Поиск по сайту / Site search

04.02.2019

Бируте Ланге: Неизбывная память…

Представляем вниманию читателей эссе нашего нового автора из Латвии!

Мне лишь слезы тихие ронять,
Кланяясь земле благословенной...

Почему же все именно так? Вот наиболее сложный и в то же время удивительный вопрос. С него же все начиналось, а ответом, верно, и закончиться. Ведь есть стремление к тому, чтобы в конце всего духовного пути и был ответ. Да и сам путь, уже может служить ответом на это «почему». Почему балтийская земля навечно в душе моей.
И, думается, завершение пути будет трагическим и красноречивым ответом, что скажет больше, чем любые слова.
И было известно начало этого всего, глубинная основа, источник того, что связывает с древней традицией. Так дан был путь на этой земле, дан свыше, преисполненный волей Богов.
Можно было ясно ощутить это, так как многое было даровано видеть глазами своей души.
Кровь моя сольется когда-нибудь с землей предков. В ней же дух древний, превечный, та Сила, часть которой и во мне есть. Язык этой священной земли – песня души моей, то, что жизнь ей дарует, и единство с древними святынями. Вряд ли стоит все же задаваться вопросом, «почему». Просто путь мой сквозь это шел, и на это была не моя воля, а воля, дарованная свыше. Да, это и есть наивысшая воля. Ею же, мой путь и привел меня к тому, что вечно и свято.
Так поздно…Но нет, Единство с родной землей было у меня всегда. Но верно, нужно было на время отдалиться от них, чтобы лучше понять, какими величественными они были, есть и будут.

Слыша язык родной, душа преполняется ощущением той неизбывной памяти. Вот, земля родная, слышиться шелест трав, вокруг благоговейная тишина, будто сама природа ощущает, что близится священнодействие. О, могучая сила в земле этой заложена. И возникает желание припасть к ней, к земле, политой кровью предков твоих, целовать ее – мою, вечно священную землю. С ней же едино мое сердце, с каждым дыханием ее, что есть и в словах, и в песнях древних. Моя душа всегда говорила ее языком, и было это удивительно и величественно.
А теперь льются горькие слезы. Стоя где-то высоко на холме, в сумерках, сколоняюсь к поломанному дереву и плачу во тьме. Слезы мои, верно, Тебя жертва, земля священная! И помниться, как впервые душу наполняло чувство почитания Богов, когда величие и мощь можно было узреть воочию! Когда сердце трепетало от благоговения, лицезрея небо, в котором сияли молнии…В такие моменты, хотелось идти на холм священный, чтобы видать это. И стоя. Под проливным дождем. Плакала горько… как и 15 лет тому назад, когда душа трепетала от лицезрения того священного – Огня небесного.
И сколько же еще родного, близкого было тогда рядом! Ощущалось, будто имеешь в себе некую удивительную близость с окружающей природой, со всем , что рядом с тобой-то есть «быть сопричастным всему сущему»-именно эти слова как можно более точно отражают мои чувства. Было такое ощущение, чтоудивительная гаромония существует в окружающем мире, что все, будто сливается в единое созвучье-окружающая красота небо, земля, деревья, Огонь священный на холме и песни древние. Вот, вспоминаю, давным-давно, только начинает наступать вечер, выходим с бабушкой в усадьбу и она начинает петь песни – литовские, латышские или даже древнепрусские. Последние производили особенно величавое, и даже немного страшное впечатление, что-то чрезмерно впечатляющее, сильное…Это сложно передать словами, что чувствуешь, когда настает слияние с древней традицией, чувство, что предки и правда совсем рядом. Так стояли мы на холме, глядя вдаль. И рядом Огонь священный горел.
Как же возможно позабыть впечатлние, когла впервые ощутилось это благоговение, ощущение святости, того древнего, что пошло сквозь далекие столетия, что сохранилось в этих песнях, что несут они, то, что можно ощутить своей душой? Удивительной есть не только сама мелодия,а и звучание слов самих. Нужно воистину быть близкой к земле родной, чтобы , читая эти слова, хоть каплю того, чем они они наполнены выразить словами…
Sen dzirdeju, nu ieraugu,
Dievam sirmi kumelīni,
Dievam sirmi kumelīni,
Sudrabiņa lasitem….
Или же отрывок о том. как «я обошел вокруг холма…»
Apkart kalnu gaju,
Kalnīņā uzkapu
Ieradzīju meitiniti
Gauži raudajot…
Там и осталось родное, близкое в душе навсегда. Душа твоя навек прикована к тем местам, где веками горел священный огонь, а рядом с ним были те, кто поддерживал его, не давая угаснуть. К просторам, рекам и полям, к песням древним, к языку священному. Вспоминается, давным-давно даже было ощущение такое, что чувствуешь себя недостойной произносить слова этого священного языка.
Как-то вспомнился один удивительныей поэтический образ – слезы в глазах, будто янтарь в водах Балтийского моря! Шла речь о прекрасной девушке, что плакала, узнав о гибели воинов. Будто даже она была олицетворением родной Земли, Латвии священной. И так бы можно было бы ее изобразить – удивительно прекрасная девушка в древних одеждах, чтопыталась спастись от жестоких завоевателей. Но права не имела уйти из святилища, покинуть огонь священный, и должна была погибнуть, не прося о пощаде. Будто стоит она, воздав руки к небу,– и через миг погибнет от вражеского оружия…
Горечь боли…
Есть, наверное, раны, что никогда не заживают. Может, они и не должны заживать, а оставатися как память о том, ради чего они появились, и какой же великой была жертва – так они о себе постоянно и напоминают…
Речь идет о тех страданиях, что были даны земле твоей родной. Про разрушение древних святынь и надругательство над ними. Когда твоя душа имеет глубинную связь с землей родной, ты ощущаешь все, что ее касается – и величие ее, и могущество, и боль ее… Можно это очень ясно ощущать, потому что душа твоя слилась во единое целое с этой землей, и ее страдание – и твое страдание. И рядом с тобой мужество и боль тех, кто проливал за нее кровь, за эту священную землю…
Страшно больно! За кровь пролитую на поле боя или от рук чуждых поработителей! Будто каждое страдание моего народа проходит сквозь мое серце, сквозь мою жизнь, с ним не разделимую.Раны земли моей – это и мои раны. Видимо, боги дали мне сопричастносить со всем, что касается земли Балтийской. Ибо живой и жгучей, пылающей, как огонь, я чувствую в себе балтийскую кровь, потому и не могу не чувствовать страданий родины моей.Сила ее велика, и страданые неимоверны! Раны всюду… а я ощупаю так, будто это меня поранили…
«Ибо кровью сходять все Твои святыни,
Твои страдания и со мною навечно…»
Так я ощупала еще давным давно. Даже когда я сама еще этого не осознавала, серце мое уже было единым с землей балтийской. Хорошо, что есть эта древняя память, что святыни хранит,их могущество и безсмертие…
Ныне же оно очень ощутимо. Мы, потомки, что стремяться посвятить себя служению древней вере, можем иметь эту глубинную связь с предками, и наш путь – это продолжение их пути.
Удивительно так. будто и не прошло многих столетий, корда священный огонь горел на холмах, у святилищ, когла совершались торжественные обряды, корда звучали песни древние. Ты будто несешь Балтийскую традицію в себе, потому и с тобой навечно все, что когда-либо было с нем связано.Все ведь рядом, здесь и сейчас , с тобой.
Поэтому и не покидало желание славить Богов, как и в древности, как это долали твои предки,чтобы припасть к животворящому источнику нетленных святынь и бать с ними вечно.
Темными ночами смотрела вдаль, где священный холм, и ощущалось, будто тени предков всегда там, на этом священном месте.
Глаза переполнялись слезами, когда я читала о балтийской древности, когда просто слушала язык священный. Память моя, горькая память про превечную красоту и величие земли, той земли, что со мною всегда…И особым трепетом преполняешься, читая про обычаи, где эта сила явною становится…
Воздух крыльями веков…
По холмам расселись люди,
По пригоркам травяным,
А хозяйки вереницей
Обносили всех едой.
Ну и пир, — какие чаши,
Роги, кубки и ковши
По рядам передавали
В этот вечер латыши!
Лунноликие лепешки,
Солнцеликие сыры!
А к сырам — слова привета,
К меду — дружеская речь:
Сколько тут происходило
Невозможных в будни встреч!
С братом братья обнимались,
С дальнею сестрой — сестра.
Даже старцы-седовласцы
Вдруг встречали здесь друзей,
Тех, с которыми дружили
В дальней юности своей.

