Двадцать первый век начался с событий 11 сентября. Сейчас он продолжается эпидемией коронавируса. У обеих событий одна и та же отталкивающая физиономия. смерти. Со смертью приходится бороться – и с коронавирусом, и с мутирующим вирусом исламского терроризма.
Но не обречена ли такая борьба сама по себе на неудачу – если мы при этом не ищем и не находим основополагающие смыслы? Борясь со смертью, думаем ли мы о жизни, о том, что с ней (давно же) случилось, о том, какой она может и должна быть?
Оба события выявляют одно и то же: тотальное обесценивание человеческой жизни, удешевление, инфляцию.
Перефразирую старый анекдот. Ночью стучат в дверь, и спрашивают выглянувшего хозяина: Здесь живёт Рабинович? – Нет, Рабинович здесь не живёт. Разве это жизнь? Вот сосед не четвёртом этаже – тот действительно живёт! Поднимаются на четвёртый этаж. Долго стучат. Никто не открывает. Вышедшие на шум соседи объясняют: он здесь больше не живёт! Его вчера ночью забрали!
Итак, никто не живёт. Люди формально (ещё) живы, но не живут. Впрочем, они ещё и не умерли. Но признаков не только духовной, но и элементарной душевной жизни, не наблюдается – одна работающая на автомате психофизиология.
Когда философы и психологи в относительно спокойные (вегетарианские) времена говорят об этом – кто же их принимает всерьёз?
Не говоря уже о том, что мёртвые не слышат живых, мёртвые теснят живых.
Сто лет назад об этом писал Александр Блок:
«Но надо, надо в общество втираться,
Скрывая для карьеры лязг костей...
Живые спят. Мертвец встает из гроба,
И в банк идет, и в суд идет, в сенат... (в Думу, в Раду…)
Скрипят перья, принимаются законы, живые, чтобы выжить, вынуждены тоже притворяться полумёртвыми. Что-то – в самой социальной системе управления – производства – потребления, превращающей человека в товар и включающий его в число факторов, которые подвержены инфляции – неладно.
А все попытки гражданского сопротивления - почему-то лишь ухудшают ситуацию.
Увлечённые политикой, мы о духовном сопротивлении забыли! Жизнь сопротивляется смерти не только физически, но и духовно. Дух – тот же иммунитет, только на другом уровне. И человек сопротивляется господствующей вокруг духовной расслабленности, он борется и с самим собой, и с господствующим «духом времени сего» во имя жизни, во имя переживания возможной и невозможной полноты бытия.
В тысячах статей и диссертаций всячески муссируется слово "духовность", затрепанное до невозможности. Но ведь отсутствие духа в человеке – это и есть болезнь! Позволь ей прогрессировать – и ты окажешься как раз в этом странном (нулевом, пороговом) состоянии, когда ты ни жив, ни мёртв. Именно в этом состоянии находятся не только террористы, но и бессовестные политики, бизнесмены, врачи, юристы (список можно продолжать до бесконечности), готовые ради денег пойти на всё.
Не ясно ли, что события со знаком смерти – должны принудить нас думать о жизни, о правильной жизни, в которой на первом месте стоит забота о душевном и духовном здоровье?
То, что социум давно болен – мы знаем. "Но причем здесь мы, я лично?" – об этом думать не хочется. Как будто бы болезнь общества – не моя болезнь.
Но не обречена ли такая борьба сама по себе на неудачу – если мы при этом не ищем и не находим основополагающие смыслы? Борясь со смертью, думаем ли мы о жизни, о том, что с ней (давно же) случилось, о том, какой она может и должна быть?
Оба события выявляют одно и то же: тотальное обесценивание человеческой жизни, удешевление, инфляцию.
Перефразирую старый анекдот. Ночью стучат в дверь, и спрашивают выглянувшего хозяина: Здесь живёт Рабинович? – Нет, Рабинович здесь не живёт. Разве это жизнь? Вот сосед не четвёртом этаже – тот действительно живёт! Поднимаются на четвёртый этаж. Долго стучат. Никто не открывает. Вышедшие на шум соседи объясняют: он здесь больше не живёт! Его вчера ночью забрали!
Итак, никто не живёт. Люди формально (ещё) живы, но не живут. Впрочем, они ещё и не умерли. Но признаков не только духовной, но и элементарной душевной жизни, не наблюдается – одна работающая на автомате психофизиология.
Когда философы и психологи в относительно спокойные (вегетарианские) времена говорят об этом – кто же их принимает всерьёз?
Не говоря уже о том, что мёртвые не слышат живых, мёртвые теснят живых.
Сто лет назад об этом писал Александр Блок:
«Но надо, надо в общество втираться,
Скрывая для карьеры лязг костей...
Живые спят. Мертвец встает из гроба,
И в банк идет, и в суд идет, в сенат... (в Думу, в Раду…)
Скрипят перья, принимаются законы, живые, чтобы выжить, вынуждены тоже притворяться полумёртвыми. Что-то – в самой социальной системе управления – производства – потребления, превращающей человека в товар и включающий его в число факторов, которые подвержены инфляции – неладно.
А все попытки гражданского сопротивления - почему-то лишь ухудшают ситуацию.
Увлечённые политикой, мы о духовном сопротивлении забыли! Жизнь сопротивляется смерти не только физически, но и духовно. Дух – тот же иммунитет, только на другом уровне. И человек сопротивляется господствующей вокруг духовной расслабленности, он борется и с самим собой, и с господствующим «духом времени сего» во имя жизни, во имя переживания возможной и невозможной полноты бытия.
В тысячах статей и диссертаций всячески муссируется слово "духовность", затрепанное до невозможности. Но ведь отсутствие духа в человеке – это и есть болезнь! Позволь ей прогрессировать – и ты окажешься как раз в этом странном (нулевом, пороговом) состоянии, когда ты ни жив, ни мёртв. Именно в этом состоянии находятся не только террористы, но и бессовестные политики, бизнесмены, врачи, юристы (список можно продолжать до бесконечности), готовые ради денег пойти на всё.
Не ясно ли, что события со знаком смерти – должны принудить нас думать о жизни, о правильной жизни, в которой на первом месте стоит забота о душевном и духовном здоровье?
То, что социум давно болен – мы знаем. "Но причем здесь мы, я лично?" – об этом думать не хочется. Как будто бы болезнь общества – не моя болезнь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий