... Построить разумное государство - это значит сочетать свободу проявления данных сил отдельных людей и групп с необходимостью направлять целое к задачам, НЕАКТУАЛЬНЫМ индивидуальному интересу, стоящим выше и делающим историю.
... Все то, что непосредственно ОТНОСИТСЯ к государству, как целому, как форме ... должно быть для отдельного лица ИЛИ ОТДЕЛЬНОЙ группы неприкосновенно и должно без(условно ими) приниматься как условие индивидуального существования, как собственно политика. Напротив, все то, что составляет содержание жизни отдельной ЛИЧНОСТИ и дает интерес и побуждение ... это ДОЛЖНО не просто попускатся государством как нечто не запрещенное, но, напротив, должно уважаться и оберегаться. Государство должно быть столь же монолитным целым (в своем) основном строении, как и многообразно, богато полнотою различных интересов, различных подходов к жизни со стороны различных лиц и групп. Только этим богатством индивидуальных, групповых, массовых проявлений живо государство. Мудрость государственного управления - не в истриблении тех или других данностей и даже не в подавлении их, а в умелом направлении, так чтобы своеобразия (с.96) и противоречия давали в целом государственной жизни (нужный) эффект...
... Капитализм, явление ведущее в конечном счете к смерти, но талантливые капиталисты - естественное богатство страны, которое могло бы быть использовано в нужную сторону, если бы их энергией привести в действие силы, для которых у большинства других людей нет СООТВЕТСТВЕННЫХ способностей.
Из НЕОПРАВДАНОГО смешения задач государства, как формы, и ЗАДАЧ государства, как содержания, вытекает ... и представительство. Задача государства состоит не в том, чтобы возвестить формальное равенство всех его граждан, а в том, чтобы поставить каждого ГРАЖДАНИНА в подходящие условия, при которых он сумеет ПОКАЗАТЬ, на что он способен...
... Политическая СВОБОДА масс в государствах с представительным правлением есть обман и самообман масс, но самообман ОПАСНЫЙ, отвлекающий в сторону от полезной деятельности и вовлекающий в политиканство. Должно быть твердо сказано, что политика есть специальность, столь же недоступная массам, как медицина или математика, и поэтому столь же опасная в руках невежд, как яд или взрывчастое вещество. Отсюда следует и соответственный вывод о представительстве: как демократический принцип оно вредно, и не ДАВАЯ удовлетворения никому в частности, вместе с тем расслабляет целое...
... Но, отрицая демо(кратическое) представительство, правительство дол(жно быть) чутко к голосу тех лиц или групп, КОТОРЫЕ действительно могут сказать нечто полезное правительству, специалистов тех или других (отраслей), той или другой научной дисциплины, того или другого района, того или другого психологического СКЛАДА. Уметь выслушивать всех, достойных быть (выслушанными), но поступать ответственно по собственному решению и нести на себе образ государственной ответственности за это решение - такова задача правительства перед государством... (с.97).
... В настоящий исторический момент, ЕСЛИ брать массу, - цельные личности, - отсутствуют не потому, что стали хуже, а потому, что воля парализована внутренними противоречиями культурной среды. Не личность слаба, но нет сильных, незадерживающих друг друга, мотивов деятельности.
Никакие парламенты, учредительные собрания, совещания и прочая многоголосица не смогут вывести человечество из тупиков и болот, потому что тут речь идет не о выяснении того, что уже есть, а о прозрении в то, чего ещё нет. Требуется лицо, обладающее интуицией будущей культуры, лицо пророческого (склада). Это лицо, на основании своей интуиции, ПУСТЬ и смутной, должно ковать общество. Ему нет НЕОБХОДИМОСТИ БЫТЬ ни гениально умным, ни нравственно ВОЗВЫШАТЬСЯ над всеми, но необходимой ... гениальная воля, - воля, которая стихийно, МОЖЕТ БЫТЬ даже не понимая всего, что она делает, стремится к цели, еще не обозначившейся в истории.
Как сурогат такого лица, как переходная ступень истории появляются деятели вроде Муссолини, Гитлера и др. Исторически ПОЯВЛЕНИЕ их целесообразно, поскольку отучает массы от ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО образа мышления, от партийных, парламентских и ПОДОБНЫХ предрассудков, поскольку дает намек, как много может сделать воля. Но подлинного творчества в этих лицах все же нет, и надо думать, они - лишь первые попытки человечества породить героя. Будущий строй нашей страны ждет того, кто, обладая интуицией и волей, не побоялся бы открыто порвать с путами представительства, партийности, избирательных прав и прочего и отдался бы влекущей его цели. Все права на власть ..., избирательные, (по назначению) - старая ветошь, которой место в крематории. На созидание нового строя, долженствующего открыть новый период истории и соответствующую ему новую культуру, есть одно право - сила гения, сила творить этот строй. Право это, одно только не человеческого происхождения, и потому заслуживает название божественного. И как бы ни назывался подобный творец культуры - диктатором, правителем, императором или как-нибудь иначе, мы будем считать его истинным самодержцем и подчинятся ему не из страха, а в силу трепетного сознания, что пред нами чудо и живое явление творческой мощи человечества.
В основу государственного строя должно быть положено самое решительное отделение государственной политики, как определенной формы глсударства в целом, от конкретного(проявления) отдельных сторон и областей (жизни), составляющих содержание ОБЩЕСТВА...
... всякий район ДОЛЖЕН творить свои ценности, нужные всему государству. И нивелировать эти возможности значит лишать великое государство смысла его существования... (с.98)
... Весь аппарат управления как общегосударственного, так и частного ФОРМИРУЕТСЯ сверху вниз, а не снизу вверх. Таким образом это есть назначение должностных лиц, а отнюдь не их выборы...
... Дети ... должны как можно дольше оставаться детьми. В школе на первом месте должно быть поставлено воспитание. Привычка к аккуратности, к точности, к исполнительности, физическая ловкость ... во всех действиях, взаимное уважение, вежливость, уважение к высказываниям и чувствам товарища, привычка не рассуждать о том, чего не знаешь, критическое сознание границ своих знаний, половая чистоплотность на деле, не на слове, выполнение своего долга, преданность государству, интерес к порученному делу, наблюдательность, вкус к конкретному, любовь к (с.100) природе, привязанность к своей семье, к (школе), к товарищам, отвращение к хищническому пользованию природными богатствами, и т.д. - таковы элементы, внедрением которых надлежит заботиться первым делом. Образование должно строиться на принципе "не многое, а много". Учащиеся должны овладеть методом, точностью мысли, вкусом и доведением знания до конца, разборчивостью вкуса. Им необходимо хорошо усвоить некоторые лучшие образцы литературы ..., получить представление, что есть великое искусство - в музыке, в живописи, в архитектуре..., стихия классического мироощущения ... должна стать доступной...
... Высшие учебные заведения тоже следует распределить по возможности по всей стране. Это повысит общий культурный уровень страны,... (с101).
... Единица общества есть семья, а не индивид... (с.106).
...Разговор об интервенции может быть полезен также и внутри страны, как в целях агитационных, так и в профилактических, поскольку слухом об участии Германии в оккупации нашей страны можно было бы в значительной мере подавить попытки к ... выступлениям.
1933.III.16.
