Только что мой лирический герой Д.Л.Быков напомнил, что научным руководителем Б.Н. Стругацкий был знаменитый "небесный интеллигент" Н.А.Козырев, и что идея повести А. и Б. Стругацких "Попытка к бегству" ("Возлюби дальнего", 1962) - это как раз иллюстрация козыревской идеи о возможности путешествия индивидуального человека* во времени.
Совместив это с концепциями современника Козырева Р.Л.Бартини, я бы сказал, что бывший красный командир Савел Петрович Репнин (явно отражение Александра Ароновича Печерского) из нашей реальности с её концлагерями** попадает не в будущее Земли, но в мир альтернативной Земли - Послеполуденный Мир 23 столетия***, где вдруг (уже) победила гуманно-коммунистическая утопия, а потом возвращается в нашу реальность, т.е. становится истинным Квизацем Хадерехом - Сокращающим Стези...
_____
* Например, с помощью концентрации биоэнергетического поля человека (гипотеза о поле А.Д.Дуброва)
** Первоначально побег должен был быть из советского лагеря, например, не восставшего Собибора, но восставшего Норильлага. Тогда бы он вернулся в Норильск лета 1953 года и завалил эмгебэшника (только с иной финальной репликой повести: пройти войну в СМЕРШ и погибнуть от грязного лагерника).
*** События в повести происходят 22 апреля (день рождения И.А.Ефремова) 2250 года - строго говоря, на 5 день Песах - 20 нисана 6010 года, т.е. десять с половиной лет спустя после Конца Света, т.е. в уже Преображённом Мире, после Цимцум Гимель - Искупительной Трансформации Вселенной.
----------
Сюжет:
Двое молодых людей, звездолётчик Антон и структуральный лингвист Вадим, собираются лететь в отпуск на космический курорт — планету Пандора. В последний момент к ним присоединяется странно ведущий себя человек по имени Саул (Савел Петрович Репнин), представившийся историком по XX веку и предложивший изменить маршрут, чтобы высадиться на любой неисследованной планете. На найденной планете, названной в честь пассажира Саула, герои обнаруживают цивилизацию, находящуюся на низком, феодальном уровне развития.
Фактически они находят концентрационный лагерь с заключёнными, сосланными сюда за различные преступления и находящимися на грани выживания в суровых природных условиях. Заключённые под контролем охранников на полигоне пытаются жестоким опытным путём и даже ценой своей гибели научиться управлять техникой, оставленной на планете негуманоидной сверхцивилизацией Странников. Язык, на котором говорят жители Саулы, все их имена, названия и интонации, а также окончания и союзы - псевдо- (или квази-) японские. Спонтанные и гуманистические попытки героев помочь заключённым, договориться с охранниками и воздействовать на ситуацию в целом терпят крах.
Герои возвращаются на Землю с намерением передать информацию об открытой цивилизации Комиссии по Контактам. При этом Саул неожиданным образом исчезает, причём выясняется, что он не современник своих молодых друзей, а «дезертир» из прошлого, заключённый, бывший бронетанковый командир Красной армии, бежавший для спасения своей жизни в будущее из фашистского концентрационного лагеря, но впоследствии устыдившийся своей «попытки к бегству» и решивший вернуться в своё время «доделывать своё дело».
Совместив это с концепциями современника Козырева Р.Л.Бартини, я бы сказал, что бывший красный командир Савел Петрович Репнин (явно отражение Александра Ароновича Печерского) из нашей реальности с её концлагерями** попадает не в будущее Земли, но в мир альтернативной Земли - Послеполуденный Мир 23 столетия***, где вдруг (уже) победила гуманно-коммунистическая утопия, а потом возвращается в нашу реальность, т.е. становится истинным Квизацем Хадерехом - Сокращающим Стези...
_____
* Например, с помощью концентрации биоэнергетического поля человека (гипотеза о поле А.Д.Дуброва)
** Первоначально побег должен был быть из советского лагеря, например, не восставшего Собибора, но восставшего Норильлага. Тогда бы он вернулся в Норильск лета 1953 года и завалил эмгебэшника (только с иной финальной репликой повести: пройти войну в СМЕРШ и погибнуть от грязного лагерника).
*** События в повести происходят 22 апреля (день рождения И.А.Ефремова) 2250 года - строго говоря, на 5 день Песах - 20 нисана 6010 года, т.е. десять с половиной лет спустя после Конца Света, т.е. в уже Преображённом Мире, после Цимцум Гимель - Искупительной Трансформации Вселенной.
----------
Сюжет:
Двое молодых людей, звездолётчик Антон и структуральный лингвист Вадим, собираются лететь в отпуск на космический курорт — планету Пандора. В последний момент к ним присоединяется странно ведущий себя человек по имени Саул (Савел Петрович Репнин), представившийся историком по XX веку и предложивший изменить маршрут, чтобы высадиться на любой неисследованной планете. На найденной планете, названной в честь пассажира Саула, герои обнаруживают цивилизацию, находящуюся на низком, феодальном уровне развития.
Фактически они находят концентрационный лагерь с заключёнными, сосланными сюда за различные преступления и находящимися на грани выживания в суровых природных условиях. Заключённые под контролем охранников на полигоне пытаются жестоким опытным путём и даже ценой своей гибели научиться управлять техникой, оставленной на планете негуманоидной сверхцивилизацией Странников. Язык, на котором говорят жители Саулы, все их имена, названия и интонации, а также окончания и союзы - псевдо- (или квази-) японские. Спонтанные и гуманистические попытки героев помочь заключённым, договориться с охранниками и воздействовать на ситуацию в целом терпят крах.
Герои возвращаются на Землю с намерением передать информацию об открытой цивилизации Комиссии по Контактам. При этом Саул неожиданным образом исчезает, причём выясняется, что он не современник своих молодых друзей, а «дезертир» из прошлого, заключённый, бывший бронетанковый командир Красной армии, бежавший для спасения своей жизни в будущее из фашистского концентрационного лагеря, но впоследствии устыдившийся своей «попытки к бегству» и решивший вернуться в своё время «доделывать своё дело».
Комментариев нет:
Отправить комментарий