий духовный мир аналогично тому, как обычный человек воспринимает окружающие его вещи. Однако на стадии имагинативного познания, говорит Штейнер, человек воспринимает не просто предметы, а «превращение одних предметов и процессов в другие»
Вторая ступень эзотерического познания и восхождения — инспирация. Здесь духовное существо познает не только превращения одних предметов и процессов в др., но и отношения между существами и предметами духовного мира, а также их устройство, сущность.
Третья ступень эзотерического познания — интуиция, в процессе которой тот кто познает «проникает в узнаваемые предметы», сливается с ними. Иначе говоря, эзотерическое познание приводит к отождествлению субъективных представлений с объективным миром, неразлучные Я и подлинного мира.
По технике, ступени инспирации и интуиции частично схожи со степенью имагинации, отличие только в одном: сознание все меньше опирается на впечатления и образы чувственно-физического мира и все больше выходит внутреннего, духовного мира. Этот переход предполагает, с одной стороны, рефлексию деятельности души и сознания, с другой — сосредоточение на самой этой деятельности, а не на образах и впечатления, которые ее обуславливают. Кроме рефлексии эзотерического метода эзотерическое познание. содержит два важнейших компонента науки:
— Процедуры конструирования идеальных объектов
— Построение теории
Духовный человек Штейнера — это идеальная построение (объект): ему приписываются новые органы, способность воспринимать отношение вещей и их сущности, наличие нескольких тел («физическое» — после смерти человека оно становится трупом, «эфирный» — в чистом виде оно дает знать о себе во сне, «астральное» — проявляется в забвении, Я — сознание и воспоминание), наличие ряда «душ» и «духов» (душа «чувствует», «умственная», «сознательная», а также «само-дух »,« жизне-дух »и« духо-человек »). Кроме того, «духовному человеку» Штейнер приписывает особую активность («деятельность») и довольно сложную жизнь, включающий, с одной стороны, духовное познание себя и мира, неизмеримо более глубокое (ясновидение), чем обычное, земное, с другой.. стороны — подготовку и осуществление нового воплощения души, с третьей стороны — духовное участие в жизни творческих людей и мироздании (т.е. в изменении Земли, ее развития).
Суть классического эзотерического мироощущения можно передать с помощью трех тезисов:
1. Наш обычный мир, культура, ум — не истина в последней инстанции и познания оно расширяется практически в рамках собственного Я;
2. Наличие грани между ординарной и неординарной реальностью, где человек может найти свое спасение, найти истинное существование;
3. Трансмутационный аспект сознания, свойственный только человеку, возможность познать и перейти на более высокий качественный уровень восприятия с помощью мистических практик, веры и сенсуалистической аспекта;
Собственно, жизненный путь эзотерика сводится к подобной переработке, включая духовную работу и психотехнику. Особые качества подлинной реальности придает все же не содержание, а жизнь преимущественно событиями этой символической реальности, эзотерическая личность живет тем, что переходит в настоящий мир и одновременно творит его. При этом было бы упрощением считать, что такая личность просто фантазирует, бредит. Она именно живет в своем творчестве, в раздумье о мире, в стремлении понять предельные проблемы жизни и бытия. При таком широком понимании близким к эзотерической культуре является всякое значительное в культурном отношении творчество и новация. Соответственно, многие великие мыслители, художники и общественные деятели переживали подобный эзотерический опыт.
Таким образом, эзотерическая практика не сводится к простым размышлениям: это особый образ жизни, судьба, жизненный путь, страстная устремленность к эзотерическому миру как конечной жизненной цели, приверженность к идеальным формам жизни, известный аскетизм, работа над собой, установка на кардинальное изменение себя самого , горения и напряжение души. Но это и особая культура жизни, включающая в себя разработку эзотерического учения (или освоение его), психотехническая работу над собой (отказ от желаний, отклоняющих эзотерика от его пути, культивирование эзотерического учения, достижение особых состояний сознания. Уже йоги продемонстрировали, что внутренний опыт и другие психические образования (которые сами изменяются под влиянием психотехники) могут, вроде внешнего мира, поставлять сознания впечатления и образы. И не просто поставлять, а образовать для человека полноценный и богатейший мир, где он может бесконечно путешествовать, где он живет. У этого внутреннего мира, стал для эзотерика миром как таковым, есть два важных качества, которые отсутствуют у мира обычного. Первое: эзотерический мир возник на основе внутреннего мира и опыта самого человека. Поэтому эзотерический мир, с одной стороны, принципиально ограничен этим опытом , с дугой — абсолютно естественный для человека, все события и ситуации этого мира, все его реальности имеют естественную основу и аналоги (осознаваемые или неосознаваемые) в жизни данного человека. Образно говоря, человек, вошедший в эзотерический мир, «летит в самого себя »,« путешествует по своим собственным психическим реальностям »,« погружается в собственный опыт ». Второе качество следующее: эзотерический мир, в отличие от обычного, подвергается контролируемому преобразованию. С помощью психотехники он изменяется в направлении того идеала, который задает исповедуемая человеком эзотерическая доктрина .
