Польская шляхта, особенно во времена шляхетской республики, не считала польских крестьян принадлежащими к той же нации, что и она сама. Крестьяне ведь стали рабами, покорились чужой воле, из страха, под натиском чужой силы, а для шляхты такое поведение было неприемлемым. Поэтому сильные духом шляхтичи считали себя не некими исконными славянами, но потомками древних сарматов, вольных воинов.
То же самое было и у казаков: свободолюбивая, гордая и отважная гетманская старшина не считала малодушных крестьян принадлежащими к той же нации, что и она сама.
То же самое наблюдалось в варно-кастовом индийском обществе: сильные духом кшатрийские кланы были одной нацией, а наёмные работяги были другой нацией, невзирая на общность языка, религии и кулинарных традиций.
То же самое наблюдалось и у воров в законе, объединённых в «блатное племя». Они не считали фраеров своими соплеменниками, и потому обворовать фраера, лоха, считалось среди воров делом нормальным, даже почётным: удалец взял трофеи у чужака-иноплеменника.
Похожее было и у русских дворян, которые в один прекрасный день вообще перешли с русского на французский язык, ещё сильнее отмежевав себя от порабощённых холопов. Правда тут с оговоркой: эти дворяне в определённый период времени именовали себя холопами царя, так что в них не было полностью изжито холопское.
Во всех этих случаях прослеживается одно явление: сильные духом свободолюбивые, смелые люди, способные побеждать страх и рисковать, объединялись между собой… и не считали своими соплеменниками людей трусливых, не склонных к свободе, неспособных на убийство, несмотря на то что те родились с ними в одной стране и говорили на том же языке. И если по отношению к учёным мужам и священнослужителям делалось исключение, им многое прощалось за грамотность и религиозность, то к подневольному люду относились как «подлым сословиям».
Будучи далёким от восхваления угнетателей, я признаю факт стремления сильных духом, свободолюбивых, гордых и отважных к обособленности от негордых, малодушных и боязливых. Немецкий рыцарь и английский рыцарь по сути были большей роднёй друг другу, нежели немецкий рыцарь и немецкий же холоп.
Комментариев нет:
Отправить комментарий