Почитание медведя у финно-угров восходит к прауральской эпохе. Согласно мифам, священный Медведь был спущен с неба на землю (таков, например, Консыг-Ойка или «Когтистый старик» у обских угров).
В одной из могил средневековых марийцев, ближайших родственников мери (Нармонский могильник) была найдена привеска, где на туловище медведя изображен солярный знак — свидетельство его небесного происхождения; в мифе саамов солнце Пейве разъезжало по небу на медведе.
В Ярославском Поволжье, там, где начиналось знаменитое восстание мерянских волхвов, археологами был изучен уникальный погребальный обряд. В больших группах ярославских курганов IX − XI вв. наряду с оружием, украшениями, жертвенной пищей, посудой, найдены многочисленные глиняные амулеты − кольца и имитации медвежьих лап. В 1970 г. археологи нашли в погребении одного из ярославских мерянских курганов остатки настоящей медвежьей лапы, на палец которой был надет серебряный перстень. В могиле были погребены две женщины, рядом с одной из них − девочкой − и обнаружена эта уникальная находка. Археологи предположили, что перед нами − древнейшее свидетельство медвежьей свадьбы, широко распространенного у финнов мифологического сюжета о женитьбе медведя на девушке из человеческого рода.
От браков со священными животными рождались богатыри-первопредки, онары и паны.
Интересно, что мотив сожительства девушки-женщины и медведя крайне распространен на территории русского Севера и Поволжья, он широко представлен в сказках и фольклоре.
В Верхнем Поволжье сохранились пережитки этого мотива: ряженые в медвежьи маски и одетые в вывороченные наизнанку тулупы на свадьбах валили на пол девушек, мазали их сажей, а сама невеста официально именовалась «медведицей».
В структуре ритуалов жизненного цикла на территории Севера и Волги феномен ряженья медведем практиковался в свадебном обряде почти повсеместно. Ряженые останавливали свадебный поезд по дороге от венца и требовали выкуп; на второй день свадьбы будили молодых, вымазывали сажей всех участников свадебного стола.
Нужно добавить, что мерянская девочка не случайно была обручена с медведем после смерти: умершие до замужества, не избывшие свой жизненный срок, считались особенно опасными после смерти, так как становились злыми духами. Чтобы нейтрализовать опасность − возвращение умершей в мир живых − девочке подобрали подходящего лесного «жениха».
Комментариев нет:
Отправить комментарий