Проще всего различить потенциальное и актуальное в электронно-вычислительных устройствах. Движения электронов актуальны, программы потенциальны. Метафизический вопрос о психофизическом единстве решается в ЭВМ просто – программа загружается в память. Смысл действиям ЭВМ задает программа. Но цель программы лежит вне процессора. Если я хочу, чтобы машина управляла внешним для нее процессом я должен дать машине информацию о реальном ходе процесса и задать целевую функцию. Программы бывают разные, смыслы бывают разные. У некоторых программ есть цель - управлять внешним процессом. В рамках этой цели определяется целевая функция, на основе которой в программу вносятся конкретные значения переменных.
Живые организмы имеют только один смысл - продолжение жизни в процессе копирования генетического кода.
Люди тоже живые организмы, но они могут сами себе придумывать смыслы, даже самые разрушительные. Эта способность изобретать смыслы резко отличает человека от всех других живых организмов, и, лишившись свободы выбора, личность страдает.
Социальные системы возникают на основании общих смыслов, общих целей и общих целевых функций.
Личность может следовать общественным целям, а может предпочесть собственные эгоистические интересы. Отпетых эгоистов социум изгоняет, изолирует, казнит. Большинство эгоистов маскируются и спокойно паразитируют на социуме, но сам по себе этот паразитизм менее опасен для социума, чем открытый протест. Более того, в ситуации человеческого неравенства эксплуатация одних групп другими группами делает социальный паразитизм институциональным.
Рассмотрим категории народ, этнос, нация, государство с точки зрения смыслов, целей и целевых функций.
Народ - самая расплывчатая категория, которую проще назвать населением. Народ функционирует в ПРОСТРАНСТВЕ и связан с конкретной деятельностью, т. е. существует в модусе актуальности. Народ - это объект для управления.
Этнос представляет собой уровень само-организации социума. Язык, традиции, мифы никто конкретно не придумывает, они - результат жизни народа во ВРЕМЕНИ, результат опыта и авто-лингвистических процессов. Этнический уровень встраивается в социальные отношения через семью и общину.
Государство связано с этносом, но только если народ находится на уровне разделения на классы. Классы связаны с функциональной специализацией и естественным неравенством. Для координации и управления сложным государством его элитой создается идеальный конструкт – нация.
В идеале этнос определяет смысл, нация - цель, а государство - целевые функции для народа (населения).
Но в реальности государство становится смыслом, который диктует нации одну цель – служить государству. Этнос при этом пытаются полностью подчинить государству, в этом суть национализма в моноэтническом государстве и суть империи в полиэтническом.
Современное общество состоит из сложнейших функциональных подсистем – промышленность и финансы, наука и образование, силовики, политика, культура. У каждой из этих подсистем свои целевые функции, которые часто вступают в противоречия друг с другом. Классовые и функциональные диспропорции раскалывают нацию.
В этой ситуации в эпоху Постмодерна возникает потребность в возникновении новых смыслов для управления народом. Однако, Постмодерн только симулирует модерные национальные идеологии. Возникают: 1) постмодерный либерализм, симулирующий свободу, 2) постмодерный фашизм, симулирующий сильное государство, 3) постмодерный социализм, симулирующий справедливость.
Мир становится глобальным, нация превратилась в тормоз для развития человечества. Этнос снова должен стать смыслом, а государство только набором целевых функций. Для этого все государства должны отдать часть суверенитета МИРОВОМУ СЕТЕВОМУ НАРОДНОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ.
Тут с одним не соглашусь: нация - это не тормоз, а идеал смысла (т.е. цель), к которому должен стремится этнос.
ОтветитьУдалитьЭто и есть национализм, элитный конструкт. Украинцы тем и отличаются от московитов, что не делают из государства культ. Нация в эпоху Глобализация должна изначально включать в национальный идеал ценность интернационализма.
УдалитьAlex Volinsky
УдалитьЕсли государство моноэтническое, то можно сказать, что нация идеал для этноса. В полиэтническом получаем химеру.