Но всех пуще ночью Лиго
Ликовала молодежь:
Парни песни заводили,
И, конечно, про любовь.
Девушки в ответной песне
Хоть отказывали им,
Но о ней лишь и мечтали
И вздыхали об одном:
«Только бы изведать счастье
И любимого обнять!»
Парни пели, подступали —
Шли к девичьему кружку,
Наконец соединялся
Каждый с милою своей
И по травяной поляне
Уносился в танце с ней.
Под священными дубами,
У священного холма
Совещались вайделоты
И старейшины племен:
Судьбы Балтии решали —
Ход войны и мирных дел.
Среди самых умудренных
Там и Буртниек сидел.
И Айзкрауклис приехал,
Лиелвардис подошел…
Такое-то оно, единство с землей родной. Дуща твоя с ним и в часы радости и ликования, и в часы страданий великих. Это больно порою. Очень больно. Но не желаешь уходить от этого единства и лишаться этой возможности-чувствовать боль этой земли, то есть священную боль…

Последнее слово…
Когда начинаешь говорить о человеке, что достоин почтения и преклонения, думаешь о том, что только бы тебе силы духовной хватило, чтобы достойно описать , высказать то, что вызывает восхищение и восторг! Недаром, верно, и в древности, начиная прославление героев, люди обращались к Богам, чтобы приобрести достойную силу, и суметь прославить их!
Попробую сказать. Слова, правда,слишком слабы для этого. Но передам словами глубинное и внутреннее.
«Хоть даже жестами. Но сказать должен.»
Я один раз очутила Твое безмерное духовное величие. Это был удивительтный и неповторимый миг. Будто сила твоя сливается со стихиями, с Силами природы…
И ощутив это, я осознала величие Твоего безсмертия!Ты вечен! Ты всегда будеш в дыхании ветра, в шелесте трав, в небе. Всюду, где есть земля твоя. И близкие к ней, дух твой ощутят.
Я до сих пор не видала никогда и ничего равного, по силе этой.
Я хотела приблизится к тебе. Поклонится до земли во благодарности и почитании великом.
Когла я стояла на пороге смерти, душа моя была возле Тебя. Я пред погибелью своей желала бы одного – припасть устами к руке Твоей.Ты всю жизнь посвятил тому самому священному для меня – духовной культуре моего народа.
Я далече. Имя Твое с благоговением называю…
И волей Божьей все мои пути возвращаются только туда – в Mežotne.Так слились конец и начало, gals un sakums…

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти