* ПРИКАРПАТСЬКИЙ ІНСТИТУТ ЕТНОСОЦІАЛЬНИХ ДОСЛІДЖЕНЬ ТА СТРАТЕГІЧНОГО АНАЛІЗУ НАРАТИВНИХ СИСТЕМ
* PRECARPATHIAN INSTITUTE FOR ETHNO-SOCIAL RESEARCH AND STRATEGIC ANALYSIS OF NARRATIVE SYSTEMS
* VORKARPATEN INSTITUT FÜR ETHNO-SOZIALFORSCHUNG UND STRATEGISCHE ANALYSE NARRATIVER SYSTEME
* ПРИКАРПАТСКИЙ ИНСТИТУТ ЭТНОСОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА НАРРАТИВНЫХ СИСТЕМ

Пошук на сайті / Site search

21.06.2023

Александр Морозов: Путинизм и "русская культура"

Путинизм и "русская культура". Раздаются голоса: культуру Кремль использует в своем пропагандистском продвижении. Но тут реальная ситуация такова, на мой взгляд. Если мы смотрим со стороны современного мира, то многие явления так. наз. "русской культуры" - давно глобализованы, их никто не "продвигает". Они "сами". Нелепо сказать: вот идет война, поэтому не будем ставить Чехова, показывать Тарковского, издавать Шаламова. Это все - "работает само", само себя воспроизводит в современном контексте глобального культурного обмена. 

Но это - половина дела. Вторая половина заключена в вопросе о том, что именно Кремль "использует". И тут при внимательном взгляде хорошо видно, что Кремль в своих пропагандистских целях - да и вообще в силу своего "культурного горизонта" - пользуется лишь тремя конкретными культурными темами, а все остальное просто игнорирует, либо использует внутри страны исключительно в форме "фестиваля в усадьбе" на кириенковский "президентский грант". 

И эти три культурные темы, прилаженные к пропаганде, таковы:

- "победа над фашизмом", "героизм", "великая отечественная война";

метафизический конфликт с Западом (ресентимент, обида, происки, заговор, т.е. "от разрушения византии до майдана");

"любовь к родине, несущей насилие и страдания" (апроприация Ахматовой и проч., т.е. выстраивание линейки культурных фигур, которых можно использовать для укрепления лояльности в отношении людоедского государства).

И если говорить о том, что должно быть "переработано", т.е. возвращено из извращенного кремлевского контекста - в реальность, - это три эти темы. Они и составляют то ядро культурных символов, которые привели к агрессии. 

А все то, что глобализовано - оно уже включено в круговорот рефлексии, оно не в руках Кремля. Там уже Стоппард интерпретирует Герцена, а Барнс - Шостаковича. Там уже поделана большая работа и она будет идти своим ходом. Тем более, что в глобальном мире меняются старые рамки идентичностей. И то, что какие-то культурные явления исторически случились в территориальной зоне, для которой Петербург или Москва были столицами, и поэтому они в старых словарях могли называться "русской культурой" - сейчас это все глубоко вчерашний день. Европейский мир все дальше уходит от всякого "эссенциализма".  Никто торжественно и громко не кричит сейчас "немецкая культура" (подчеркивая ее "немецкость") или "французская культура". Наоборот: говорят о конкретных культурных явлениях, вовлеченных ранее или вовлекаемых сейчас в глобальный оборот. 

Поэтому - если ставить себе какие-то цели в переработке культурных оснований эволюции постсоветской политической системы в РФ, то надо четко навести фокус, показать, что именно было взято кремлевцами "в работу" и как использовано.

1 комментарий:

  1. Igor Mazets
    Есть ещё одна тема, комплементарная к теме героизма, конечно, не чисто русская, но в русской культуре особенно ярко выраженная: "все неоднозначно", "всей правды не знает никто", нет в мире виноватых, поэтому любое твердое моральное суждение -- сатанинская гордыня, а тот, кого вы считаете преступником, может быть, лучше вас всех вместе взятых.

    ОтветитьУдалить

«... Ми стоїмо зараз біля початку гігантського вселюдського процесу, до якого ми всі прилучені. Ми ніколи не досягнемо ідеалу ... про вічний мир у всьому світі, якщо нам ... не вдасться досягти справжнього обміну між чужоземною й нашою європейською культурою» (Ґадамер Г.-Ґ. Батьківщина і мова (1992) // Ґадамер Г.-Ґ. Герменевтика і поетика: вибрані твори / пер. з нім. - Київ: Юніверс, 2001. - С. 193).
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти