(Имперские элиты в украинском движении Российской империи до 1917 г.)
Украинское движение в Российской империи - это прежде всего движение имперских элит. До 1917 г. среди украинофилов доминируют имперские дворяне, статские генералы, армейские офицеры, чиновники, священники, епископы, богатые латифундисты и предприниматели. Анализ элитарности украинского движения позволяет посмотреть на историю Украины без обязательной сейчас парадигмы «народности» или «простонародности» национального движения украинцев. Украинские «демократы», «интеллигенция», «социалисты», «народники» и «потомки козацкой старшины» входят в имперскую элиту со всеми своими элитарными интересами и взглядами.
Признание элитарности украинского национализма в Российской империи ломает привычные исторические шаблоны и заставляет задать новые вопросы. Зачем успешным представителям имперской элиты нужен украинский национализм? Они ведь и так элита без всякого украинства? Как имперские элитарные интересы влияют на идеологию и тактику украинского движения? Насколько обоснован тезис о постоянном противостоянии украинского движения и имперских властей? Если часть украинских активистов служат имперскими чиновниками и занимают посты вплоть до генеральских, то всегда ли украинские интересы имперской элиты противоречат её интересам на государственной службе?
Об участии имперских элит в украинском движении до 1917 г., как о факте, пишут практически все исследователи. Среди них Лысяк-Рудницкий1, Каппелер2, Грицак3, Портнова4, Реми5, Миллер образца до 2000-х гг.6 и многие другие. Иной подход просто невозможен. Других героев для изучения украинского движения кроме представителей имперской элиты почти нет. Украинское движение в Российской империи до 1905 г. это имперская элита почти на 100 % и в 1905-1917 гг. она продолжает сохранять лидирующие позиции. Попытки объяснить государственную службу украинских активистов вынужденной необходимостью, высокий социальный и материальный статус полученным наследством и личными способностями лишь искажают действительность. Элитарность украинского движения до 1917 г. соответствует европейским традициям. В большинстве национальных движений Европы от Шотландии до Польши в XIX- начале XX вв. доминируют местные элиты.
Элита в Российской империи до 1917 г. - это не только придворные, дамы в бриллиантах, гофмейстеры, министры, губернаторы и т.д. Понятие имперской элиты гораздо шире. В неё входят сословия и социальные слои выше крестьян, рабочих и мещан. В Российской империи они составляют до 2 % населения. В случае украинских земель Российской империи это около до 500 тысяч человек, включая членов семей. В элите состоят чиновники, офицеры, дворяне, помещики, промышленники, купцы, священники, образованные профессионалы и лица свободных профессий с высокими доходами. Высший уровень имперской элиты на украинских землях чиновники и военные не меньше 4-7 класса по табелю о рангах (от уровня майора) и крупные латифундисты. Самый низший уровень – сельские священники и учителя. Сельские учителя даже в самых далёких селах имеют чины 13 и 14 класса. В военном эквиваленте - это прапорщик и подпоручик. Кандидаты на вхождение в элиту - студенты университетов, юнкера, гимназисты, ученики коммерческих школ и семинаристы.
Активисты украинского движения в Российской империи одновременно активные участники украинского национального дискурса. Украинское движение - это совокупность людей до примерно 10 тысяч человек, групп и организаций, которые признают существование украинцев как отдельного народа, считают себя его частью и участвуют в его развитии как отдельного народа. Только несколько человек до 1917 г. открыто заявляют о необходимости национальной независимости. Остальные не выдвигают никаких политических целей или хотят национально-культурной автономии или козацкой автономии по образцу казачьих войск Российской империи. Понятие украинского национального дискурса гораздо шире. Это люди и сообщества, которые признают себя частью украинского или малорусского сообщества, осознают свою связь с территорией Украины и используют украинский язык, культуру и символы. Они аудитория для активистов украинского движения, украинской прессы, книг и театра. Участников украинского национального дискурса в сотни и тысячи раз больше, чем активных участников украинского движения. На них оказывают влияния другие национальные и не национальные дискурсы, начиная от имперского дискурса, русского национально-этнического дискурса и заканчивая дискурсом высокой французской, немецкой и австрийской культуры. Вчерашние кадровые офицеры Российской армии в 1917-1920 гг. стали офицерами украинских армий. До 1917 г. они как правило в украинском движении участие не принимают. На их выбор и готовность воевать на стороне Украины против русского национализма явно повлиял украинский национальный дискурс до 1917 г.
Имперские элиты присутствуют и доминируют в украинском движении в Российской империи изначально. Первая украинская национальная организация Кирилло-мефодиевское братство в 1840-е гг. состоит в первую очередь из студентов и преподавателей Киевского императорского университета7. Студенты – дети элиты8. Преподаватели находятся на государственной службе и имеют чины по табелю о рангах. Согласно университетскому уставу 1835 г. выпускники университетов автоматически получают 12-й классный чин9. В военном эквиваленте это чин поручика. Когда один из лидеров братства Микола Костомаров в 1846 г. становится адьюнкт-профессором, это даёт ему право на чин 8 класса колежского асессора или майора. Итогом имперской карьеры Костомарова в 1860-1880-е гг. становится чин действительного статского советника или генерал-майора в военном эквиваленте и орден св. Владимира 3-й степени10. Известный украинский писатель Петр Гулак-Артемовский в 1841-1849 гг. занимает должность ректора Харьковского университета и имеет чин действительного статского советника11 или генерал-майора в военном эквиваленте. На его оригинальном портрете можно увидеть царские ордена12, которые могут иногда исчезать, когда портрет используется в современных публикациях13.
К элите Российской империи принадлежат основатели Научного товарищества имени Тараса Шевченко в Львове (НТШ). Украинский писатель дворянин Олександр Конисский работает адвокатом14. Дмитро Пильчиков преподает в военном Полтавском кадетском корпусе, воспитывает будущих офицеров царской армии и получает генеральский чин статского советника15. Деньги на создание НТШ в 1873 г. дает Елизавета Милорадович-Скоропадская. Она жена статского генерал-майора и её семья владеет больше 50 000 га земли. В современной Украине ни у кого в прямой личной собственности столько земли нет. Почему она интересуется украинским движением и даёт деньги? Украинский патриотизм? Наверняка да. Но есть данные, что она мечтает о посте гетмана в будущей Украине для своего сына16. Он гетманом не стал. Но в 1918 г гетманом становится её племянник Павло Скоропадский.
В руководящий Совет украинских прогрессистов в начале ХХ в. входит барон17, граф18, сын статского генерал-майора19, профессор-статский полковник20, крупные помещики 21, мировой судья, заведующий Киевской санитарной управой – статский майор22, адвокат-депутат 1-й Государственной думы23 и т.д. Среди лидеров украинских социалистов и подпольщиков тоже встречаются дворяне и дети помещиков24 Даже если некоторые лидеры социалистов родились крестьянами или мещанами, во время начала политической активности они в основном уже студенты и значит кандидаты на вхождение в имперскую элиту.
Из региональных олигархов украинское движение поддерживают сахарозаводчик и миллионер Василь Семиренко25. Он жертвует на украинское движение сотни тысяч рублей. На деньги крупного землевладельца Евгена Чикаленко существует единственная ежедневная украинская газета «Рада»26.
В православной церкви проукраинские настроения открыто демонстрируют архиепископ Парфений Левицкий и кременецкий епископ Никон Бессонов. По поручению Синода православной церкви в Петербурге Парфений Левицкий издает первое официальное Евангелие на украинском языке в Российской империи. Епископ Никон выступает в Государственной думе за преподавание на украинском языке в начальных школах 27.
Инструменты украинского национализма использует волынских архиепископ Антоний Храповицкий и лидер почаевских черносотенцев архимандрит Виталий Максименко. Черносотенные газеты на Волыни издаются на русском и украинском языках.28 В 1909-1910 гг. в них появляется прямая украинская националистическая агитация и с одобрения архимандрита Виталия на Създе Почаевского союза в 1910 г. обсуждается полный переход Почаевского листка на украинский язык 29.
Представители имперской элиты занимают ведущие позиции в просвитетельских организациях «Просвита», которые открываются в украинских городах после революции 1905 года. Николаевской просвитой руководит сын адмирала и командующего Черноморским флотом статский генерал-майор Микола Аркас30. В Просвитах можно встретить руководителя губернского земства31, архиепископа32, статского генерала33, прокурора34, налоговых чиновников, священников, профессоров, помещиков35 и т.д.
Элитарный характер носит Киевский украинский клуб. В нём состоят действительный статский советник (генерал-майор) Галин Мартирий36 и Леся Украинка. Это для современных украинцев Леся - поэтесса, портрет которой на купюре можно мять в кармане. Для своих современников она дворянка, помещица и дочь статского генерал-майора37.
Современный исторический миф часто предпочитает выпячивать факты о демократичности, бедности и социальной неустроенности украинских активистов в Российской империи. Это может делаться, чтобы подчеркнуть оппозиционность империи украинских националистов и отвлечь внимание от их принадлежности к имперской элите. Один из распространённых ментальных штампов – украинские патриоты за украинский народ, нравственно страдают и вынуждены терпеть государственную службу ради куска хлеба. Но иногда тезис о бедности и страданиях приобретает совсем странные формы.
Возьмём издателей первого ежемесячного украинского журнала «Основа» в Российской империи в 1861-1862 гг. Пантейлемона Кулиша и Василя Билозерского. Да. Пантейлемон Кулиш в 1861 г. живёт в Петербурге, не находит хорошее место на гос службе и его жизнь в это время не очень удачная. Но в 1865 г. он уже статский подполковник в Царстве Польском, выполняет обязанности генерал-майора. По современным деньгам его зарплата не меньше 200 000 евро в год. Плюс дополнительные «плюшки» в виде командировок в Францию и медаль за участие в подавлении Польского национального восстания38. И даже когда он до этого возможно бедствует в Петербурге, у него всегда в тылу остаётся имение на Черниговщине размером более 120 га. Василь Билозерский родился в дворянской семье и во время издания журнала служит в полиции Петербурга. Его связи в полиции как раз возможно и помогли получению разрешения на издание журнала. Как и Пантейлемон Кулиш в 1860-е гг. он тоже переезжает в Польшу и участвует в подавлении Польского национального восстания. Он занимает должность директора канцелярии Учредительного комитета по крестьянским делам в Царстве Польском и члена Варшавской судебной палаты39.
Другой пример истории о бедности украинского националиста в империи – известный писатель народных повестей о козаках Адриан Кащенко. Его книги очень популярны среди крестьянской молодёжи. Молодые крестьяне, мещане и рабочие ими зачитываются. Современники говорят о нем как о контролере на железной дороге. Вот "несчастный" украинский интеллигент, который ради куска хлеба работает на железной дороге и пишет нужные для народа книжки. Действительность другая. Адриан Кащенко – дворянин, приходит на железную дорогу действительно на низовую должность, даже кажется кондуктором, но дослуживается до чина статского генерал-майора и государственного контролёра за строительством железных дорог40. В послесловии к изданию его повестей в 1990- е гг. я читал, как он жаловался, что ему не хватает зарплаты больше 200 000 евро в год по современному курсу и он устал вдали от родной Украины. Он действительно скучал и в конце концов поселился в Екатеринославе. Здесь он возглавляет местную Просвиту41. Один из его братьев тоже получает чин генерала в армии42, другой - ректор Томского университета в 1894-1895 гг. Как и Андриян Кащенко он получает генеральский чин действительного статского советника43.
Если по крайней мере многие активисты украинского движения хорошо устроены в имперской элите, то главный вопрос - зачем им вообще нужен украинский национализм? У них ведь и так может быть всё хорошо с карьерой, доходами, социальным и сословным статусом без украинской идеи. Есть конечно любовь к родине, родному языку, идеализм и амбиции. Но только ли? Какие другие интересы могут быть? Не мешает ли украинский национализм карьерам украинских националистов на имперской службе? А может быть он им помогает?
Первая мысль, которая напрашивается - украинский национализм явно служит защитной реакцией части элит в Украине против Петербурга и, по крайней мере, части импульсов, которые идут из центра империи. Стимулом для активации украинского национализма может стать нарушение империей неписанного контракта о приоритете благополучия дворянских элит в Украине. Первая украинская организация Кирилло-мефодиевское братство появляется среди молодых выходцев из элиты в 1840-е гг. К этому времени подмораживаются социальные лифты дворянства и сокращаются возможности обогащения, которые появляются в XVIII в. В обмен на них козацкие элиты когда-то отказываются от гетманской автономии и украинского козачества. Но сейчас империя перестаёт гарантировать эти стимулы.
В XVIII в. захват империей "Дикой степи" позволяет части козацких элит отхватить просто огромные латифундии. Даже менее удачливые украинские дворяне могут получить одну или несколько деревенек вместе с рабами. Геноцид кочевников и османского городского населения увеличивает территорию расселения этнических украинцев на 40-50 % даже без учета Кубани. Открытие портов на Азовском и Черном морях открывает для украинского зерна прямой выход на европейский рынок. Плюс, Украина до 1830-х гг. – это тыловой район для постоянных воен на Черном море, в Польше и Западной Европе. Сюда идут деньги на армию и строительство военно-гражданской инфраструктуры со всей империи. Всё это для украинских элит настоящая «акуна матата»: деньги, должности, титулы, рабы, земля, дворцы, карьеры, ордена, псарни с собаками и секс с бесправными крепостными Катеринами.
Какие-то бывшие сотники и их дети из местечек за поколение могут стать вельможами. А мелкие писари из мелких городишек превращаются в заплывших жиром самодовольных малороссийских чиновников Гоголя. Можно вспомнить как проводил время в Украине Тарас Шевченко, будучи уже известным художником и поэтом до ареста в 1847 г. Он ездил из гостей в гости по хлебосольным имениям и латифундиям православной дворянской элиты в Украине, включая владения бывшего генерал-губернатора Малороссии Николая Репнина-Волконского. Высокий уровень жизни хозяев и гостей поддерживает армия "украинских рабов".
Стоит задать себе вопрос. – Почему украинское движение не возникает после 1814 г., когда тысячи офицеров с Украины вернулись из революционной Европы? Вместо этого, в Украине восстают имперские декабристы и поляки. Первая украинская организация возникает только в 1840-е гг. На неё конечно оказывают влияние национальные и революционные идеи из Западной и Центрально-Восточной Европы. Но именно к этому времени николаевская Россия вступает в застой и лифт социальной мобильности имперских элит застревает. У молодого поколения элит явно меньше традиционных дворянских шансов на успех в жизни. Если старая система перестаёт работать, поиск альтернатив неизбежен. Да и протестовать против свинцового давления Петербурга для молодых интеллектуалов вполне естественно.
Чтобы преуспеть молодым представителям элиты, у которых нет большого наследства, уже не стоит рассчитывать на новых бесплатных рабов и латифундии от царя. Рассчитывать стоит только на доходы от государственной службы, и, если повезет, на взятки и распил госрасходов. И здесь украинское движение явно начинает играть роль аналога профсоюза и корпорации украинских элит. А точнее продолжает корпоративные практики малороссийских элит на государственной службе XVIII-начала XIX века. Украинские националисты поддерживают друг друга на государственной службе вплоть до 1917 года. Интересны воспоминания Дмитра Дорошенка, как принадлежность к украинским прогрессистам помогает ему получить хорошую преподавательскую должность в 1900-е годы44.
В первой половине XІХ в. появляется ещё один стимул для недовольства православных дворянских элит в Украине. Имперский центр не выполняет обязательства по обеспечению верховенства православных над евреями, поляками-католиками и другими национальными и религиозными меньшинствами. Для православных элит на украинских землях это не очень большая проблема пока есть возможность получить новые латифундии в бывшей степи. Но вскоре все земли захвачены. И они в том числе в руках болгар, сербов, «москалей», греков, чехов и, самое главное немцев. Они, а не украинцы садят «картопельку» на козацкой земле Хортицы как пишет Шевченко45 В Украине до сих пор существует бывшая земельная немецкая латифундия. Это заповедник Аскания Нова. В 1828 г. Николай 1 продаёт 43 000 десятин (больше 43 000 га), а точнее дарит, по 8 копеек за десятину немецкому герцогу Фридриху Фердинанду Ангальт Кеттенскому46. На современные деньги по стоимости металла это не более 0,5 евро или 13 гривен за гектар.
Польские латифундисты на Правобережье Днепра тоже никуда не делись и их земли православным дворянам не светят. К этому добавляется бурный рост еврейского бизнеса в торговле, строительстве железных дорог и экспорте через Одессу. Национальный протест в Кобзаре Тараса Шевченко против немцев, «ляхов», «москалей» и «жидов» попадает прямо в точку. «Степи мої запродані жидові, німоті,..»47. Украинские имперские элиты недовольны политикой имперского центра и засильем поляков, евреев и «пришлых» «москалей» с немцами. Шевченко - знамя, пророк, герой и «батько» для украинских дворян и имперской православной элиты Украины. А украинские крестьяне продолжают сидеть по селам. Шевченко пока не их «батько». На это надо время.
Наступает 1905 г. Империя «кидает» имперскую православную церковь. Вместо государственной гарантии превосходства над иноверцами, церковь получает указ о веротерпимости и свободе вероисповедания. До этого переход из православия в другую веру - это преступление. До XVIII вв. за переход из православия в ислам или иудаизм могут сжечь живьём. Теперь же, с точки зрения церкви, император и имперская бюрократия её просто предали и не дают защищаться самостоятельно. Главой церкви остаётся Синод, которым управляет светский бюрократ. Епископы и архиепископы начинают требовать восстановления патриархата и независимости церкви от царя. Для борьбы с католиками и протестантами церковь начинает вовсю использовать идеи национализма. Национализм - это новый союзник православия, который приходит на смену императору. На украинских землях - это русский и украинский национализм48.
Деньги – ещё один стимул развития украинского национализма имперских элит. В начале ХХ в. денежная масса в империи за 14 лет увеличивается в несколько раз49. Но стоимость рубля в золоте остаётся прежней. На города, деревни, промышленность и потребление льётся настоящий золотой дождь. У крестьян больше денег и работать с ними как потребителями теперь по-настоящему выгодно. До этого наличности у крестьян крайне мало и основные деньги в империи на гос службе, в обслуживании имперской элиты и в госзаказах. В начале ХХ в. имперская элита в Украине начинает развивать кооперативное движение и с помощью кооперативов ставить под контроль сельское хозяйство, внутреннюю торговлю и сеслькохозяйственный экспорт. С помощью империи местные православные элиты теснят в экономике евреев. Растут обороты земских банков и кооперативов50.
Как только появляются новые деньги, сразу поднимается вопрос как их делить. Имперские элиты в Украине, местные кооператоры и органы самоуправление не хотят подчиняться имперскому руководству кооперативов в Москве. Встаёт вопрос контроля за счетами, распределением доходных должностей и прямого доступа к государственным кредитам на развитие кооперации51. Украинскиих кооператоров поддерживают имперские финансовые власти в Киеве52. Им тоже хочется плотно участвовать в работе с десятками миллионов рублей украинских кооперативов.
Укранизации имперских элит содействует государственная пропаганда Киева как «матери городов русских» и главного по старшинству города империи. Это помогает украинским элитам позиционировать себя как историческую нацию. Отсутствие в Киеве столичных функций как у Москвы и Петербурга хороший повод для местных элит проявить инициативу самостоятельно. Украинский проект со своей признанной древней столицей выглядит достойным для присоединения представителям элит неукраинского происхождения. В украинском движении в Российской империи участвует светский генерал грек Микола Аркас,53 польский граф Михайло Тышкевич54, немец барон Федор Штейнгель55. Близки украинские идеи и для представителя польско-французского графского рода Адама Монтрезора56, дворянина поляка Володимира Антоновича57 и немца Ильи Шрага. Именно немец Илья Шраг возглавляет первую украинскую группу в парламенте Российской империи58. Одного из лидеров украинского национализма Тараса Шевченка в 1840-1850-е гг. поддерживает семья Репниных-Волконских и в первую очередь Варвара Репнина-Волконская. По отцу она из рода русских этнических бояр и князей. По матери она правнучка украинского гетмана Кирилла Разумовского59.
Элитарность украинского движения в Российской империи возможно определяет его главную тактику в отношении с властями. Украинские активисты стараются договориться и получить разрешения, а не действовать нелегально и в обход. Одно из главных достижений украинских прогрессистов – издание в 1907 г. первого легального бесцензурного Кобзаря Тараса Шевченко в Российской империи. Только из него большинство почитателей Шевченко узнали, что он на самом деле думал про «москалей», царя и Россию60. Но разве не могли украинские националисты засыпать Украину бесцензурными Кобзарями до этого? Литовские и польские националисты именно так и делают, когда царские власти начинают запрещать их национальную литературу.
Элитарность украинского национализма в Российской империи как помогает понять его важную особенность, которая совершенно непонятна без учёта его элитарности. Украинское движение в Российской империи всегда казалось мне странным и не похожим на другие. За 70 лет украинские националисты так и не занялись насилием. Кругом восставали, взрывали, стреляли, грабили, устраивали массовые уличные мордобои и расстрелы. Это русские народовольцы, эсеры или польские социалисты пачками убивали полицейских, чиновников, губернаторов и князей. Устроили охоту на царей: десятки покушений, взорвали Зимний дворец, поезд и один раз всё-таки до цели добрались. А украинский национализм словно пробежал эти 70 лет под дождем между капель. И не намок. Кровавая революция 1905 г. тоже не помогла.
Украинская идеология говорит о притеснении, ограблении и убийствах украинцев империей. А украинские националисты самые миролюбивые. Основатель Революционной украинской партии Лев Мациевич становится лётчиком, народным героем империи и капитаном61. В 1910 г. он катает на самолете премьер-министра Петра Столыпина, который подписал сотни смертных приговоров революционерам62. Петра Столыпина через несколько месяцев убьют в Киеве. Но это опять не украинские революционеры.
Из десятков тысяч сторонников украинского движения за 70 лет за никто не взял в руки пистолет. Возможно единственное исключение - группа анархистов в Гуляй-Поле. Она участвует в украинских спектаклях, ведёт анархистскую агитацию на украинском языке и организовывает несколько убийств. Но предлог для этих терактов анархизм, а не украинская идея63. В соседней мирной Галиции нашёлся украинский студент Мирослав Сичинский, который застрелил наместника Галиции Анджея Потоцкого в знак украинского протеста. Почему это не делали украинские националисты в Российской империи? Наверное для них устраивать теракты против империи и имперских элит означало устраивать теракты против себя?
Отношение украинских националистов к Российской империи и их принадлежность к имперской элите имеет прямой аналог в национальных движениях Шотландии и Уэльса в XIX-XX вв. И там и там украинские, шотландские и уэльские элиты - верные слуги империи. Они её бенефициары и участвуют в имперской экспансии. Украинские православные националисты принимают участие в подавлении антиимперского национального восстания католической Польши в 1863 г. и приветствуют аннексию царскими властями Холмщины из Царства Польского в 1911 г. Протестантские шотландцы и уэльсцы участвуют в кровавых разгромах восстаний католической Ирландии против протестантской Британской империи. А с другой стороны, имперские элиты в Украине, Шотландии и Уэльсе одновременно создают и поддерживают свои национальные движения. Хотя и в разных масштабах, но они противоречат политике имперского центра в отношении своих национальных территорий.
Интересы имперской элиты на украинских землях становятся драйвером украинского национализма и влияют на его политику. В украинском движении в Российской империи отсутствует политический экстремизм, и оно, в целом, стремится договориться с имперским центром. В 1917-1918 гг. бывшие имперские элиты обеспечивают быстрый переход от Российской империи к украинскому независимому государству. Они принимают участие в формировании правительства, министерств, армии и государственной администрации на всех уровнях. Подготовленные кадры для этого только в бюрократии, армии и элите Российской империи. Официальные версии украинской истории не говорят о них как проукраинских.
1 Іван Лисяк-Рудницький. Історичні есе. Том 1. Київ. 1994.
2 Andreas Kappeler. Great Russians» and «Little Russians»: Russian-Ukrainian Relations and Perceptions in Historical Perspective. University of Washington, Washington 2003.; Андреас Каппелер. Мазепинцы, малороссы, хохлы: украинцы в этнической иерархии Российской империи. /
Россия-Украина: история взаимоотношений. Москва. 1997.
3 Ярослав Грицак. «Нарис Історії України: Формування модерної української нації ХIX—XX ст.» Київ. 1996.
4 Портнова Тетяна. Любити і навчати: селянство в уявленнях української інтелігенції другої половини ХІХ століття. Дніпропетровськ. 2016.
5 Johannes Remy. Brothers or enemies. The Ukrainian national movement and Russia, from the 1840s to the 1870s. Toronto, 2016.
6 Алексей Миллер. Украинский вопрос в политике властей и русском общественном мнении (вторая половина 19 в.) СПб. 2000.
7 Кирило-мефодіївське товариство. Енциклопедія історії України. Том 4. Київ. 2007. С. 297-298.
8 Гребенкин А. Н. Право на образование в дореволюционной России: особенности реализации [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2011 г.). СПб.: Реноме, 2011. С. 21-23.
9 Университетский устав (26 июля 1835 года). Летопись Московского университета. http://letopis.msu.ru/documents/2123
10 Краткий биографический очерк Н. И. Костомарова. Киевская старина. Том 12. Май 1885. Киев. 1885. С. III-VII.
11 Гулак-Артемовський Петро Петрович. Енциклопедія історії України. Том 2. Київ. 2005. С. 248-249.
12 Біографія Петра Гулака-Артемовського. Бібліотека української літератури. https://www.ukrlib.com.ua/bio/author.php?id=53
13 Петро Гулак-Артемовський – Біографія. Українська література. Електронна бібілотека. https://ukrclassic.com.ua/katalog/gg/gulak-artemovskij-petro/182-gulak-artemovskij-petro-biografiya
14 Кониський Олександр. Енциклопедія історії України. Том 5. Київ. 2008. С. 25.
15 Пильчиков Дмитрий Павлович. / История Полтавы. http://histpol.pl.ua/ru/lichnosti/deyateli-kultury?id=2747
16 Ірина Петренко. Діяльність Єлизавети Милорадович (1832–1890) у контексті українського національного відродження. / Українознавчий альманах. Випуск 18. Київ. 2015. С. 201-205.; Ірина Петренко. Єлизавета Милорадович (1832-1890) в українському суспільно-політичному русі. Полтава. 2013.
17 Ірина Кузьмина. Політична діяльність Федора Штейнгеля (1906-1918). / Проблеми історії України: факти, судження пошуки. Вип. 21. Київ. 2012. С. 243-262.
18 Тишкевич Михайло. Енциклопедія історії України. Том 10. Київ. 2013. С. 91-92.
19 Грушевський Сергій Федорович. Енциклопедія історії України. Том 2. Київ. 2005. С. 236.
20 Холодний Петро Іванович. Енциклопедія історії України. Том 10. Київ. 2013. С. 408.
21 Євген Чикаленко. Енциклопедія історії України. Том 10. Київ. 2013. С. 550; Ірина Кузьмина. Політична діяльність Федора Штейнгеля (1906-1918). / Проблеми історії України: факти, судження пошуки. Вип. 21. Київ. 2012. С. 243-262.; Леонтович Володимир. Енциклопедія історії України. Том 6. Київ. 2009. С. 119
22 Корчак-Чепурківський Овксентій Васильович. Енциклопедія історії України. Том 5. Київ. 2008. С. 197-198.
23 Шраг Ілля Людвигович. Енциклопедія історії України. Том 10. Київ. 2013. С. 656.
24 Родились в дворянской семье одни из основателей Украинской партии социалистов-революционеров Ковалив Левко (Ковалів Левко Борисович. Енциклопедія історії України. Том 4. Київ. 2007. С. 384), Ковалевский Николай (Ковалевський Микола Миколайович. Енциклопедія історії України. Том 4. Київ. 2007. С. 379.). Внебрачным сыном банкира и помещика был Заливчий Андрей, отец оплатил ему учебу в гимназии и университете. (Заливчий Андрей Иванович. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%87%D0%B8%D0%B9,_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87)
25 Симиренки. Енциклопедія історії України. Том 9. Київ. 2012. С. 556-557.
26 Євген Чикаленко. Енциклопедія історії України. Том 10. Київ. 2013. С. 550.
27 Климентій К. Федевич, Климентій І. Федевич. За віру, царя і Кобзаря. Малоросійські монархісти і український національний рух (1905-1917 роки). Київ. Критика. 2017.
28 Климентій К. Федевич, Климентій І. Федевич. Op. cyt.
29 Клим Полищук. Доклад № 5. Об издании газеты на народном языке. «Високоповажніі отці Союзніі Старости, і шановні Ревнітелі!». / Второй съезд оо. союзных старост и ревнителей на Волыни в Почаеве с 6 по 8 октября 1910 года. Почаевский листок. 1910. № 40-41. С. 25-26.
30 Аркас Микола Миколайович. Енциклопедія історії України. Том 2. Київ. 2005. С. 120-121.
31 Кравченко А. В. Культурницька діяльність Житомирської «Просвіти» в перших десятиліттях ХХ століття. / С. 77-84. file:///C:/Users/%D0%90%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD/Downloads/Chasopys_2014_3_12%20(3).pdf
32 Кошель М. О. Подільськийперіод життя і діяльності архієпископа Парфенія (Памфила Левицького) (1904-1908 рр.) / Вісник Кам'янець-Подільського національного університету ім. Івана Огієнка. Кам'янець-Подільський. Історичні науки. Вип. 11. Кам’янець-Подільський. 2018. С. 164-172.
33 Микола Шудря. Співець козацького ордена. / Андріан Кащенко. Оповідання про славне Військо запорожьке низове. Дніпропетровськ. 1991. С. 482-490.
34 Шелуін Сергій Павлович. Енциклопедія історії України. Том 10. Київ. 2013. С. 626-627.; Шелуін Сергій Павлович. Вікіпедія. https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B5%D0%BB%D1%83%D1%85%D1%96%D0%BD_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D1%96%D0%B9_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
35 Кошель М. О. Подільськийперіод життя і діяльності архієпископа Парфенія (Памфила Левицького) (1904-1908 рр.) / Вісник Кам'янець-Подільського національного університету ім. Івана Огієнка. Кам'янець-Подільський. Історичні науки. Вип. 11. Кам’янець-Подільський. 2018. С. 164-172.
36 Галин Мартирій Андрійович. Вікіпедія. https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%80%D1%96%D0%B9_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D1%96%D0%B9%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
37 Косач Петро Антонович. Енциклопедія історії України. Том 5. Київ. 2008. С. 205.; Косачі. Енциклопедія історії України. Том 5. Київ. 2008. С. 206-207.
38Євген Нахлік. Життя Пантелеймона Кушіша. Том перший. Київ. 2007. C. 219-234.
39 Володимир Половець. Василь Михайлович Білозерський (до 190-х роковин від дня народження). / Сіверянський літопис. 2016. № 4. Чернігів. 2016. С. 196-202. ; Белозерский Василий Михайлович. Википедя. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
40 Микола Кащенко. Працелюб. (Спогади про рідного брата). / Андріан Кащенко. Оповідання про славне Військо запорожьке низове. Дніпропетровськ. 1991. С. 7-14.
41 Микола Шудря. Співець козацького ордена. / Андріан Кащенко. Оповідання про славне Військо запорожьке низове. Дніпропетровськ. 1991. С. 482-490.
42 Кащенко Андріян Феофанович. Вікіпедія. https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE_%D0%90%D0%B4%D1%80%D1%96%D0%B0%D0%BD_%D0%A4%D0%B5%D0%BE%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
43 Кащенко Николай Феофанович. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%BE%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
44 Дмитро Дорошенко. Мої спомини. Про давнє-минуле. Винипег. 1949. С. 118.
45 «І на Січі мудрий німець
Картопельку садить,
А ви її купуєте,
їсте на здоров'я
Та славите Запорожжя.
А чиєю кров'ю
Ота земля напоєна,
Що картопля родить —
Вам байдуже..»
(Тарас Шевченко. І мертвим, і живим, і ненарожденним землякам моїм в Украйні і не в Украйні моє дружнєє посланіє. 1845)
46 Елена Васильева, Юрий Пернатьев. 50 знаменитых бизнесменов XIX-начала XX в. Харьков. 2004. С. 464.
47 Тарас Шевченко. Розрита могила. 1843.
48 Климентій К. Федевич, Климентій І. Федевич. Оp. cyt..
49 Yasushi Nakamura. Long-term Monetary Statistics for Russia. Russian Research Center. The Institue of economic research. Hitotsubashi University. Kunitachi. Tokyo. RRC Working Paper Series No. 63. Tokyo. 2016. P.
50 Кооперация и общественная агрономия в Полтавской губернии. / Вестник кооперации. 1912. Книга 5. Петербург. 1912. С. 129.; Крот Л. Н. Роль земств в становлении и развитии кредитных учреждений в эпоху рыноных реформ (на материалах Полтавской, Харьковской, Черниговской губерний). / Вісник КрНУ імені Михайла Остроградського. Випуск 1/2013. Кременчуг. 2013 С. 166-171. ; Романюк Н. Й. Сількські підпримці і підприємництво: 1861-1914 рр. (За матеріалами Київської, Подільської і Волинської губерній). Житомир. 2012.
51 В. Садовский. Федерализм и централизм в кооперативном движении на Украине. / Украинская жизнь. Ежемесячный научно-литературный и общественно-политический журнал. 1913. № 4. Москва. 1913. С. 34-41. ; Криниченко М. Про краєві банки. / Наша кооперація. Український двохтижневий кооперативний журнал. 2013. № 1. Київ 25.01.1913. С. 3-7. ; Стасюк М. З приводу першого року діяльности Московського Народнього Банку. Наша кооперація. Український двохтижневий кооперативний журнал. 2013. № 1. Київ 25.01.1913. С. 8-9.; Стасюк М. З приводу відкриття в Одесі агентури Московського Союзу. Наша кооперація. Український двохтижневий кооперативний журнал. 2013. № 2. Київ 11.02.1913. С. 3-5. ; Лега С. Чи потрібний новий випуск акцій Московського Народнього Банку. / Наша кооперація. Український двохтижневий кооперативний журнал. 2013. № 3. Київ 26.02.1913. С. 5-6. ; Марко Луцкевич. Про єднання між ріжними кооперативами та спілками (З листа до реадкції).; Наша кооперація. Український двохтижневий кооперативний журнал. 2013. № 12-13. Київ 10.07.1913. С. 6-8. ; В. С. Після 2-го Всеросійського кооперативного з’їзду у Київі./ Наша кооперація. Український двохтижневий кооперативний журнал. 2013. № 31. Київ 10.08.1913. С. 6-7.
52 Протокол Очередного Собрания Уполмоченных Киевского Союза Учреждений Мелкого Кредита, состоявшегося в г. Киеве в Киевской конторе Государственного банка 4-6 мая 1913 года. / «Муравейник» («Комашня»). Еженедельный кооперативный журнал .издаваемый Киевским союзом учреждений мелкого кредита на русском и малорусском языках. 1913. № 19. 16.05.1913. С. 7-12.
53 Аркас Микола Миколайович. Енциклопедія історії України. Том 1. Київ. 2005. С. 120-121.
54 Тишкевич Михайло. Енциклопедія історії України. Том 10. Київ. 2013. С. 91-92.
55 Ірина Кузьмина. Op. cyt.
56 Монтрезор Адам Йосипович. Вікіпедія. https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D1%80_%D0%90%D0%B4%D0%B0%D0%BC_%D0%99%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84
57 Антонович Володимир Боніфатійович. Том 1. Київ. 2005. С. 105-106.
58 Шраг Ілля Людвигович. Енциклопедія історії України. Том 10. Київ. 2013. С. 656.
59 Репніна Варава Миколаївна. Енциклопедія історії України. Том 9. Київ. 2012. С. 191.
60 Климентій К. Федевич, Климентій І. Федевич. Оp. cyt..
61 Мацієвич Левко Макарович. Енциклопедія історії України. Том 6. Київ. 2009. С. 563.
62 Мациевич Лев Макарович (1877-1910). Авиару.рф http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatory/letchiki/rossijskaya-imperiya-2/matsievich-lev-makarovich/
63 Эту тему сейчас исследует историк из Днепра Егор Врадий. Он представил предварительные результаты на воркшопе Prisma Ukra?na в Берлине в декабре 2019 г.
Украинское движение в Российской империи - это прежде всего движение имперских элит. До 1917 г. среди украинофилов доминируют имперские дворяне, статские генералы, армейские офицеры, чиновники, священники, епископы, богатые латифундисты и предприниматели. Анализ элитарности украинского движения позволяет посмотреть на историю Украины без обязательной сейчас парадигмы «народности» или «простонародности» национального движения украинцев. Украинские «демократы», «интеллигенция», «социалисты», «народники» и «потомки козацкой старшины» входят в имперскую элиту со всеми своими элитарными интересами и взглядами.
Признание элитарности украинского национализма в Российской империи ломает привычные исторические шаблоны и заставляет задать новые вопросы. Зачем успешным представителям имперской элиты нужен украинский национализм? Они ведь и так элита без всякого украинства? Как имперские элитарные интересы влияют на идеологию и тактику украинского движения? Насколько обоснован тезис о постоянном противостоянии украинского движения и имперских властей? Если часть украинских активистов служат имперскими чиновниками и занимают посты вплоть до генеральских, то всегда ли украинские интересы имперской элиты противоречат её интересам на государственной службе?
Об участии имперских элит в украинском движении до 1917 г., как о факте, пишут практически все исследователи. Среди них Лысяк-Рудницкий1, Каппелер2, Грицак3, Портнова4, Реми5, Миллер образца до 2000-х гг.6 и многие другие. Иной подход просто невозможен. Других героев для изучения украинского движения кроме представителей имперской элиты почти нет. Украинское движение в Российской империи до 1905 г. это имперская элита почти на 100 % и в 1905-1917 гг. она продолжает сохранять лидирующие позиции. Попытки объяснить государственную службу украинских активистов вынужденной необходимостью, высокий социальный и материальный статус полученным наследством и личными способностями лишь искажают действительность. Элитарность украинского движения до 1917 г. соответствует европейским традициям. В большинстве национальных движений Европы от Шотландии до Польши в XIX- начале XX вв. доминируют местные элиты.
Элита в Российской империи до 1917 г. - это не только придворные, дамы в бриллиантах, гофмейстеры, министры, губернаторы и т.д. Понятие имперской элиты гораздо шире. В неё входят сословия и социальные слои выше крестьян, рабочих и мещан. В Российской империи они составляют до 2 % населения. В случае украинских земель Российской империи это около до 500 тысяч человек, включая членов семей. В элите состоят чиновники, офицеры, дворяне, помещики, промышленники, купцы, священники, образованные профессионалы и лица свободных профессий с высокими доходами. Высший уровень имперской элиты на украинских землях чиновники и военные не меньше 4-7 класса по табелю о рангах (от уровня майора) и крупные латифундисты. Самый низший уровень – сельские священники и учителя. Сельские учителя даже в самых далёких селах имеют чины 13 и 14 класса. В военном эквиваленте - это прапорщик и подпоручик. Кандидаты на вхождение в элиту - студенты университетов, юнкера, гимназисты, ученики коммерческих школ и семинаристы.
Активисты украинского движения в Российской империи одновременно активные участники украинского национального дискурса. Украинское движение - это совокупность людей до примерно 10 тысяч человек, групп и организаций, которые признают существование украинцев как отдельного народа, считают себя его частью и участвуют в его развитии как отдельного народа. Только несколько человек до 1917 г. открыто заявляют о необходимости национальной независимости. Остальные не выдвигают никаких политических целей или хотят национально-культурной автономии или козацкой автономии по образцу казачьих войск Российской империи. Понятие украинского национального дискурса гораздо шире. Это люди и сообщества, которые признают себя частью украинского или малорусского сообщества, осознают свою связь с территорией Украины и используют украинский язык, культуру и символы. Они аудитория для активистов украинского движения, украинской прессы, книг и театра. Участников украинского национального дискурса в сотни и тысячи раз больше, чем активных участников украинского движения. На них оказывают влияния другие национальные и не национальные дискурсы, начиная от имперского дискурса, русского национально-этнического дискурса и заканчивая дискурсом высокой французской, немецкой и австрийской культуры. Вчерашние кадровые офицеры Российской армии в 1917-1920 гг. стали офицерами украинских армий. До 1917 г. они как правило в украинском движении участие не принимают. На их выбор и готовность воевать на стороне Украины против русского национализма явно повлиял украинский национальный дискурс до 1917 г.
Имперские элиты присутствуют и доминируют в украинском движении в Российской империи изначально. Первая украинская национальная организация Кирилло-мефодиевское братство в 1840-е гг. состоит в первую очередь из студентов и преподавателей Киевского императорского университета7. Студенты – дети элиты8. Преподаватели находятся на государственной службе и имеют чины по табелю о рангах. Согласно университетскому уставу 1835 г. выпускники университетов автоматически получают 12-й классный чин9. В военном эквиваленте это чин поручика. Когда один из лидеров братства Микола Костомаров в 1846 г. становится адьюнкт-профессором, это даёт ему право на чин 8 класса колежского асессора или майора. Итогом имперской карьеры Костомарова в 1860-1880-е гг. становится чин действительного статского советника или генерал-майора в военном эквиваленте и орден св. Владимира 3-й степени10. Известный украинский писатель Петр Гулак-Артемовский в 1841-1849 гг. занимает должность ректора Харьковского университета и имеет чин действительного статского советника11 или генерал-майора в военном эквиваленте. На его оригинальном портрете можно увидеть царские ордена12, которые могут иногда исчезать, когда портрет используется в современных публикациях13.
К элите Российской империи принадлежат основатели Научного товарищества имени Тараса Шевченко в Львове (НТШ). Украинский писатель дворянин Олександр Конисский работает адвокатом14. Дмитро Пильчиков преподает в военном Полтавском кадетском корпусе, воспитывает будущих офицеров царской армии и получает генеральский чин статского советника15. Деньги на создание НТШ в 1873 г. дает Елизавета Милорадович-Скоропадская. Она жена статского генерал-майора и её семья владеет больше 50 000 га земли. В современной Украине ни у кого в прямой личной собственности столько земли нет. Почему она интересуется украинским движением и даёт деньги? Украинский патриотизм? Наверняка да. Но есть данные, что она мечтает о посте гетмана в будущей Украине для своего сына16. Он гетманом не стал. Но в 1918 г гетманом становится её племянник Павло Скоропадский.
В руководящий Совет украинских прогрессистов в начале ХХ в. входит барон17, граф18, сын статского генерал-майора19, профессор-статский полковник20, крупные помещики 21, мировой судья, заведующий Киевской санитарной управой – статский майор22, адвокат-депутат 1-й Государственной думы23 и т.д. Среди лидеров украинских социалистов и подпольщиков тоже встречаются дворяне и дети помещиков24 Даже если некоторые лидеры социалистов родились крестьянами или мещанами, во время начала политической активности они в основном уже студенты и значит кандидаты на вхождение в имперскую элиту.
Из региональных олигархов украинское движение поддерживают сахарозаводчик и миллионер Василь Семиренко25. Он жертвует на украинское движение сотни тысяч рублей. На деньги крупного землевладельца Евгена Чикаленко существует единственная ежедневная украинская газета «Рада»26.
В православной церкви проукраинские настроения открыто демонстрируют архиепископ Парфений Левицкий и кременецкий епископ Никон Бессонов. По поручению Синода православной церкви в Петербурге Парфений Левицкий издает первое официальное Евангелие на украинском языке в Российской империи. Епископ Никон выступает в Государственной думе за преподавание на украинском языке в начальных школах 27.
Инструменты украинского национализма использует волынских архиепископ Антоний Храповицкий и лидер почаевских черносотенцев архимандрит Виталий Максименко. Черносотенные газеты на Волыни издаются на русском и украинском языках.28 В 1909-1910 гг. в них появляется прямая украинская националистическая агитация и с одобрения архимандрита Виталия на Създе Почаевского союза в 1910 г. обсуждается полный переход Почаевского листка на украинский язык 29.
Представители имперской элиты занимают ведущие позиции в просвитетельских организациях «Просвита», которые открываются в украинских городах после революции 1905 года. Николаевской просвитой руководит сын адмирала и командующего Черноморским флотом статский генерал-майор Микола Аркас30. В Просвитах можно встретить руководителя губернского земства31, архиепископа32, статского генерала33, прокурора34, налоговых чиновников, священников, профессоров, помещиков35 и т.д.
Элитарный характер носит Киевский украинский клуб. В нём состоят действительный статский советник (генерал-майор) Галин Мартирий36 и Леся Украинка. Это для современных украинцев Леся - поэтесса, портрет которой на купюре можно мять в кармане. Для своих современников она дворянка, помещица и дочь статского генерал-майора37.
Современный исторический миф часто предпочитает выпячивать факты о демократичности, бедности и социальной неустроенности украинских активистов в Российской империи. Это может делаться, чтобы подчеркнуть оппозиционность империи украинских националистов и отвлечь внимание от их принадлежности к имперской элите. Один из распространённых ментальных штампов – украинские патриоты за украинский народ, нравственно страдают и вынуждены терпеть государственную службу ради куска хлеба. Но иногда тезис о бедности и страданиях приобретает совсем странные формы.
Возьмём издателей первого ежемесячного украинского журнала «Основа» в Российской империи в 1861-1862 гг. Пантейлемона Кулиша и Василя Билозерского. Да. Пантейлемон Кулиш в 1861 г. живёт в Петербурге, не находит хорошее место на гос службе и его жизнь в это время не очень удачная. Но в 1865 г. он уже статский подполковник в Царстве Польском, выполняет обязанности генерал-майора. По современным деньгам его зарплата не меньше 200 000 евро в год. Плюс дополнительные «плюшки» в виде командировок в Францию и медаль за участие в подавлении Польского национального восстания38. И даже когда он до этого возможно бедствует в Петербурге, у него всегда в тылу остаётся имение на Черниговщине размером более 120 га. Василь Билозерский родился в дворянской семье и во время издания журнала служит в полиции Петербурга. Его связи в полиции как раз возможно и помогли получению разрешения на издание журнала. Как и Пантейлемон Кулиш в 1860-е гг. он тоже переезжает в Польшу и участвует в подавлении Польского национального восстания. Он занимает должность директора канцелярии Учредительного комитета по крестьянским делам в Царстве Польском и члена Варшавской судебной палаты39.
Другой пример истории о бедности украинского националиста в империи – известный писатель народных повестей о козаках Адриан Кащенко. Его книги очень популярны среди крестьянской молодёжи. Молодые крестьяне, мещане и рабочие ими зачитываются. Современники говорят о нем как о контролере на железной дороге. Вот "несчастный" украинский интеллигент, который ради куска хлеба работает на железной дороге и пишет нужные для народа книжки. Действительность другая. Адриан Кащенко – дворянин, приходит на железную дорогу действительно на низовую должность, даже кажется кондуктором, но дослуживается до чина статского генерал-майора и государственного контролёра за строительством железных дорог40. В послесловии к изданию его повестей в 1990- е гг. я читал, как он жаловался, что ему не хватает зарплаты больше 200 000 евро в год по современному курсу и он устал вдали от родной Украины. Он действительно скучал и в конце концов поселился в Екатеринославе. Здесь он возглавляет местную Просвиту41. Один из его братьев тоже получает чин генерала в армии42, другой - ректор Томского университета в 1894-1895 гг. Как и Андриян Кащенко он получает генеральский чин действительного статского советника43.
Если по крайней мере многие активисты украинского движения хорошо устроены в имперской элите, то главный вопрос - зачем им вообще нужен украинский национализм? У них ведь и так может быть всё хорошо с карьерой, доходами, социальным и сословным статусом без украинской идеи. Есть конечно любовь к родине, родному языку, идеализм и амбиции. Но только ли? Какие другие интересы могут быть? Не мешает ли украинский национализм карьерам украинских националистов на имперской службе? А может быть он им помогает?
Первая мысль, которая напрашивается - украинский национализм явно служит защитной реакцией части элит в Украине против Петербурга и, по крайней мере, части импульсов, которые идут из центра империи. Стимулом для активации украинского национализма может стать нарушение империей неписанного контракта о приоритете благополучия дворянских элит в Украине. Первая украинская организация Кирилло-мефодиевское братство появляется среди молодых выходцев из элиты в 1840-е гг. К этому времени подмораживаются социальные лифты дворянства и сокращаются возможности обогащения, которые появляются в XVIII в. В обмен на них козацкие элиты когда-то отказываются от гетманской автономии и украинского козачества. Но сейчас империя перестаёт гарантировать эти стимулы.
В XVIII в. захват империей "Дикой степи" позволяет части козацких элит отхватить просто огромные латифундии. Даже менее удачливые украинские дворяне могут получить одну или несколько деревенек вместе с рабами. Геноцид кочевников и османского городского населения увеличивает территорию расселения этнических украинцев на 40-50 % даже без учета Кубани. Открытие портов на Азовском и Черном морях открывает для украинского зерна прямой выход на европейский рынок. Плюс, Украина до 1830-х гг. – это тыловой район для постоянных воен на Черном море, в Польше и Западной Европе. Сюда идут деньги на армию и строительство военно-гражданской инфраструктуры со всей империи. Всё это для украинских элит настоящая «акуна матата»: деньги, должности, титулы, рабы, земля, дворцы, карьеры, ордена, псарни с собаками и секс с бесправными крепостными Катеринами.
Какие-то бывшие сотники и их дети из местечек за поколение могут стать вельможами. А мелкие писари из мелких городишек превращаются в заплывших жиром самодовольных малороссийских чиновников Гоголя. Можно вспомнить как проводил время в Украине Тарас Шевченко, будучи уже известным художником и поэтом до ареста в 1847 г. Он ездил из гостей в гости по хлебосольным имениям и латифундиям православной дворянской элиты в Украине, включая владения бывшего генерал-губернатора Малороссии Николая Репнина-Волконского. Высокий уровень жизни хозяев и гостей поддерживает армия "украинских рабов".
Стоит задать себе вопрос. – Почему украинское движение не возникает после 1814 г., когда тысячи офицеров с Украины вернулись из революционной Европы? Вместо этого, в Украине восстают имперские декабристы и поляки. Первая украинская организация возникает только в 1840-е гг. На неё конечно оказывают влияние национальные и революционные идеи из Западной и Центрально-Восточной Европы. Но именно к этому времени николаевская Россия вступает в застой и лифт социальной мобильности имперских элит застревает. У молодого поколения элит явно меньше традиционных дворянских шансов на успех в жизни. Если старая система перестаёт работать, поиск альтернатив неизбежен. Да и протестовать против свинцового давления Петербурга для молодых интеллектуалов вполне естественно.
Чтобы преуспеть молодым представителям элиты, у которых нет большого наследства, уже не стоит рассчитывать на новых бесплатных рабов и латифундии от царя. Рассчитывать стоит только на доходы от государственной службы, и, если повезет, на взятки и распил госрасходов. И здесь украинское движение явно начинает играть роль аналога профсоюза и корпорации украинских элит. А точнее продолжает корпоративные практики малороссийских элит на государственной службе XVIII-начала XIX века. Украинские националисты поддерживают друг друга на государственной службе вплоть до 1917 года. Интересны воспоминания Дмитра Дорошенка, как принадлежность к украинским прогрессистам помогает ему получить хорошую преподавательскую должность в 1900-е годы44.
В первой половине XІХ в. появляется ещё один стимул для недовольства православных дворянских элит в Украине. Имперский центр не выполняет обязательства по обеспечению верховенства православных над евреями, поляками-католиками и другими национальными и религиозными меньшинствами. Для православных элит на украинских землях это не очень большая проблема пока есть возможность получить новые латифундии в бывшей степи. Но вскоре все земли захвачены. И они в том числе в руках болгар, сербов, «москалей», греков, чехов и, самое главное немцев. Они, а не украинцы садят «картопельку» на козацкой земле Хортицы как пишет Шевченко45 В Украине до сих пор существует бывшая земельная немецкая латифундия. Это заповедник Аскания Нова. В 1828 г. Николай 1 продаёт 43 000 десятин (больше 43 000 га), а точнее дарит, по 8 копеек за десятину немецкому герцогу Фридриху Фердинанду Ангальт Кеттенскому46. На современные деньги по стоимости металла это не более 0,5 евро или 13 гривен за гектар.
Польские латифундисты на Правобережье Днепра тоже никуда не делись и их земли православным дворянам не светят. К этому добавляется бурный рост еврейского бизнеса в торговле, строительстве железных дорог и экспорте через Одессу. Национальный протест в Кобзаре Тараса Шевченко против немцев, «ляхов», «москалей» и «жидов» попадает прямо в точку. «Степи мої запродані жидові, німоті,..»47. Украинские имперские элиты недовольны политикой имперского центра и засильем поляков, евреев и «пришлых» «москалей» с немцами. Шевченко - знамя, пророк, герой и «батько» для украинских дворян и имперской православной элиты Украины. А украинские крестьяне продолжают сидеть по селам. Шевченко пока не их «батько». На это надо время.
Наступает 1905 г. Империя «кидает» имперскую православную церковь. Вместо государственной гарантии превосходства над иноверцами, церковь получает указ о веротерпимости и свободе вероисповедания. До этого переход из православия в другую веру - это преступление. До XVIII вв. за переход из православия в ислам или иудаизм могут сжечь живьём. Теперь же, с точки зрения церкви, император и имперская бюрократия её просто предали и не дают защищаться самостоятельно. Главой церкви остаётся Синод, которым управляет светский бюрократ. Епископы и архиепископы начинают требовать восстановления патриархата и независимости церкви от царя. Для борьбы с католиками и протестантами церковь начинает вовсю использовать идеи национализма. Национализм - это новый союзник православия, который приходит на смену императору. На украинских землях - это русский и украинский национализм48.
Деньги – ещё один стимул развития украинского национализма имперских элит. В начале ХХ в. денежная масса в империи за 14 лет увеличивается в несколько раз49. Но стоимость рубля в золоте остаётся прежней. На города, деревни, промышленность и потребление льётся настоящий золотой дождь. У крестьян больше денег и работать с ними как потребителями теперь по-настоящему выгодно. До этого наличности у крестьян крайне мало и основные деньги в империи на гос службе, в обслуживании имперской элиты и в госзаказах. В начале ХХ в. имперская элита в Украине начинает развивать кооперативное движение и с помощью кооперативов ставить под контроль сельское хозяйство, внутреннюю торговлю и сеслькохозяйственный экспорт. С помощью империи местные православные элиты теснят в экономике евреев. Растут обороты земских банков и кооперативов50.
Как только появляются новые деньги, сразу поднимается вопрос как их делить. Имперские элиты в Украине, местные кооператоры и органы самоуправление не хотят подчиняться имперскому руководству кооперативов в Москве. Встаёт вопрос контроля за счетами, распределением доходных должностей и прямого доступа к государственным кредитам на развитие кооперации51. Украинскиих кооператоров поддерживают имперские финансовые власти в Киеве52. Им тоже хочется плотно участвовать в работе с десятками миллионов рублей украинских кооперативов.
Укранизации имперских элит содействует государственная пропаганда Киева как «матери городов русских» и главного по старшинству города империи. Это помогает украинским элитам позиционировать себя как историческую нацию. Отсутствие в Киеве столичных функций как у Москвы и Петербурга хороший повод для местных элит проявить инициативу самостоятельно. Украинский проект со своей признанной древней столицей выглядит достойным для присоединения представителям элит неукраинского происхождения. В украинском движении в Российской империи участвует светский генерал грек Микола Аркас,53 польский граф Михайло Тышкевич54, немец барон Федор Штейнгель55. Близки украинские идеи и для представителя польско-французского графского рода Адама Монтрезора56, дворянина поляка Володимира Антоновича57 и немца Ильи Шрага. Именно немец Илья Шраг возглавляет первую украинскую группу в парламенте Российской империи58. Одного из лидеров украинского национализма Тараса Шевченка в 1840-1850-е гг. поддерживает семья Репниных-Волконских и в первую очередь Варвара Репнина-Волконская. По отцу она из рода русских этнических бояр и князей. По матери она правнучка украинского гетмана Кирилла Разумовского59.
Элитарность украинского движения в Российской империи возможно определяет его главную тактику в отношении с властями. Украинские активисты стараются договориться и получить разрешения, а не действовать нелегально и в обход. Одно из главных достижений украинских прогрессистов – издание в 1907 г. первого легального бесцензурного Кобзаря Тараса Шевченко в Российской империи. Только из него большинство почитателей Шевченко узнали, что он на самом деле думал про «москалей», царя и Россию60. Но разве не могли украинские националисты засыпать Украину бесцензурными Кобзарями до этого? Литовские и польские националисты именно так и делают, когда царские власти начинают запрещать их национальную литературу.
Элитарность украинского национализма в Российской империи как помогает понять его важную особенность, которая совершенно непонятна без учёта его элитарности. Украинское движение в Российской империи всегда казалось мне странным и не похожим на другие. За 70 лет украинские националисты так и не занялись насилием. Кругом восставали, взрывали, стреляли, грабили, устраивали массовые уличные мордобои и расстрелы. Это русские народовольцы, эсеры или польские социалисты пачками убивали полицейских, чиновников, губернаторов и князей. Устроили охоту на царей: десятки покушений, взорвали Зимний дворец, поезд и один раз всё-таки до цели добрались. А украинский национализм словно пробежал эти 70 лет под дождем между капель. И не намок. Кровавая революция 1905 г. тоже не помогла.
Украинская идеология говорит о притеснении, ограблении и убийствах украинцев империей. А украинские националисты самые миролюбивые. Основатель Революционной украинской партии Лев Мациевич становится лётчиком, народным героем империи и капитаном61. В 1910 г. он катает на самолете премьер-министра Петра Столыпина, который подписал сотни смертных приговоров революционерам62. Петра Столыпина через несколько месяцев убьют в Киеве. Но это опять не украинские революционеры.
Из десятков тысяч сторонников украинского движения за 70 лет за никто не взял в руки пистолет. Возможно единственное исключение - группа анархистов в Гуляй-Поле. Она участвует в украинских спектаклях, ведёт анархистскую агитацию на украинском языке и организовывает несколько убийств. Но предлог для этих терактов анархизм, а не украинская идея63. В соседней мирной Галиции нашёлся украинский студент Мирослав Сичинский, который застрелил наместника Галиции Анджея Потоцкого в знак украинского протеста. Почему это не делали украинские националисты в Российской империи? Наверное для них устраивать теракты против империи и имперских элит означало устраивать теракты против себя?
Отношение украинских националистов к Российской империи и их принадлежность к имперской элите имеет прямой аналог в национальных движениях Шотландии и Уэльса в XIX-XX вв. И там и там украинские, шотландские и уэльские элиты - верные слуги империи. Они её бенефициары и участвуют в имперской экспансии. Украинские православные националисты принимают участие в подавлении антиимперского национального восстания католической Польши в 1863 г. и приветствуют аннексию царскими властями Холмщины из Царства Польского в 1911 г. Протестантские шотландцы и уэльсцы участвуют в кровавых разгромах восстаний католической Ирландии против протестантской Британской империи. А с другой стороны, имперские элиты в Украине, Шотландии и Уэльсе одновременно создают и поддерживают свои национальные движения. Хотя и в разных масштабах, но они противоречат политике имперского центра в отношении своих национальных территорий.
Интересы имперской элиты на украинских землях становятся драйвером украинского национализма и влияют на его политику. В украинском движении в Российской империи отсутствует политический экстремизм, и оно, в целом, стремится договориться с имперским центром. В 1917-1918 гг. бывшие имперские элиты обеспечивают быстрый переход от Российской империи к украинскому независимому государству. Они принимают участие в формировании правительства, министерств, армии и государственной администрации на всех уровнях. Подготовленные кадры для этого только в бюрократии, армии и элите Российской империи. Официальные версии украинской истории не говорят о них как проукраинских.
1 Іван Лисяк-Рудницький. Історичні есе. Том 1. Київ. 1994.
2 Andreas Kappeler. Great Russians» and «Little Russians»: Russian-Ukrainian Relations and Perceptions in Historical Perspective. University of Washington, Washington 2003.; Андреас Каппелер. Мазепинцы, малороссы, хохлы: украинцы в этнической иерархии Российской империи. /
Россия-Украина: история взаимоотношений. Москва. 1997.
3 Ярослав Грицак. «Нарис Історії України: Формування модерної української нації ХIX—XX ст.» Київ. 1996.
4 Портнова Тетяна. Любити і навчати: селянство в уявленнях української інтелігенції другої половини ХІХ століття. Дніпропетровськ. 2016.
5 Johannes Remy. Brothers or enemies. The Ukrainian national movement and Russia, from the 1840s to the 1870s. Toronto, 2016.
6 Алексей Миллер. Украинский вопрос в политике властей и русском общественном мнении (вторая половина 19 в.) СПб. 2000.
7 Кирило-мефодіївське товариство. Енциклопедія історії України. Том 4. Київ. 2007. С. 297-298.
8 Гребенкин А. Н. Право на образование в дореволюционной России: особенности реализации [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2011 г.). СПб.: Реноме, 2011. С. 21-23.
9 Университетский устав (26 июля 1835 года). Летопись Московского университета. http://letopis.msu.ru/documents/2123
10 Краткий биографический очерк Н. И. Костомарова. Киевская старина. Том 12. Май 1885. Киев. 1885. С. III-VII.
11 Гулак-Артемовський Петро Петрович. Енциклопедія історії України. Том 2. Київ. 2005. С. 248-249.
12 Біографія Петра Гулака-Артемовського. Бібліотека української літератури. https://www.ukrlib.com.ua/bio/author.php?id=53
13 Петро Гулак-Артемовський – Біографія. Українська література. Електронна бібілотека. https://ukrclassic.com.ua/katalog/gg/gulak-artemovskij-petro/182-gulak-artemovskij-petro-biografiya
14 Кониський Олександр. Енциклопедія історії України. Том 5. Київ. 2008. С. 25.
15 Пильчиков Дмитрий Павлович. / История Полтавы. http://histpol.pl.ua/ru/lichnosti/deyateli-kultury?id=2747
16 Ірина Петренко. Діяльність Єлизавети Милорадович (1832–1890) у контексті українського національного відродження. / Українознавчий альманах. Випуск 18. Київ. 2015. С. 201-205.; Ірина Петренко. Єлизавета Милорадович (1832-1890) в українському суспільно-політичному русі. Полтава. 2013.
17 Ірина Кузьмина. Політична діяльність Федора Штейнгеля (1906-1918). / Проблеми історії України: факти, судження пошуки. Вип. 21. Київ. 2012. С. 243-262.
18 Тишкевич Михайло. Енциклопедія історії України. Том 10. Київ. 2013. С. 91-92.
19 Грушевський Сергій Федорович. Енциклопедія історії України. Том 2. Київ. 2005. С. 236.
20 Холодний Петро Іванович. Енциклопедія історії України. Том 10. Київ. 2013. С. 408.
21 Євген Чикаленко. Енциклопедія історії України. Том 10. Київ. 2013. С. 550; Ірина Кузьмина. Політична діяльність Федора Штейнгеля (1906-1918). / Проблеми історії України: факти, судження пошуки. Вип. 21. Київ. 2012. С. 243-262.; Леонтович Володимир. Енциклопедія історії України. Том 6. Київ. 2009. С. 119
22 Корчак-Чепурківський Овксентій Васильович. Енциклопедія історії України. Том 5. Київ. 2008. С. 197-198.
23 Шраг Ілля Людвигович. Енциклопедія історії України. Том 10. Київ. 2013. С. 656.
24 Родились в дворянской семье одни из основателей Украинской партии социалистов-революционеров Ковалив Левко (Ковалів Левко Борисович. Енциклопедія історії України. Том 4. Київ. 2007. С. 384), Ковалевский Николай (Ковалевський Микола Миколайович. Енциклопедія історії України. Том 4. Київ. 2007. С. 379.). Внебрачным сыном банкира и помещика был Заливчий Андрей, отец оплатил ему учебу в гимназии и университете. (Заливчий Андрей Иванович. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%87%D0%B8%D0%B9,_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87)
25 Симиренки. Енциклопедія історії України. Том 9. Київ. 2012. С. 556-557.
26 Євген Чикаленко. Енциклопедія історії України. Том 10. Київ. 2013. С. 550.
27 Климентій К. Федевич, Климентій І. Федевич. За віру, царя і Кобзаря. Малоросійські монархісти і український національний рух (1905-1917 роки). Київ. Критика. 2017.
28 Климентій К. Федевич, Климентій І. Федевич. Op. cyt.
29 Клим Полищук. Доклад № 5. Об издании газеты на народном языке. «Високоповажніі отці Союзніі Старости, і шановні Ревнітелі!». / Второй съезд оо. союзных старост и ревнителей на Волыни в Почаеве с 6 по 8 октября 1910 года. Почаевский листок. 1910. № 40-41. С. 25-26.
30 Аркас Микола Миколайович. Енциклопедія історії України. Том 2. Київ. 2005. С. 120-121.
31 Кравченко А. В. Культурницька діяльність Житомирської «Просвіти» в перших десятиліттях ХХ століття. / С. 77-84. file:///C:/Users/%D0%90%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD/Downloads/Chasopys_2014_3_12%20(3).pdf
32 Кошель М. О. Подільськийперіод життя і діяльності архієпископа Парфенія (Памфила Левицького) (1904-1908 рр.) / Вісник Кам'янець-Подільського національного університету ім. Івана Огієнка. Кам'янець-Подільський. Історичні науки. Вип. 11. Кам’янець-Подільський. 2018. С. 164-172.
33 Микола Шудря. Співець козацького ордена. / Андріан Кащенко. Оповідання про славне Військо запорожьке низове. Дніпропетровськ. 1991. С. 482-490.
34 Шелуін Сергій Павлович. Енциклопедія історії України. Том 10. Київ. 2013. С. 626-627.; Шелуін Сергій Павлович. Вікіпедія. https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B5%D0%BB%D1%83%D1%85%D1%96%D0%BD_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D1%96%D0%B9_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
35 Кошель М. О. Подільськийперіод життя і діяльності архієпископа Парфенія (Памфила Левицького) (1904-1908 рр.) / Вісник Кам'янець-Подільського національного університету ім. Івана Огієнка. Кам'янець-Подільський. Історичні науки. Вип. 11. Кам’янець-Подільський. 2018. С. 164-172.
36 Галин Мартирій Андрійович. Вікіпедія. https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%80%D1%96%D0%B9_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D1%96%D0%B9%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
37 Косач Петро Антонович. Енциклопедія історії України. Том 5. Київ. 2008. С. 205.; Косачі. Енциклопедія історії України. Том 5. Київ. 2008. С. 206-207.
38Євген Нахлік. Життя Пантелеймона Кушіша. Том перший. Київ. 2007. C. 219-234.
39 Володимир Половець. Василь Михайлович Білозерський (до 190-х роковин від дня народження). / Сіверянський літопис. 2016. № 4. Чернігів. 2016. С. 196-202. ; Белозерский Василий Михайлович. Википедя. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
40 Микола Кащенко. Працелюб. (Спогади про рідного брата). / Андріан Кащенко. Оповідання про славне Військо запорожьке низове. Дніпропетровськ. 1991. С. 7-14.
41 Микола Шудря. Співець козацького ордена. / Андріан Кащенко. Оповідання про славне Військо запорожьке низове. Дніпропетровськ. 1991. С. 482-490.
42 Кащенко Андріян Феофанович. Вікіпедія. https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE_%D0%90%D0%B4%D1%80%D1%96%D0%B0%D0%BD_%D0%A4%D0%B5%D0%BE%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
43 Кащенко Николай Феофанович. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%BE%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
44 Дмитро Дорошенко. Мої спомини. Про давнє-минуле. Винипег. 1949. С. 118.
45 «І на Січі мудрий німець
Картопельку садить,
А ви її купуєте,
їсте на здоров'я
Та славите Запорожжя.
А чиєю кров'ю
Ота земля напоєна,
Що картопля родить —
Вам байдуже..»
(Тарас Шевченко. І мертвим, і живим, і ненарожденним землякам моїм в Украйні і не в Украйні моє дружнєє посланіє. 1845)
46 Елена Васильева, Юрий Пернатьев. 50 знаменитых бизнесменов XIX-начала XX в. Харьков. 2004. С. 464.
47 Тарас Шевченко. Розрита могила. 1843.
48 Климентій К. Федевич, Климентій І. Федевич. Оp. cyt..
49 Yasushi Nakamura. Long-term Monetary Statistics for Russia. Russian Research Center. The Institue of economic research. Hitotsubashi University. Kunitachi. Tokyo. RRC Working Paper Series No. 63. Tokyo. 2016. P.
50 Кооперация и общественная агрономия в Полтавской губернии. / Вестник кооперации. 1912. Книга 5. Петербург. 1912. С. 129.; Крот Л. Н. Роль земств в становлении и развитии кредитных учреждений в эпоху рыноных реформ (на материалах Полтавской, Харьковской, Черниговской губерний). / Вісник КрНУ імені Михайла Остроградського. Випуск 1/2013. Кременчуг. 2013 С. 166-171. ; Романюк Н. Й. Сількські підпримці і підприємництво: 1861-1914 рр. (За матеріалами Київської, Подільської і Волинської губерній). Житомир. 2012.
51 В. Садовский. Федерализм и централизм в кооперативном движении на Украине. / Украинская жизнь. Ежемесячный научно-литературный и общественно-политический журнал. 1913. № 4. Москва. 1913. С. 34-41. ; Криниченко М. Про краєві банки. / Наша кооперація. Український двохтижневий кооперативний журнал. 2013. № 1. Київ 25.01.1913. С. 3-7. ; Стасюк М. З приводу першого року діяльности Московського Народнього Банку. Наша кооперація. Український двохтижневий кооперативний журнал. 2013. № 1. Київ 25.01.1913. С. 8-9.; Стасюк М. З приводу відкриття в Одесі агентури Московського Союзу. Наша кооперація. Український двохтижневий кооперативний журнал. 2013. № 2. Київ 11.02.1913. С. 3-5. ; Лега С. Чи потрібний новий випуск акцій Московського Народнього Банку. / Наша кооперація. Український двохтижневий кооперативний журнал. 2013. № 3. Київ 26.02.1913. С. 5-6. ; Марко Луцкевич. Про єднання між ріжними кооперативами та спілками (З листа до реадкції).; Наша кооперація. Український двохтижневий кооперативний журнал. 2013. № 12-13. Київ 10.07.1913. С. 6-8. ; В. С. Після 2-го Всеросійського кооперативного з’їзду у Київі./ Наша кооперація. Український двохтижневий кооперативний журнал. 2013. № 31. Київ 10.08.1913. С. 6-7.
52 Протокол Очередного Собрания Уполмоченных Киевского Союза Учреждений Мелкого Кредита, состоявшегося в г. Киеве в Киевской конторе Государственного банка 4-6 мая 1913 года. / «Муравейник» («Комашня»). Еженедельный кооперативный журнал .издаваемый Киевским союзом учреждений мелкого кредита на русском и малорусском языках. 1913. № 19. 16.05.1913. С. 7-12.
53 Аркас Микола Миколайович. Енциклопедія історії України. Том 1. Київ. 2005. С. 120-121.
54 Тишкевич Михайло. Енциклопедія історії України. Том 10. Київ. 2013. С. 91-92.
55 Ірина Кузьмина. Op. cyt.
56 Монтрезор Адам Йосипович. Вікіпедія. https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D1%80_%D0%90%D0%B4%D0%B0%D0%BC_%D0%99%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84
57 Антонович Володимир Боніфатійович. Том 1. Київ. 2005. С. 105-106.
58 Шраг Ілля Людвигович. Енциклопедія історії України. Том 10. Київ. 2013. С. 656.
59 Репніна Варава Миколаївна. Енциклопедія історії України. Том 9. Київ. 2012. С. 191.
60 Климентій К. Федевич, Климентій І. Федевич. Оp. cyt..
61 Мацієвич Левко Макарович. Енциклопедія історії України. Том 6. Київ. 2009. С. 563.
62 Мациевич Лев Макарович (1877-1910). Авиару.рф http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatory/letchiki/rossijskaya-imperiya-2/matsievich-lev-makarovich/
63 Эту тему сейчас исследует историк из Днепра Егор Врадий. Он представил предварительные результаты на воркшопе Prisma Ukra?na в Берлине в декабре 2019 г.
Питання: а й справді, для чого цій малоруській імперській еліті український націоналізм? невже вся справа в матеріальному інтересові?
ОтветитьУдалитьВідповідь: крім екзестенціалу "мати" (иметь), є ще й екзистенціал "бути".
Хоча б "бути" чимось важливішим, за Петербург і Москву.
УдалитьOleksandr Bondarenko написав
ОтветитьУдалитьЦіль статті проста як двері: розірвати зв'язок між "корінням" народу та його "квітом".
Московія перейняла цей прийом у монголів - так званий "міф про монголів-визволителів".
Після приходу до чужої землі завойовник звинувачує місцеву еліту в "барижництві", встановлює демпінгові ставки оподаткування, переманює на свій бік т.зв. "нарід", після чого його руками починає боротьбу з "баригами", "проклятими фабрикантами", "панами кровопивцями" і т.п., після завершення якої установлює справедливу "владу рад", "малоросійської колегії", "московсього воєводи" (підкреслити необхідне).
Коротше кажучи, автор цієї цидулки удостоївся би титулу "ворог вітчизни" у Римській імперії і був би знищений самим вишуканим способом.