"Черкесы благородно представляют на Кавказе тот рыцарский и воинственный дух, который пролил столько блеска на народы средних веков. Храбрость, ум, красота: природа дала им благородное достоинство, которое никогда не опровергалось и которое у них сочеталось с чувствами наиболее рыцарскими и с горячей любовью национальной свободы" [А. Оммер де Гелль "Путешествие по прикаспийским степям и югу России"].
"Это черкесское дворянство, род рыцарей, которые поддерживают между собой и в отношении подданных настоящую феодальную систему, подобную той, которую немецкое рыцарство ввело раньше в Пруссию и Лифляндию" [П. С. Паллас. «Заметки о путешествии в южные наместничества Российской империи в 1793 и 1794 гг.». Т. 1. Лейпциг, 1799].
«Нынешнее состояние Черкесии вызывает у нас в памяти представление о цивилизации времен первых королей в Германии и Франции. Это образец феодальной, рыцарской, средневековой аристократии» [Монперэ Ф.Д. де. Путешествие по Кавказу, к черкесам и абхазцам, в Колхидию, Грузию, Армению и в Крым. // АБКИЕА. С. 437].
"Мы замечаем в манерах этих вождей признаки, столь свойственные предписаниям рыцарского кодекса чести, — настолько, что Паллас не поколебался утверждать, что кабардинцы по своему происхождению были колонией тевтонских рыцарей" [Дж. А. Лонгворт. "Год среди Черкесов". часть lll].
«В их обычаях так много рыцарского и прекрасного, что это трудно себе представить. О рыцарском духе, воодушевляющем их, я уже имел возможность говорить, а также о том, как он напоминает то время, когда у нас в Европе, а больше всего на юге Франции, царили храбрость и мужество; что касается состояния музыки у черкесов, то оно в еще большей степени позволяет сделать подобное сравнение» [Кох К. Путешествие по России и в кавказские земли // АБКИЕА. С.604].
«Черкесские мамлюки принесли в Египет феодализм германского типа» [Эверс Г. Предварительные критические исследования для российской истории / Пер. с нем. М., 1825. Кн. 1. С. 81].
"Нравы Кабардинцев чисто рыцарские. Рыцарство составляет предмет славы каждого; роскошь не вкралась между народом. Золото и серебро ставит он ни во что; напротив того, всякие доспехи и оружие считает драгоценностью... Изучая этот народ, мы найдем в нем много удивительного и достойного; тут прежде шла борьба демократизма и феодализма, были характеры истинно рыцарские, герои исполнены доблести, чести, ума и высокого красноречия, воспитание и презрение всех слабостей тела и духа, к которым сама природа расположила здешних людей, выше Спартанской суровости, дали им условные идеи, предрассудки, обычаи, законы" [Руководство к познанию Кавказа. Михаила Селезнева. Книжка вторая. Санктпетербург, 1847].
"Князь или дворянин Черкесский, то есть всякой свободный, владеющий лошадью, всегда имеет при себе саблю, пистолеты и редко выходит без оружия и колчана: с мечем при бедре, в шишаке и латах, покрывающих голову и грудь, Черкес представляет живой образ рыцаря X или XI века" [О нынешнем состоянии земель Кавказских // Вестник Европы, Часть 150. № 18. 1826].
"Мы, русские, застали черкесские племена в тот же период гражданского развития, в каком находилась ... средневековая Европа. Пши в своих замках напоминали прирейнских рыцарей - хищников, располагавших воинами, крестьянами, феодами" [В. Немирович-Данченко, "Рыцари гор"].
Читая эти и подобные им строки с особой остротой осознаешь всю степень утраты последними поколениями черкесов своих ментальных особенностей, некогда присущих нации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий