Поиск по сайту / Site search

06.02.2019

Галина Иванкина: Ностальгия по будущему…

На днях довелось увидеть очередную порцию рисунков на тему СССР-2061. Сто лет со дня первого полёта в космос. На мой взгляд, это некий альтернативный мир, где не было Перестройки, а, если честно, там не было даже наших 1970-х и советский мир продолжил развитие, заданное космическим десятилетием. В показанном мире невозможна эпоха Застоя — с предложенной на рисунках реальностью не монтируются сюжеты «Служебного романа» или даже «Москва слезам не верит». Фильмы замечательные, но в них — ни слова о некоем Общем Деле, а всё больше о построении личного персонального счастья в пределах отдельно взятой квартиры. Фоном идёт доставание сапог, сплетни, адюльтеры, дача, отдых в Сочи, ‘Boney M’ в наушниках — нормальная жизнь в духе времени. Это ни в коем случае не плохо!

Просто 1970-е — это иной виток в жизни общества, люди во всём мире сремились к личному благосостоянию, а в СССР это выразилось в планомерном доставании гарнитуров-стенок, хрусталя, ковров, джинсов и буржуйских трубочек для пития коктейля. Можно ли было пойти против Zeigeist-a и продолжать гнуть свою романтическую-космическую линию? Не уверена. Как говорится, все побежали и я побежал…

Поэтому это мир, где не было Застоя, Перестройки и особенно — 1990-х, а СССР сохранился в своей первозданной чистоте. Мир сугубо альтернативный, даже немного чужой, как другая планета. Всё Будущее, созданное А. и Б. Натановичами Стругацкими — тоже альтернативно. Мы прошли эту развилку, вернее, не только мы, а всё прогрессивное (и не очень прогрессивное) человечество. Последние лет 10 модно строить концепции относительно мира, откуда к нам снизошла Алиса Игоревна Селезнёва (В принципе, увидев вышеуказанный рисунок, первая мысль была именно о ней, хотя, чисто внешне общего мало). Доводилось читать, что мир Алисы — это Земля после разрушительной мировой войны, где даже дети научились прыгать через заборы и реагировать с быстротой животных-хищников. Очень может быть, но по любому это мир из параллельной реальности и Алиса это поняла — с чего бы вдруг она, сидя у окна больницы, говорит что-то такое: «Совсем, как у нас». Вот Вы бы попали в 1912 год — Вам бы пришло в голову сказать именно так? Это же Ваш мир, только 100 лет назад. А вот, если бы это оказался мир принципиально другой — изначально — Вам было бы странно, что и там есть облака. И красавица Полина, по-моему залетела не туда — прошлась в огненном наряде стиля ‘disco’ (вещь сугубо с подиума ОДМО, но в этом не ходили по улицам). Посмотрите, как удивительно и чуждо смотрится она в декорациях Москвы-84.

А она летит так, как будто всё нормально. Вот Вы в детстве, скорее всего, подумали, что это — платье из Будущего? Особенно мальчики, которые не смотрят журналы мод, особливо таллиннский ‘Siluett’, где такие наряды появлялись довольно часто, но в виде изюминок, а не в качестве обыденных шмоток для улицы. С какой стати Институт Времени будет совершать такие глупые ошибки и засылать свою наблюдательницу в платье, которое не слишком монтируется со средой? Неужели это был сбой программы и люди Будущего попадали в предперестроечную Москву случайно…? Возможно, что в их реальности именно в таких платьях бегали по улицам тонкие девушки 1984 года? Вспомните встречу троих агентов Интститута Времени — один из них спасал античные тексты, другой общался с Вольтером. (Девушка-кроманьонец не в счёт). Получается, что в той реальности люди управляют прошлым и, возможно, в их истории не было многих событий, привычных нашему миру. Даже если Институт Времени не вторгается в крупные мероприятия, вроде Столетней Войны, всё равно, изменения в культурной, научной жизни — новые книги, картины, открытия — значительно меняют лицо мира. Спасённая книга может сделать иной раз больше, чем отправка мамы Гитлера в монастырь кармелиток…

Тогда возникает вопрос, связанный с предсказаниями Алисы. Кому она предсказывает яркую и полную событий жизнь? Обманывает? Программирует на лучшее? Так бывает. Вон будущей маркизе де Помпадур гадалка напророчила, что её, девочку из буржуазной среды, полюбит король, так милочка Жанна всю жизнь положила «…в борьбе за это». Или Кристиану Диору нагадали, что деньги ему принесут женщины, так его буквально тащило по жизни в сторону бабьих платьев. А ничего же не предвещало! Так что, получается, программировала? Или просто взяла и показала этим шестиклассникам путь их двойников из параллельного мира? Помните, в сериале «Скользящие» у каждого человека из нашей реальности были аналоги в параллельных мирах? Кстати, ощущение, что мир Электроника и Сыроежкина — это и есть мир Алисы в прошлом. Это мир победивших шестидесятников. Мир стерильный и лаконичный, но не помешанный на сугубом рацио. Это мир добрый и отзывчивый. Разумеется, мир советский (мир света) и противопоставленный отмирающему буржуазному Западу — там всегда ночь и сломаны часы, которые чинит именно Электроник. У ранних Стругацких есть вещи о биполярном мире, где капиталистический мир ещё барахтается, но уже на последнем вздохе.

А, может быть, вся эта возня с космическими пиратами, с миелофоном, с Алисой — это часть некоей операции Института Времени, чтобы навести порядок ещё и в параллельном СССР, где вот-вот начнётся Перестройка, вакханалия, Маленькая Вера и прочая сникерсятина??? Они специально обратили на себя внимание Фимы, привели любопытных детей в подвал, куда заблаговременно установили Машину Времени. С какой стати этот зал перемещений вдруг базирует в доме, который вот-вот окончательно сметут с лица Земли? Стало быть, это было сделано на время? Точнее, на время операции? Космические пираты — хорошая проверка на вшивость — как детей, так и взрослых. Помните, благообразного товарища, который даже предложил пиратам донести скрученного Колю в нужное место? Но что-то не сложилось, видимо. Но Прекрасное Далёко всё равно пробивается — в этих рисунках. Человек, как мне кажется, не может существовать без Светлого Будущего, причём оно не может быть связано с чисто материальными мечтами. Неудивительно, что депрессия — это бич самых богатых и устроеных кап.стран. Сейчас популярна и востребована ностальгия по СССР. И эта ностальгия не по месткому и парткому, а по ощущению пространства и Будущего, которое ощущается в советском творчестве и в кинофильме про Алису.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти