О соответствиях скальных комплексов и народной орнаментации карпатской Гуцульщины и скандинавской Готсулии существует обширная литература (см.: Ber W. Sledy kultury gockiej na Huculszczyznie // Wiedza i zicie (Warszawa). — 1936. — Rok. XI, zeszyt 6-7. — S. 456—459; Бандрівський Й.С. Знаки-ідеограми в петрогліфах Писаного Каменя на Гуцульщині // V Наукова геральдична конференція, 9-10 листопада 1994. Матеріали / Ред і уклад. А. Гречило. — Львів: Укр.геральд.т-во, 1995. — С.3-4). Это — один из аргументов в пользу гипотезы о готском происхождении гуцулов, горцев Карпат.
По нашему мнению, известный карпатский комплекс «Скалы Олексы Довбуша», посвященный гуцульскому разбойнику и колдуну Олексе Довбушу, — это древнее святилище готского бога огня и трикстера-шамана Локи Туисто. Вероятно, после ухода готов на запад, оставшееся в Восточных Карпатах славянское население сохранило и переосмыслило представление о могучем шамане-колдуне, приписав затем его черты реальной исторической личности.
Готсульский Туисто означает «двойное (двуполое) существо», что даёт основания для его сближения с культом близнецов у древних германцев (Тацит в главе XLIII «Германии» сопоставляет их с римским Кастором и Поллуксом). От Туисто происходит первый человек (Манн), а от Манна — родоначальники трёх племенных или культовых групп германцев — истевоны, герминоны, ингевоны.
Но одновременно двуполое существо в скандинавской мифологии - это шаман-трикстер Локи. Он и выступает как храбрый муж, но также как женщина порождает мифологических существ.
Локи выступает как комический дублёр бога Одина в космогонии и его демонический противник в эсхатологии. У них обоих есть шаманские черты, но шаманские странствия Локи ограничены горизонтальной проекцией (Моровой Рекой), тогда как образ Одина тесно связан с вертикальным (Мировым Древом). Условно Одина и Локи можно соотнести как белое и чёрное шаманство.
В качестве позитивного творца Один — отец богов-асов, а Локи — отец хтонических чудовищ, Один — хозяин небесного царства мёртвых для избранных, а Локи — отец хозяйки подземного царства мёртвых и тайный виновник первой смерти (смерти Бальдра), которая является одиническим жертвоприношением (реальный убийца Хёд — также, возможно, дублёр Одина).
В процессе эволюции скандинавской мифологии, по-видимому, очень существенным было всё большее выдвижение на первый план Одина и всего одинического комплекса, как небесной воинской мифологии (Один при этом оттеснял наследника индоевропейского бога неба Тюра и отчасти индоевропейского громовника Тора в качестве небесных богов), а также эсхатологических мотивов, буквально пронизывающих скандинавскую мифологию, по крайней мере в её «эддической» стадии.
Но, вероятно, во времена похода скандинавов в Европу и их пребывания в Карпатах еще не произошло негативизации образа Локи Туисто, он выступал только как представитель "левой стороны" (Один - "правой стороны") единой мифологической культуры древних германцев.
По нашему мнению, известный карпатский комплекс «Скалы Олексы Довбуша», посвященный гуцульскому разбойнику и колдуну Олексе Довбушу, — это древнее святилище готского бога огня и трикстера-шамана Локи Туисто. Вероятно, после ухода готов на запад, оставшееся в Восточных Карпатах славянское население сохранило и переосмыслило представление о могучем шамане-колдуне, приписав затем его черты реальной исторической личности.
Готсульский Туисто означает «двойное (двуполое) существо», что даёт основания для его сближения с культом близнецов у древних германцев (Тацит в главе XLIII «Германии» сопоставляет их с римским Кастором и Поллуксом). От Туисто происходит первый человек (Манн), а от Манна — родоначальники трёх племенных или культовых групп германцев — истевоны, герминоны, ингевоны.
Но одновременно двуполое существо в скандинавской мифологии - это шаман-трикстер Локи. Он и выступает как храбрый муж, но также как женщина порождает мифологических существ.
Локи выступает как комический дублёр бога Одина в космогонии и его демонический противник в эсхатологии. У них обоих есть шаманские черты, но шаманские странствия Локи ограничены горизонтальной проекцией (Моровой Рекой), тогда как образ Одина тесно связан с вертикальным (Мировым Древом). Условно Одина и Локи можно соотнести как белое и чёрное шаманство.
В качестве позитивного творца Один — отец богов-асов, а Локи — отец хтонических чудовищ, Один — хозяин небесного царства мёртвых для избранных, а Локи — отец хозяйки подземного царства мёртвых и тайный виновник первой смерти (смерти Бальдра), которая является одиническим жертвоприношением (реальный убийца Хёд — также, возможно, дублёр Одина).
В процессе эволюции скандинавской мифологии, по-видимому, очень существенным было всё большее выдвижение на первый план Одина и всего одинического комплекса, как небесной воинской мифологии (Один при этом оттеснял наследника индоевропейского бога неба Тюра и отчасти индоевропейского громовника Тора в качестве небесных богов), а также эсхатологических мотивов, буквально пронизывающих скандинавскую мифологию, по крайней мере в её «эддической» стадии.
Но, вероятно, во времена похода скандинавов в Европу и их пребывания в Карпатах еще не произошло негативизации образа Локи Туисто, он выступал только как представитель "левой стороны" (Один - "правой стороны") единой мифологической культуры древних германцев.
Комментариев нет:
Отправить комментарий