Традиционная история во многом была марксистской. Выделяла исторические этапы в зависимости от форм производства. И была обязательно прогрессистской. Каждое общество в своём историческом развитии проходит близкие этапы, только кто-то быстрее, а кто-то дольше.
А, согласно мир-системному анализу, обществ не существует. Совсем. И никакие этапы они, соответственно, не проходят. И нет истории отдельных народов -- вроде истории Китая или истории Индии.
Есть история форм коммуникации, коммуникации всех со всеми. Поэтому есть не общества или народы, а разные конгломерации разной степени общности разных форм коммуникации.
А началась мир-система в верхнем палеолите, когда впервые возникают устойчивые формы межплеменной коммуникации на огромных расстояниях. В итоге меняются не формы производства, а формы коммуникации. Поэтому скачки вроде "Осевого времени" происходят вдруг и в разных частях мира одновременно. Коммуникация всех со всеми переходит в новое состояние.
И вот, что здесь интересного. Такая история понимается сквозь призму этернализма. Она уникальна и неповторима. Все события в ней, прошлые, настоящие и будущие есть уже сейчас. У неё нет исторических законов, потому что она нигде больше не повторится. Но она, при этом, детерминистическая. Формы коммуникации сегодня влияют на формы коммуникации завтра. А формы коммуникации вчера определили формы коммуникации сегодня.
Так, исторической нарратив Будды и Иисуса появляется одновременно и имеет, при этом, много общего (2 в н.э.). И это не случайно и не итог общих законов развития общества долины Ганги и общества Иудеи. Это проявление мир-системы. Этернализм. Мир-система изменилась. Одновременно, в разных местах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий