Лекция в рамках лектория “Откуда берутся пророки?”
ГлавМиф
Приходит Царевич из Тридевятого Царства и… Тут всё и начинается. Тема эта принципиальна в истории изучении сказки, мифа, народных чаяний и упований.
Дедушка этнографов Фрэзер в знаменитой «Золотой ветви» вычленил этот миф, как способ престолонаследия у древних арийских (и не арийских) племён. Из иного царства-государства приходит царевич-королевич (в своём отечестве оставленный без наследства). В новом обретённом царстве он получает царевну и полцарства (или всё царство) впридачу. Обретение, как правило, сопровождалось убийством действующего престарелого государя. Хотя впоследствии данное действо стали подменять ритуальной куклой (лжегероем, жертвенным драконом, братьями-предателями). Королевна, женщина символизирует в нашей этно-теореме царство. Королевская дочь = Царство (Земля).
Т. е. теорема выглядит следующим образом: Царевич минус Царь плюс Королевна равно Царство.
Динамика отношений в этой троице может меняться. Как и королевна предстаёт то действующей императрицей, то девой-спасительницей и простолюдинкой. Но её гендерная роль остаётся незыблемой. Как и не меняется циркуляция власти: Царевич приходит – Царь уходит.
«Миф о приходе Царевича из Ниоткуда» объясняет много чего. Через него легко читаются и иные мифы, социальные теории и даже способы брака и родства.
Он объясняет преимущество у всех народов именно кросс-родственных браков (это, когда женятся или выходят замуж не за своих, а за тех, кто из соседней деревни, города, страны).
Или «теорию циркуляции элит» итальянского социолога Парето. Наш «Миф о приходе Царевича из Ниоткуда» легко разбирает и через себя разъясняет миф о власти, миф о смене поколений, миф о рождении нового солнца, миф о блаженной стране, миф об утопии, миф о городе солнца, все практики инициации, миф о страдании и любви, миф о вечном возвращении, сказания о богатырях Владимира Красное Солнышко…
И ещё – много чего! «Миф о приходе Царевича из Ниоткуда» – это ГлавМиф на мифологической ткани Человечества, наша главная Грёза. Можно конечно сказать, что это самонадеянно, но сейчас время такое – хорошее, открытое, когда, как в столетие десяти эллинских мудрецов, приходит Автор и говорит: «мир есть вода». А потом приходит другой и утверждает: «мир есть огонь». А следующий закрывает их споры: «Вселенная – это Эфир».
Приходит Мирча Элиаде и говорит: «Главное – миф о вечном возвращении». Потом появляется Рене Жирар: «Центровой миф – миф о Козле Отпущения». А потом подскакивают скифы-евразийцы и заявляют из своей Скифской Пустыни: «ГлавМиф – это Миф о приходе Царевича из Ниоткуда».
Можно констатировать, что началось «новое осевое время» в терминологии Ясперса. Когда идеи, словно пули небесного стрелка, влетают в наш мир.
Открывается новая пророческая эпоха.
«Глаголом жечь сердца людей…»
А кто такие Пророки? Это люди, которые глаголят, «пророчествуют» особое «вышнее» послание. Они передают, будто радио на своей частоте, некие божественные, космические, нуминозные вести, знаки, откровения. Часто пророчествуют на языке птиц, зверей, ангелов, варваров.
В молчаливые времена Пророк – это тот, кому есть, что сказать!
У Пророков, как правило сложные отношения с актуальными царями. На дихотомии взаимных претензий Даниила и Навухудоносора, Иоанна Предтечи и Ирода сложились известное нам богословие, христианская культура.
Пророк, несущий на себе миссию и печать Иного – главный конкурент царской власти. Структурно между Пророком и Царевичем из Ниоткуда разницы нет никакой.
Вокруг соревнования и битвы Царя и Пророка вертится земная юдоль. А приз – Царство, планета. Иногда Пророк побеждает. Как Христос, который до Креста Пророк, а после креста – Царь Иудейский. А иногда побеждает Царь. Как Ирод, которому приносят голову Иоанна на подносе, Ирод, дарящий священную голову принцессе Саломее.
Ещё раз: царевич — это пророк, оспаривающий актуальную власть.
Потому – все и вся в битве Царя и Пророка. Этот миф стоит за динамикой людских судеб и ожиданий, в этом мифе соль чаяний Человечества.
И не только в Израиле Пророки против Царей.
Приведём длинный ряд «расейских» пророков разных мастей: на Руси – пророк – это Скиф, Иван-Царевич, пушкинский скопец, старообрядческий патриарх, московский юродивый (хозяин Небесного Иерусалима на Рву), «Царь-брат» Степан Разин, «Царь-Отец» Емельян Пугачёв, Хлыст-Мужик (Распутин), Есенин с телеграммой, Рерих из Шамбалы, Солнечный Русский моряк Колчак-Железняк, Штирлиц из Дрездена, Мышкин-Ленин из Швейцарии…
Все они оспаривают царскую власть. Единицы успешно, как Ленин. Большинство трагично, как Колчак или Пугачёв. Или узник Шлиссельбурга император Иоанн, житие которого стало основой сказки об Иване-Царевиче…
В споре Царя и Пророка есть партии и болельщики. Например у Константина Васильева и Ильи Глазунова – рисовальщиков былинного эпоса разные политические предпочтения.
Глазунов малюет царей, он классический царский богомаз.
Константин Васильев не так. Его герои – дети Тридевятого Царства, гости из Ниоткуда, пустынные жители: богатыри и нибелунги, князья окраины, заброшенные часовни, кочевники, «лихие люди из ледяной пустыни»… Император у него лишь один – Фридрих Барбаросса, ушедший в крестовый поход искать Царство Пресвитера Иоанна. И утонувший по дороге в горной, чистой, далёкой реке… А венчает творчество Васильева «Человек-с-Филином», могучий сверхсильный пророк, вознёсшийся над зимней стужей-страной. Словно кустодиевский «Большевик» – мужик-великан, ходячий над многоэтажными домами присмиревших городов.
Царские загадки
Встреча Царя и Пророка-Царевича всегда происходит одинаково. Царь-Дейктор задаёт вопросы, а Царевич Сотоварищи отвечает. Сотоварищи, потому что согласно мифу Царевич из Ниоткуда окружён магическими помощниками, братьями-близнецами. Священное С-Той-Стороны двоится, троится, потусторонний свет преломляется на бесчисленные грани и цвета.
Тот, кто задаёт вопрос – тот и главный. А слово «ответчики» имеет в русском языке самый негативный, кляузный и сутяжнический оттенок, не сулящий «ответчику» изначально ничего хорошего.
Задающий вопрос и есть власть, священный дейктор, хозяин ключей.
О том, как гипертрофировалась роль Вопрошающего поведал нам Василий Шукшин в рассказе «Срезал», о деревенском мужичке задающем понаехавшей в колхоз интеллигенции пространные загадки. Поскольку интеллигенция не справляется и просит пощады, то «Срезавший» для мужиков абсолютный авторитет.
В советские времена «семь симеонов» народных сходов, тройки чрезвычайки трансформировались в «народную власть». Длительной время она существовала параллельно правлению красных генсеков. Потому вопросы задавали гражданам профсоюзные и жилищные комитеты, трудовые коллективы, бригадные подряды.
То, как коллективная власть выдыхается, мы наблюдаем сегодня по деградации «четвёртой власти» революции 1991 года, по журналистам на путинских пресс-конференциях.
Никто уже не может по-пророчески гаркнуть царю: «Привет, Вова, я – Маша!» Спета журналистская песенка. Царь давно летает со стерхами, гладит леопардов, бьёт «Калибрами», казнит и милует Украину…
Пророк журналистики умер, но это не значит, что на его место из холодных поприщ на буранах не принесутся пророки новые. Обязательно принесутся – такая у нас сказочная страна…
Если скучно слушать про современность – давайте заглянем в «эпохи загадок» древности.
Глубинный свод «Беседа царя Мелинды и монаха Нагасены» повествует о вопросах василевса Греко-Бактрийского царства буддистскому монаху. Диалог касается небесной мудрости, вскрывает правду вещей, жизни и перерождений. Разговор поэтичен, слог восхитителен!
Но остаток у встречи Царя и Пророка (если это правильная по всем мифическим канонам встреча) всегда одинаков. Эллинская культура Бактрии и Арианы (современный Афганистан) уступила своё место буддизму. Василевс поднял «белый флаг», сдавая своё царство на милость победителю.
Золотой Петушок
В пушкинской «Сказке о Золотом Петушке» повествуется об известном нам мифо-уравнении: Царь Дадон – Шамаханская царица – Пророк-Скопец. Ахматова считала, что сюжет позаимствован у Ирвинга, если бы не одно но – Петушок.
В некотором царстве некотором государстве был у царя Ивана Грозного сводный брат Кудеяр.
Имя переводится с персидского, как «Возлюбленный бога». Этим титулом награждают мусульмане-шииты прародителя Авраама. Так вот, якобы у Кудеяра был ручной Петух. По сигналу «кука-реку» ватаги «Возлюбленного» брали города. Иван Васильевич жил в Новой Александровской Слободе. А Кудеяр в Старой – вотчине Василия Третьего. Там до сих пор растёт «кудеяров дуб», стоит роскошная Казанская церковь и лечит известная на всю округу народная целительница.
Однажды Кудеяр пришёл к Грозному из пустыни и потребовал распустить Опричнину, как богопротивное дело, и сжечь Опричный дворец в Занеглименье, выстроенный по образцу Небесного Иерусалима для Явления Христа. В нём Кудеяр усмотрел опасную гордыню. Когда Иоанн отказался, «Возлюбленный Бога» отправился к крымскому хану Давлет-Гирею и привёл на Москву татар, показав им броды на реке возле современного Крымского моста.
Кудеяр в прямом смысле напустил на брата «красного петуха». Крымцы спалили дворец, опричники разбежались, Иоанн их разогнал и начал каяться и благодарить своего брата-пророка. Таково предание. Если добавить мёртвых царских сыновей и исчезающих жён, то «Сказка о Золотом Петушке» видится почти что домашней хроникой первого русского царя. Понятно, что Кудеяр мифический персонаж, но у него было немало прототипов, оспаривающих гегемонистские проекты государя. Максим Грек, митрополит Колычев (блистательно запечатленный Янковским в фильме Лунгина «Царь»), князь Андрей Курбский (его письменный схлёст с Иоанном дал старт русской светской литературе), хан Давлет-Гирей, собственной персоной. Жаркие споры Грозного Царя с Василием Блаженным предстают квинтэссенцией духовной жизни Руси 16 века. Современники отмечали, что это был чуть ли не единственный человек, которого боялся государь. Василий «Нагой», юродивый в рубище, московский обличитель и предсказатель! Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Народ всегда восхищается горней и грозной властью, но сердцем народ с пророками. Потому величайший памятник Иоаннова Царства – храм Покрова на Рву (в честь победы над Казанью), венец русской архитектуры прозвался в честь пророка, а не в честь царя. Собор Василия Блаженного официально так никогда не именовался, но народ не обманешь…
Ну, а Петушок – это, разумеется Солнце, Жар-Птица, ангелический Павлин и дух-помощник…
777 Симеонов
Во время русской революции в каждой парадной Петрограда сидело по пророку. Великолепный старец Григорий Распутин-Новых, «секретный пророк» России Николай Клюев, Лев Толстой, Сергей Есенин, Борис Савинков, Председатель Земного Шара Велимир Хлебников, Брюсов с «грядущими гуннами», Блок с «раскосыми скифами», Циолковский с космическими аппаратами, Богданов с кровавыми марсианами, Керенский с адвокатами, Спиридонова с морячками, все эти бесконечные «777 Симеонов» свалили царскую власть, осуществив мифические чаяния Русской Земли о передачи власти от Царя к Ивану-Царевичу из Ниоткуда. Такое воплощение древлей сказки в быль вызвало необыкновенный пассионарный всплеск и творческий массовый взрыв, породивший небывалое планетарное образование СССР. Потому что в мифе спрятаны бездны энергий. И «правильный» Иван-Царевич может, словно Тесла, вынуть миллионы молний из космической прорвы…
Мифы должны воплощаться! Так считает народ, так чает этническое коллективное бессознательное.
Потому что когда этого не происходит, случаются прямо таки сбои в «правдивой» картине мира.
Восточная миссия
Проиллюстрируем такой «сбой» на житии «Пророка Красоты» Николая Рериха.
Замечательный российский художник Рерих, попав в эмиграцию (как Царевич без наследства), задумался над созданием собственного царства в Азии на началах высшей эстетики и красоты. Он совершал дерзкие путешествия в горы и пустыни, мёрз в леденелых и голодных поприщах Тибета, втянул в свои авантюры руководство Японии, Советского Союза и США. С главной империей тех лет – Британской – Пророк судился. И суды свои выигрывал. Русская Елена Прекрасная (Шапошникова-Рерих) открыла добру-молодцу Николаю поддержку Махатм Востока из загадочной страны Шамбалы. Эти великие посвящённые были вполне сопоставимы с духами-помощниками Ивана-Царевича. С То-Чего-Не-Может-Быть. Со Шмат-Разумом. А чудесной драгоценностью, «философским камнем» предприятия виделся таинственный чёрный метеорит, порученный Рериху «Учителями». Он пророчески призван стать краеугольным основанием нового Царства на Алтае, объединяющего Сибирь, Туркестан, Гималаи, Монголию и Маньчжурию.
Рерих был честным Пророком, искренне верящим в своё дело, рыцарем-дон-кихотом без страха и упрёка. Он бороздил Великую Степь на верблюдах и автомобилях, поездах и лошадях. А Елена Прекрасная затащила в его державу в магическую Шамбалу самого президента Рузвельта.
Но сказка, механизм волшебных часов мифа не сработали. Что-то заело. Рерих не получил Царства-Звенигорода. Его проекты сгорели и схлопнулись, будто и не было ничего: ни экспедиций, ни тысячи картин ускользающими красками с воинами света и Гэсер-ханом, ни советской разведки, ни Рерих-небоскрёба в Нью-Йорке.
Россия страна мифического. И миллионы наших соотечественников до сих пор не понимают почему сие произошло. Почему Иван-Царевич не получил того, что «должно по праву». И мысленно проворачивают вспять историю с Шамбалой-Беловодьем снова и снова.
Отчасти мы, скифы-евразийцы сопричастны этому мифу. И тоже осмысливаем-прокручиваем его туда-сюда. Пророк несёт определённую Миссию. Потому он и Пророк-Мессия. Спаситель, Доктор, Утешитель. Последняя Миссия «Пророка Красоты» на наш взгляд не закончена.
Это «Миссия России в Азии». Так её обозначил замечательный восточник князь Эспер Ухтомский. Так вот: лента отечественной версии фильма про Ивана-Царевича всё ещё вертится. А значит новые пророки России придут из Азии, из Шамбалы, из Беловодья, из бесконечной розовой Степи.
Потому что русские люди помнят о житии Пророка Иоанна в «медовой Пустыне» далеко-далеко на Востоке.
Тот, кто служит в пустыне сей – Тот однажды вернётся.
И этот Тот претендует на всё!
ГлавМиф
Приходит Царевич из Тридевятого Царства и… Тут всё и начинается. Тема эта принципиальна в истории изучении сказки, мифа, народных чаяний и упований.
Дедушка этнографов Фрэзер в знаменитой «Золотой ветви» вычленил этот миф, как способ престолонаследия у древних арийских (и не арийских) племён. Из иного царства-государства приходит царевич-королевич (в своём отечестве оставленный без наследства). В новом обретённом царстве он получает царевну и полцарства (или всё царство) впридачу. Обретение, как правило, сопровождалось убийством действующего престарелого государя. Хотя впоследствии данное действо стали подменять ритуальной куклой (лжегероем, жертвенным драконом, братьями-предателями). Королевна, женщина символизирует в нашей этно-теореме царство. Королевская дочь = Царство (Земля).
Т. е. теорема выглядит следующим образом: Царевич минус Царь плюс Королевна равно Царство.
Динамика отношений в этой троице может меняться. Как и королевна предстаёт то действующей императрицей, то девой-спасительницей и простолюдинкой. Но её гендерная роль остаётся незыблемой. Как и не меняется циркуляция власти: Царевич приходит – Царь уходит.
«Миф о приходе Царевича из Ниоткуда» объясняет много чего. Через него легко читаются и иные мифы, социальные теории и даже способы брака и родства.
Он объясняет преимущество у всех народов именно кросс-родственных браков (это, когда женятся или выходят замуж не за своих, а за тех, кто из соседней деревни, города, страны).
Или «теорию циркуляции элит» итальянского социолога Парето. Наш «Миф о приходе Царевича из Ниоткуда» легко разбирает и через себя разъясняет миф о власти, миф о смене поколений, миф о рождении нового солнца, миф о блаженной стране, миф об утопии, миф о городе солнца, все практики инициации, миф о страдании и любви, миф о вечном возвращении, сказания о богатырях Владимира Красное Солнышко…
И ещё – много чего! «Миф о приходе Царевича из Ниоткуда» – это ГлавМиф на мифологической ткани Человечества, наша главная Грёза. Можно конечно сказать, что это самонадеянно, но сейчас время такое – хорошее, открытое, когда, как в столетие десяти эллинских мудрецов, приходит Автор и говорит: «мир есть вода». А потом приходит другой и утверждает: «мир есть огонь». А следующий закрывает их споры: «Вселенная – это Эфир».
Приходит Мирча Элиаде и говорит: «Главное – миф о вечном возвращении». Потом появляется Рене Жирар: «Центровой миф – миф о Козле Отпущения». А потом подскакивают скифы-евразийцы и заявляют из своей Скифской Пустыни: «ГлавМиф – это Миф о приходе Царевича из Ниоткуда».
Можно констатировать, что началось «новое осевое время» в терминологии Ясперса. Когда идеи, словно пули небесного стрелка, влетают в наш мир.
Открывается новая пророческая эпоха.
«Глаголом жечь сердца людей…»
А кто такие Пророки? Это люди, которые глаголят, «пророчествуют» особое «вышнее» послание. Они передают, будто радио на своей частоте, некие божественные, космические, нуминозные вести, знаки, откровения. Часто пророчествуют на языке птиц, зверей, ангелов, варваров.
В молчаливые времена Пророк – это тот, кому есть, что сказать!
У Пророков, как правило сложные отношения с актуальными царями. На дихотомии взаимных претензий Даниила и Навухудоносора, Иоанна Предтечи и Ирода сложились известное нам богословие, христианская культура.
Пророк, несущий на себе миссию и печать Иного – главный конкурент царской власти. Структурно между Пророком и Царевичем из Ниоткуда разницы нет никакой.
Вокруг соревнования и битвы Царя и Пророка вертится земная юдоль. А приз – Царство, планета. Иногда Пророк побеждает. Как Христос, который до Креста Пророк, а после креста – Царь Иудейский. А иногда побеждает Царь. Как Ирод, которому приносят голову Иоанна на подносе, Ирод, дарящий священную голову принцессе Саломее.
Ещё раз: царевич — это пророк, оспаривающий актуальную власть.
Потому – все и вся в битве Царя и Пророка. Этот миф стоит за динамикой людских судеб и ожиданий, в этом мифе соль чаяний Человечества.
И не только в Израиле Пророки против Царей.
Приведём длинный ряд «расейских» пророков разных мастей: на Руси – пророк – это Скиф, Иван-Царевич, пушкинский скопец, старообрядческий патриарх, московский юродивый (хозяин Небесного Иерусалима на Рву), «Царь-брат» Степан Разин, «Царь-Отец» Емельян Пугачёв, Хлыст-Мужик (Распутин), Есенин с телеграммой, Рерих из Шамбалы, Солнечный Русский моряк Колчак-Железняк, Штирлиц из Дрездена, Мышкин-Ленин из Швейцарии…
Все они оспаривают царскую власть. Единицы успешно, как Ленин. Большинство трагично, как Колчак или Пугачёв. Или узник Шлиссельбурга император Иоанн, житие которого стало основой сказки об Иване-Царевиче…
В споре Царя и Пророка есть партии и болельщики. Например у Константина Васильева и Ильи Глазунова – рисовальщиков былинного эпоса разные политические предпочтения.
Глазунов малюет царей, он классический царский богомаз.
Константин Васильев не так. Его герои – дети Тридевятого Царства, гости из Ниоткуда, пустынные жители: богатыри и нибелунги, князья окраины, заброшенные часовни, кочевники, «лихие люди из ледяной пустыни»… Император у него лишь один – Фридрих Барбаросса, ушедший в крестовый поход искать Царство Пресвитера Иоанна. И утонувший по дороге в горной, чистой, далёкой реке… А венчает творчество Васильева «Человек-с-Филином», могучий сверхсильный пророк, вознёсшийся над зимней стужей-страной. Словно кустодиевский «Большевик» – мужик-великан, ходячий над многоэтажными домами присмиревших городов.
Царские загадки
Встреча Царя и Пророка-Царевича всегда происходит одинаково. Царь-Дейктор задаёт вопросы, а Царевич Сотоварищи отвечает. Сотоварищи, потому что согласно мифу Царевич из Ниоткуда окружён магическими помощниками, братьями-близнецами. Священное С-Той-Стороны двоится, троится, потусторонний свет преломляется на бесчисленные грани и цвета.
Тот, кто задаёт вопрос – тот и главный. А слово «ответчики» имеет в русском языке самый негативный, кляузный и сутяжнический оттенок, не сулящий «ответчику» изначально ничего хорошего.
Задающий вопрос и есть власть, священный дейктор, хозяин ключей.
О том, как гипертрофировалась роль Вопрошающего поведал нам Василий Шукшин в рассказе «Срезал», о деревенском мужичке задающем понаехавшей в колхоз интеллигенции пространные загадки. Поскольку интеллигенция не справляется и просит пощады, то «Срезавший» для мужиков абсолютный авторитет.
В советские времена «семь симеонов» народных сходов, тройки чрезвычайки трансформировались в «народную власть». Длительной время она существовала параллельно правлению красных генсеков. Потому вопросы задавали гражданам профсоюзные и жилищные комитеты, трудовые коллективы, бригадные подряды.
То, как коллективная власть выдыхается, мы наблюдаем сегодня по деградации «четвёртой власти» революции 1991 года, по журналистам на путинских пресс-конференциях.
Никто уже не может по-пророчески гаркнуть царю: «Привет, Вова, я – Маша!» Спета журналистская песенка. Царь давно летает со стерхами, гладит леопардов, бьёт «Калибрами», казнит и милует Украину…
Пророк журналистики умер, но это не значит, что на его место из холодных поприщ на буранах не принесутся пророки новые. Обязательно принесутся – такая у нас сказочная страна…
Если скучно слушать про современность – давайте заглянем в «эпохи загадок» древности.
