1. Человек имеет естественную необходимость идентифицировать себя с какой-либо группой. Одну часть своей личности мы создаём сами, остальное принимаем от других людей в форме культуры. Искоренённый человек, то есть человек, вырванный из присущей его сообществу культуры, является потерянным в мире, ибо подобная аккультурация обедняет его личность. Не имея опоры в культуре — сборной идентичности — она легко поддаётся манипулированию со стороны власти и бездумно покоряется моде.
2. Свобода человека выражается в праве на сохранение своей идентичности и различия. Разнообразие человеческого рода, которое проявляется во всех сферах его существования, является фактом, не подлежащим дискуссии. Множество способов житья, которое вытекает из дифференцированности человечества, это одна из базовых ценностей, которую нужно защищать.
3. Право на сохранение коллективной культурной идентичности (совсем) не вытекает из права каждого человека на сохранение своей индивидуальной идентичности; коллективная идентичность — это самодостаточная ценность, что наиболее укрепляет общественную солидарность. Выбор идентичности более не должен быть исключительным правом лица — его выбор должен быть также принят другими.
4. Коллективные идентичности (культуры) могут образовываться на различных фундаментах и самой распространённой формой групповой идентичности является этническая идентичность (национальная, племенная, региональная). Защищая её, мы тем самым защищаем богатство и разнообразие окружающего мира, а также и истинные свободы группы (сообщество не может быть свободным, если оно не обладает осознанием отдельности). Чем больше мы укоренены в какой-либо культуре, тем больше нас поражают различия других культур. Человеку, утратившему корни, все культуры одинаково чужды и безразличны, поэтому в этом случае следует говорить не о «толерантности», а о недостатке собственной идентичности.
5. Культуры, созданные в ходе изменений деятельных природных сообществ, опираются на ТРАДИЦИИ. Разрыв с традицией неизбежно приводит к потере собственной культурной идентичности, что равнозначно отчуждению единиц и дезинтеграции общества. Мы вовсе не стремимся к стагнации, нет, не скорбим по петрификации* status quo, мы добиваемся пересмотра благоговейного отношения к Прогрессу, который отнюдь не является хорошим сам по себе. Лучше проверенные традиционные формы, чем эксперименты над живым организмом: общество должно развиваться, но изменения должны иметь эволюционный и непринуждённый характер, без разрыва культурной преемственности.
*Петрификация (от греч. petros — камень и лат. facio — делаю) — обызвествление, кальциноз, отложение извести в тканях.
Вольный перевод с украинского оригинала: Comrade Waldganger
Комментариев нет:
Отправить комментарий