Пошук на сайті / Site search

29.07.2019

Назип Хамитов: Украина на грани гибридной войны и мира

Сегодня для всех очевидно, что Украина является объектом гибридной агрессии или гибридной войны. Также очевидно, что победа в этой войне возможна лишь путем выхода за пределы объектности, путем превращения в субъекта геополитики. Ожидание того, что сильные мира сего – страны-участники «ядерного клуба», вступившись за Украину, решат все ее проблемы, является утопическим, а потому весьма опасным.

Но что значит быть субъектом геополитики в условиях гибридной войны?

Для ответа на этот ключевой вопрос прежде нужно ответить на два предварительных.

Во-первых, из каких форм войны (и мира) эволюционировала гибридная война? Во-вторых, является ли нынешняя гибридная война мировой?

ВОЙНА И МИРОВОЙ ПОРЯДОК

«…Подобно тому как движение ветров не дает озеру загнивать, что с ним непременно случилось бы при продолжительном безветрии, так и война предохраняет народы от гниения, которое непременно явилось бы следствием продолжительного, а тем более вечного мира»
Г.В.Ф. Гегель

Для западной философии истории давно очевидно, что в бытии вида «хомо сапиенс» именно войны порождают новый порядок взаимодействия между народами и странами. Этот порядок сменяет хаос войны. Но из этого порядка вновь и вновь рождаются войны. Мировая история – это ритмика войн и перемирий, порождающих новые войны.


Начиная с ХХ века, войны стали мировыми. И потому они стали порождать мировые порядки. Каждая из мировых войн ХХ века родила свой мировой порядок. Но каждый мировой порядок, в свою очередь, породил новую мировую войну. Новый мировой порядок после Первой мировой войны, глубинно ущемивший не только амбиции, но и достоинство Германии, с неизбежностью порождает Вторую мировую войну. Эта война действительно потрясла весь мир своей свирепостью, нечеловеческим напряжением воюющих стран, став при этом мощнейшим катализатором политических, научных и технических инноваций.
Мировой порядок, появившийся в результате Второй мировой войны, раздвинул пределы СССР и США, геополитические границы которых соприкоснулись. Это привело к столкновению интересов, нарастанию напряжения и, наконец, к новой мировой – холодной войне. Возник биполярный мир, мир биполярного противостояния сверхдержав. «Холодная» война не могла стать обычной войной в силу обоюдного обладания сверхдержавами и их союзниками ядерного оружия. Поэтому она превратилась в войну идеологий и соревнующихся экономик, войну-соревнование за обладание космосом, войну локальных неядерных конфликтов в развивающихся странах, в которых сверхдержавы мерялись силами и интеллектами своих дипломатов, агентов спецслужб и ученых.

«Холодная» война завершилась поражением одной из сверхдержав, которая пала, вначале даже не осознав этого. Новый мировой порядок, который развился из «холодной» войны, стал порядком демонтажа сверхдержавы СССР и легитимации этого демонтажа. По мере углубления демонтажа и трансформаций демонтированных частей, Россию (как ключевой элемент бывшего СССР) начала охватывать не только ностальгия, но и ощущение поражения, утраты роли в мире и, как было с Германией после Первой мировой войны, — не только ущемленных амбиций, но и ущемленного достоинства.

Теперь Россия жаждет нового мирового порядка, главной чертой которого есть возвращение к биполярному мироустройству. Это приводит к тому, что российский политикум, как, впрочем, и политикумы ряда стран «ядерного клуба», готовы инициировать гибридную войну в мире, которая одновременно является гибридным миром. Для России такая война и такой мир необходимы для воскрешения биполярности, другие ядерные державы ставят иные цели, но все это создает фатальные проблемы для стран, которые выбраны на роли объектов и марионеток гибридной войны и гибридного мира.

«ХОЛОДНАЯ» ВОЙНА ХХ ВЕКА И ГИБРИДНАЯ ВОЙНА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

«И во время войны необходимо испытывать хоть какое-нибудь доверие к образу мыслей врага, иначе нельзя будет заключить никакого мира и враждебные действия превратятся в истребительную войну».
И. Кант

Каковы черты современной гибридной войны, в отличие от «холодной» войны пришлого века? Что общего у них?

Начнем с ответа на второй вопрос. Общие черты гибридной войны ХХІ века и «холодной» войны ХХ века.

1. Баланс на грани войны и мира.
2. Информационная война в средствах массовой информации – и в виде явной пропаганды, и в скрытых формах.
3. Прямое или опосредованное участие в локальных конфликтах для создания лояльного управляемого правительства. (Классический «горячий» очаг «холодной» войны в мире – Вьетнам 60-х – 70-х).

Обратимся теперь к специфическим чертам современной гибридной войны. Специфические черты гибридной войны ХХІ века.

1. Информационная война не только в средствах массовой информации, но и в пространстве социальных сетей Интернета, что приводит к изменению сознания, подсознания и поведения миллионных масс, более того, к мировоззренчески-ценностным изменениям.
2. Системные кибер-атаки на социально-политически значимые ресурсы противника в Интернете.
3. Ведение экономической войны по пути расширения и углубления проблем экономики противника.
4. Преимущественно опосредованное участие в локальных конфликтах для создания лояльного управляемого правительства – ведение войны в «горячих точках» предпочтительно чужими руками с предоставлением экономических, политических, военных и информационно-сетевых ресурсов. (Классический пример – современная Украина, ставшая одним из эпицентров гибридной войны).

Итак, гибридная война – это, по сути, холодная война эпохи экранной культуры и информационно-сетевой цивилизации. Сегодня мы можем говорить о гибридной войне в мире, но она пока еще не стала гибридной мировой войной. (Точно так же и «холодная» война прошлого века была некой войной в мире, а не переросла в действительную мировую).

Гибридная мировая война предполагает появление хронических «горячих точек» уже на территории государств главных ее субъектов, а не просто на территории третьих стран. Это означает реальную возможность перерастания ее в «гипер-горячую» мировую войну – войну с применением термоядерного оружия.

ГИБРИДНАЯ ВОЙНА В МИРЕ И УКРАИНА: ЧТО ЖЕ ОЗНАЧАЕТ БЫТЬ СУБЪЕКТОМ ГЕОПОЛИТИКИ?

«Ни одно государство во время войны с другим не должно прибегать к таким враждебным действиям, которые сделали бы невозможным взаимное доверие в будущем, в мирное время, как, например, засылка тайных убийц, отравителей, нарушение условий капитуляции, подстрекательство к измене в государстве неприятеля…»
И. Кант

Может ли гибридная война в мире, так и не став настоящей мировой войной, породить новый мировой порядок?

Анализ ситуации в мире заставляет ответить на этот вопрос положительно. На наших глазах происходит изменение способов и методов ведения геополитики. Гибридная война в современном мире не просто может породить новый мировой порядок, она уже является новым мировым порядком, который можно было бы назвать гибридным миром. Гибридный мир – это мир, отвечающий приведенным выше характеристикам гибридной войны. Это мир, в котором субъекты гибридной войны не называют свою политику войной, хотя она вновь и вновь превращается в войну.

Итак, что означает быть субъектом геополитики в условиях гибридной войны и, соответственно, гибридного мира? В чем специфика цивилизационного проекта Украины в условиях гибридной войны и гибридного мира?

Уже сейчас можно уверенно сказать, что быть субъектом геополитики в условиях гибридной войны не обязательно означает стать субъектом гибридной войны – т.е. ее актуализатором, который использует ее методы и способы для утверждения в мире. Более того, можно говорить о губительности такого пути. Стать субъектом гибридной войны для Украины означает вовлечение в такое противостояние с субъектами-инициаторами гибридности, которое может экономически, политически и морально разрушить страну точно также, как и бытие в качестве объекта гибридной войны.

Быть подлинным субъектом геополитики в условиях гибридной войны означает постепенный выход из зоны «гибридной турбулентности» и инициацию такого выхода у других стран. Ибо гибридная война в современном мире и гибридный мировой порядок выступает своеобразной раковой опухолью мировой политики, разрушая ее моральные устои, формировавшиеся несколько столетий. Имеем моральную стагнацию, в атмосфере которой происходит срастание войны и мира, их взаимное проникновение. Возникает ситуация «ни войны, ни мира» с плавающим акцентом то на войне, то на мире. Фатальный туман опускается на политиков, искажая моральное видение и размывая сами понятия «человечность» и «преступление против человечности». Можно утверждать, что соединение гибридной войны и гибридного мира приводят к тому, что онтология политики превращается в онкологию политики.

Превращение Украины в субъекта геополитики в ситуации гибридной войны и гибридного мира невозможно без понимания взаимодействия США и России в ближайшее время и в стратегической перспективе. Здесь показательным может быть мысль Павла Казарина, который пишет: «Империя всегда готова расширяться до тех пор, пока не доберется до границ другой империи». Нельзя не согласиться с автором, сказанное вполне касается и нашей гибридной эпохи.

Другое дело, какие границы своей «империи» обозначит нынешний политикум США – в диалоге сторонников и оппонентов Трампа? И какие границы готов начертить политикум Путина? Договорятся ли эти политикумы или войдут в состояние антагонизма?

Осмысливая ответы на эти вопросы, можно с уверенностью говорить лишь о том, что Украина не должна пребывать в границах империи и имперских интересов какой-либо страны как объект и не должна быть псево-субъектом, марионеткой, погружаясь в бесконечную гибридную войну, которая будет все более разрушительной для страны и в экономических, и в политических, и в моральных измерениях. Поэтому жизненно важно не утрачивать волю к дипломатическому завершению гибридной войны, находя новые способы обращения к мировому сообществу и влиятельным всемирным организациям.

В гибридной войне, войне без чести, нет победителей, есть только обесчещенные. Акции этой войны весьма напоминают террористические акты. Поэтому в такой войне нельзя победить, ее можно только прекратить. Но прекратить ее можно, создавая не бесчестный гибридный мир, являющийся обратной стороной гибридной войны, а просто мир – состояние открытого сотрудничества между странами, их союзами и всемирными организациями без тех самых «тайных убийц, отравителей, нарушения условий капитуляции, подстрекательств к измене в государстве». Именно такой мир должен быть задачей Украины, ее политической и интеллектуальной элиты. Воля к такому миру делает Украину настоящим субъектом геополитики, которого могут уважать другие субъекты, в том числе и из числа «ядерных» государств.

Как Украине стать таким субъектом? Прежде всего необходима консолидация политикума, интеллектуальной элиты и народа, развивающаяся в публичном диалоге и основанная не на образе врага, а на идее преодоления гибридного миропорядка как неестественного и потенциально опасного как для любой страны, так и для человечества. Ибо в этом порядке проглядывает безумие и хаос – война и мир соединились в нем в патологическом единстве. Подлинная консолидация политикума, интеллектуальной элиты и народа в Украине должна предполагать открытость к моральным творческим личностям, способным на инновации во всех сферах жизни – политической, экономической, научной, духовно-культурной, к тем личностям, которые смогут совершить прорыв в будущее без бесчестных гибридных отношений, искажающих и войну, и мир. Лишь такая консолидация может проявить Украину субъектом геополитики, который способен остановить разрастание гибридной войны на своей территории в гибридную войну в Европе и Западе в целом. Наши политики, дипломаты, ученые вновь и вновь должны доносить это до соотечественников и мирового сообщества. Ибо Украина спасает сейчас не только себя, но и мир – от превращения в гибридный мир, в котором война – это естественное и перманентное состояние, а человеческая жизнь с каждым днем стоит все меньше. Назовем вещи своими именами: Украина спасает сейчас не только себя, но и весь мир от неототалитаризма.

Закончить эту статью, хотелось бы словами И. Канта, словно обращенными через столетия к нынешнему Евросоюзу и всему мировому сообществу, искаженному гибридностью и, одновременно, стремящемуся освободиться от нее: «Должен существовать особого рода союз, который можно назвать мирным союзом и который отличался бы от мирного договора тем, что последний стремится положить конец лишь одной войне, тогда как первый — всем войнам и навсегда»…

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти