В вавилонской мифологии человек был создан из глины, замешанной на крови убитого бога-предателя Кингу, и поэтому содержал в себе божественный элемент, который назывался eṭemmū («дух, призрак») и, видимо, стоит в этимологическом родстве с кит. «тянь», шумерским «дингир», тюркским «тенгри» – «божество, дух первопредка». Эта часть человека продолжала существовать после его смерти в подземном мире как тень, проводя там время уныло и безрадостно.
У греков это - thumos, thymos «тхюмос», дух-призрак, тень умершего человека (в «Одиссее» – носитель воли, страстей и чаяний человека; аффективно-волевая часть духа, его осознание есть «мужество»; находится в груди, либо наполняет легкие (frenes), либо сердце (kardi); после смерти уничтожается – «рассеивается», ср. с др.-рус. «дым»; но в одном месте «Илиады» Нестор произносит: «Дух (тюмос) сокрушенный его погрузился в обитель Аида» (VII, 131)). Также, как и в вавилонской мифологии, в греческой мифологии человек был создан из крови / пепла титанов, замешанной на глине. Поэтому человеку присуще богоборчество, к которому его побуждает тхюмос титанов, но добродетелью считается держать его «в узде», используя только для мужественных поступков.
(с) Олег Гуцуляк
У греков это - thumos, thymos «тхюмос», дух-призрак, тень умершего человека (в «Одиссее» – носитель воли, страстей и чаяний человека; аффективно-волевая часть духа, его осознание есть «мужество»; находится в груди, либо наполняет легкие (frenes), либо сердце (kardi); после смерти уничтожается – «рассеивается», ср. с др.-рус. «дым»; но в одном месте «Илиады» Нестор произносит: «Дух (тюмос) сокрушенный его погрузился в обитель Аида» (VII, 131)). Также, как и в вавилонской мифологии, в греческой мифологии человек был создан из крови / пепла титанов, замешанной на глине. Поэтому человеку присуще богоборчество, к которому его побуждает тхюмос титанов, но добродетелью считается держать его «в узде», используя только для мужественных поступков.
(с) Олег Гуцуляк
Комментариев нет:
Отправить комментарий