Глубинный свод «Беседа царя Мелинды и монаха Нагасены» повествует о вопросах василевса Греко-Бактрийского царства буддистскому монаху. Диалог касается небесной мудрости, вскрывает правду вещей, жизни и перерождений. Разговор поэтичен, слог восхитителен!
Но остаток у встречи Царя и Пророка (если это правильная по всем мифическим канонам встреча) всегда одинаков. Эллинская культура Бактрии и Арианы (современный Афганистан) уступила своё место буддизму. Василевс поднял «белый флаг», сдавая своё царство на милость победителю.
Золотой Петушок
В пушкинской «Сказке о Золотом Петушке» повествуется об известном нам мифо-уравнении: Царь Дадон – Шамаханская царица – Пророк-Скопец. Ахматова считала, что сюжет позаимствован у Ирвинга, если бы не одно но – Петушок.
В некотором царстве некотором государстве был у царя Ивана Грозного сводный брат Кудеяр.
Имя переводится с персидского, как «Возлюбленный бога». Этим титулом награждают мусульмане-шииты прародителя Авраама. Так вот, якобы у Кудеяра был ручной Петух. По сигналу «кука-реку» ватаги «Возлюбленного» брали города. Иван Васильевич жил в Новой Александровской Слободе. А Кудеяр в Старой – вотчине Василия Третьего. Там до сих пор растёт «кудеяров дуб», стоит роскошная Казанская церковь и лечит известная на всю округу народная целительница.
Однажды Кудеяр пришёл к Грозному из пустыни и потребовал распустить Опричнину, как богопротивное дело, и сжечь Опричный дворец в Занеглименье, выстроенный по образцу Небесного Иерусалима для Явления Христа. В нём Кудеяр усмотрел опасную гордыню. Когда Иоанн отказался, «Возлюбленный Бога» отправился к крымскому хану Давлет-Гирею и привёл на Москву татар, показав им броды на реке возле современного Крымского моста.
Кудеяр в прямом смысле напустил на брата «красного петуха». Крымцы спалили дворец, опричники разбежались, Иоанн их разогнал и начал каяться и благодарить своего брата-пророка. Таково предание. Если добавить мёртвых царских сыновей и исчезающих жён, то «Сказка о Золотом Петушке» видится почти что домашней хроникой первого русского царя. Понятно, что Кудеяр мифический персонаж, но у него было немало прототипов, оспаривающих гегемонистские проекты государя. Максим Грек, митрополит Колычев (блистательно запечатленный Янковским в фильме Лунгина «Царь»), князь Андрей Курбский (его письменный схлёст с Иоанном дал старт русской светской литературе), хан Давлет-Гирей, собственной персоной. Жаркие споры Грозного Царя с Василием Блаженным предстают квинтэссенцией духовной жизни Руси 16 века. Современники отмечали, что это был чуть ли не единственный человек, которого боялся государь. Василий «Нагой», юродивый в рубище, московский обличитель и предсказатель! Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Народ всегда восхищается горней и грозной властью, но сердцем народ с пророками. Потому величайший памятник Иоаннова Царства – храм Покрова на Рву (в честь победы над Казанью), венец русской архитектуры прозвался в честь пророка, а не в честь царя. Собор Василия Блаженного официально так никогда не именовался, но народ не обманешь…
Ну, а Петушок – это, разумеется Солнце, Жар-Птица, ангелический Павлин и дух-помощник…
777 Симеонов
Во время русской революции в каждой парадной Петрограда сидело по пророку. Великолепный старец Григорий Распутин-Новых, «секретный пророк» России Николай Клюев, Лев Толстой, Сергей Есенин, Борис Савинков, Председатель Земного Шара Велимир Хлебников, Брюсов с «грядущими гуннами», Блок с «раскосыми скифами», Циолковский с космическими аппаратами, Богданов с кровавыми марсианами, Керенский с адвокатами, Спиридонова с морячками, все эти бесконечные «777 Симеонов» свалили царскую власть, осуществив мифические чаяния Русской Земли о передачи власти от Царя к Ивану-Царевичу из Ниоткуда. Такое воплощение древлей сказки в быль вызвало необыкновенный пассионарный всплеск и творческий массовый взрыв, породивший небывалое планетарное образование СССР. Потому что в мифе спрятаны бездны энергий. И «правильный» Иван-Царевич может, словно Тесла, вынуть миллионы молний из космической прорвы…
Мифы должны воплощаться! Так считает народ, так чает этническое коллективное бессознательное.
Потому что когда этого не происходит, случаются прямо таки сбои в «правдивой» картине мира.
Восточная миссия
Проиллюстрируем такой «сбой» на житии «Пророка Красоты» Николая Рериха.
Замечательный российский художник Рерих, попав в эмиграцию (как Царевич без наследства), задумался над созданием собственного царства в Азии на началах высшей эстетики и красоты. Он совершал дерзкие путешествия в горы и пустыни, мёрз в леденелых и голодных поприщах Тибета, втянул в свои авантюры руководство Японии, Советского Союза и США. С главной империей тех лет – Британской – Пророк судился. И суды свои выигрывал. Русская Елена Прекрасная (Шапошникова-Рерих) открыла добру-молодцу Николаю поддержку Махатм Востока из загадочной страны Шамбалы. Эти великие посвящённые были вполне сопоставимы с духами-помощниками Ивана-Царевича. С То-Чего-Не-Может-Быть. Со Шмат-Разумом. А чудесной драгоценностью, «философским камнем» предприятия виделся таинственный чёрный метеорит, порученный Рериху «Учителями». Он пророчески призван стать краеугольным основанием нового Царства на Алтае, объединяющего Сибирь, Туркестан, Гималаи, Монголию и Маньчжурию.
Рерих был честным Пророком, искренне верящим в своё дело, рыцарем-дон-кихотом без страха и упрёка. Он бороздил Великую Степь на верблюдах и автомобилях, поездах и лошадях. А Елена Прекрасная затащила в его державу в магическую Шамбалу самого президента Рузвельта.
Но сказка, механизм волшебных часов мифа не сработали. Что-то заело. Рерих не получил Царства-Звенигорода. Его проекты сгорели и схлопнулись, будто и не было ничего: ни экспедиций, ни тысячи картин ускользающими красками с воинами света и Гэсер-ханом, ни советской разведки, ни Рерих-небоскрёба в Нью-Йорке.
Россия страна мифического. И миллионы наших соотечественников до сих пор не понимают почему сие произошло. Почему Иван-Царевич не получил того, что «должно по праву». И мысленно проворачивают вспять историю с Шамбалой-Беловодьем снова и снова.
Отчасти мы, скифы-евразийцы сопричастны этому мифу. И тоже осмысливаем-прокручиваем его туда-сюда. Пророк несёт определённую Миссию. Потому он и Пророк-Мессия. Спаситель, Доктор, Утешитель. Последняя Миссия «Пророка Красоты» на наш взгляд не закончена.
Это «Миссия России в Азии». Так её обозначил замечательный восточник князь Эспер Ухтомский. Так вот: лента отечественной версии фильма про Ивана-Царевича всё ещё вертится. А значит новые пророки России придут из Азии, из Шамбалы, из Беловодья, из бесконечной розовой Степи.
Потому что русские люди помнят о житии Пророка Иоанна в «медовой Пустыне» далеко-далеко на Востоке.
Тот, кто служит в пустыне сей – Тот однажды вернётся.
И этот Тот претендует на всё!
Комментариев нет:
Отправить комментарий