Эзотерическое познание — это работа, которая разворачивается сразу в двух плоскостях: в одной эзотерик познает, открывает истинную реальность и проходит в нее (например, Штейнер в духовный мир), в другой — он совершает нормальные познавательные процедуры (строит идеальные объекты, например понятие «духовного человека», объясняет феномены, создает эзотерическое учение, теорию.). Принципиально, в эзотерическом познании движение в первой плоскости выступает необходимым условием движения во второй, и наоборот. Полное преобразование личности, идет по эзотерическом пути, и попадание ее в эзотерический мир — это предельный вариант развития событий, характерный, в основном, для «гениев эзотеризма». В обычном же случае речь идет просто о процессах становления эзотерической личности (человека практика, достигшего определенного развития сознания, физических и ментальных процессов)
Таким образом, для эзотеризма характерна одновременность порождения эзотерического мира и его познания. Это характерно для философского и художественного мышления. Вспомним высказывание Канта: «Первый, кто доказал теорему о равнобедренный треугольник, понял, что его задача состоит в том, чтобы создать фигуру с помощью того, что он сам а априори, согласно понятиями, мысленно вложил в нее и показал путем построения» (Кант И. Критика чистого разума). В каком-то смысле мыслящую личность Кант уподобляет самому Богу, который создал мир. В этом смысле, когда Кант пишет, что человек «сам связывает, синтезирует, определяет опыт», он «возможность как бы а априорно предписывать природе законы и даже делать ее возможной», он мыслит вполне последовательно. Другое дело, что ум, по Канту, чтобы не впадать в антиномии, должен ограничивать себя рамками опыта.
В современном искусстве продуктом выступают произведения, создаваемые не только путем вдохновения, но и на основе замысла и других выразительных средств. Но замысел и выразительные средства не могут существовать вне знаний и объективации. Построение художественной реальности требует объективации соответствующих событий, при этом художник не только конституирует саму реальность, но и следит, какие события возникают в результате его творчества. Иначе говоря, и для искусства характерна одновременность конституирования (порождения) реальности и ее художественного познания. Все указанные здесь епистемические моменты и предпосылки построения замысла, применение выразительных средств, конституирования художественной реальности можно отнести к художественного мышления (познания).
Во всех видах познания — научному, философскому, художественном или эзотерическом, — везде мышления, с одной стороны, позволяет строить одни знания на основе других и конституировать представления о действительности, из других — обусловлено нормативно, в плане задач и самой сферой деятельности. Различия видов познания заключаются в том, какую роль в мышлении играет личность и представления, обусловленные нашим опытом, требованиями коммуникации, взаимодействием с другими людьми. В философии, эзотерике и гуманитарных науках роль личности огромна, а в естественных науках и техническом мышлении — минимальная. Для философии большое значение имеет философская традиция, требования и вызовы времени (современности), а также проблемы, философ взялся решать. Для эзотерика все эти факторы, кроме последнего, несущественны. Зато существенные реализация собственной личности и эзотерическое осмысление культурного материала.
Созерцание и отречение является тем базисом сопровождающий мистику так и сам мистический опыт. Созерцание — это неаналитических восприятие объекта или идеи — неаналитических, поскольку избавляется от дискурсивных мыслей и делается попытка очистить ум от всего, кроме восприятия объекта внимания. Мнение признается как прямое вмешательство, что соответствует сущностном познанию через чистое восприятие. В основе отречения от мирских целей и удовольствий — как физических, так и психических — лежит тот же принцип самоосвобождения от всего, что отвлекает внимание и мешает восприятию высшей сущности и прекрасного в бытии. Стремление к избавлению от всех мыслей и представлений, касающихся внешней стороны вещей, и всех идей об индивидуальности и общность, о страданиях и изменчивости, культивируют высшие идеи об отказе от Его и пустоты. Мейстер Экхарт утверждает: «Если мы освободимся от того что за нами, Бог наградит нас за это всем, что есть в раю … в полной мере». В Хилтона можно прочитать: «Поэтому, если ты жаждешь открыть свою душу, освободи мысли от внешних и материальных вещей, забудь по возможности тела и пять его органов чувств». Человек должен освободиться и очиститься от всех этих форм и способов познания и постараться потерять их мнимое понимание, чтобы не осталось и впечатления о знании — ни следа; душа должна быть чистой, будто не касалась никакая из этих форм, наслоений мыслей и стереотипов — застыв в полном забвении. Но этого не произойдет, пока не стерта память негативного опыта, шаблонности во всех ее проявлениях, если ей нужно объединиться с Логосом.
В большинстве западных и восточных мистических практик отречения также распространяется на актуальную жизненную ситуацию мистика. Отчуждение, умеренность и уединения воспринимаются как необходимые факторы для достижения мистического единения. Дзен-буддизм, однако, считает, что повседневная жизнь — подходящее средство для достижения сатори, поскольку мирские страсти и желания отбрасываются, а с ними и интеллектуальный подход к опыту. «Если я нахожусь в своей сути, полностью очистившись от всего интеллектуального мусора, то чувствую свободу в ее первоначальном смысле … свободу от интеллектуальных сложностей и моралистических привязанностей …»
Комментариев нет:
Отправить комментарий