("Литературная учёба", 1991, № 3, май-июнь, с. 96-111)
... Все то, что непосредственно ОТНОСИТСЯ к государству, как целому, как форме ... должно быть для отдельного лица ИЛИ ОТДЕЛЬНОЙ группы неприкосновенно и должно без(условно ими) приниматься как условие индивидуального существования, как собственно политика. Напротив, все то, что составляет содержание жизни отдельной ЛИЧНОСТИ и дает интерес и побуждение ... это ДОЛЖНО не просто попускатся государством как нечто не запрещенное, но, напротив, должно уважаться и оберегаться. Государство должно быть столь же монолитным целым (в своем) основном строении, как и многообразно, богато полнотою различных интересов, различных подходов к жизни со стороны различных лиц и групп. Только этим богатством индивидуальных, групповых, массовых проявлений живо государство. Мудрость государственного управления - не в истриблении тех или других данностей и даже не в подавлении их, а в умелом направлении, так чтобы своеобразия (с.96) и противоречия давали в целом государственной жизни (нужный) эффект...
... Капитализм, явление ведущее в конечном счете к смерти, но талантливые капиталисты - естественное богатство страны, которое могло бы быть использовано в нужную сторону, если бы их энергией привести в действие силы, для которых у большинства других людей нет СООТВЕТСТВЕННЫХ способностей.
Из НЕОПРАВДАНОГО смешения задач государства, как формы, и ЗАДАЧ государства, как содержания, вытекает ... и представительство. Задача государства состоит не в том, чтобы возвестить формальное равенство всех его граждан, а в том, чтобы поставить каждого ГРАЖДАНИНА в подходящие условия, при которых он сумеет ПОКАЗАТЬ, на что он способен...
... Политическая СВОБОДА масс в государствах с представительным правлением есть обман и самообман масс, но самообман ОПАСНЫЙ, отвлекающий в сторону от полезной деятельности и вовлекающий в политиканство. Должно быть твердо сказано, что политика есть специальность, столь же недоступная массам, как медицина или математика, и поэтому столь же опасная в руках невежд, как яд или взрывчастое вещество. Отсюда следует и соответственный вывод о представительстве: как демократический принцип оно вредно, и не ДАВАЯ удовлетворения никому в частности, вместе с тем расслабляет целое...
... Но, отрицая демо(кратическое) представительство, правительство дол(жно быть) чутко к голосу тех лиц или групп, КОТОРЫЕ действительно могут сказать нечто полезное правительству, специалистов тех или других (отраслей), той или другой научной дисциплины, того или другого района, того или другого психологического СКЛАДА. Уметь выслушивать всех, достойных быть (выслушанными), но поступать ответственно по собственному решению и нести на себе образ государственной ответственности за это решение - такова задача правительства перед государством... (с.97).
... В настоящий исторический момент, ЕСЛИ брать массу, - цельные личности, - отсутствуют не потому, что стали хуже, а потому, что воля парализована внутренними противоречиями культурной среды. Не личность слаба, но нет сильных, незадерживающих друг друга, мотивов деятельности.
Никакие парламенты, учредительные собрания, совещания и прочая многоголосица не смогут вывести человечество из тупиков и болот, потому что тут речь идет не о выяснении того, что уже есть, а о прозрении в то, чего ещё нет. Требуется лицо, обладающее интуицией будущей культуры, лицо пророческого (склада). Это лицо, на основании своей интуиции, ПУСТЬ и смутной, должно ковать общество. Ему нет НЕОБХОДИМОСТИ БЫТЬ ни гениально умным, ни нравственно ВОЗВЫШАТЬСЯ над всеми, но необходимой ... гениальная воля, - воля, которая стихийно, МОЖЕТ БЫТЬ даже не понимая всего, что она делает, стремится к цели, еще не обозначившейся в истории.
Как сурогат такого лица, как переходная ступень истории появляются деятели вроде Муссолини, Гитлера и др. Исторически ПОЯВЛЕНИЕ их целесообразно, поскольку отучает массы от ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО образа мышления, от партийных, парламентских и ПОДОБНЫХ предрассудков, поскольку дает намек, как много может сделать воля. Но подлинного творчества в этих лицах все же нет, и надо думать, они - лишь первые попытки человечества породить героя. Будущий строй нашей страны ждет того, кто, обладая интуицией и волей, не побоялся бы открыто порвать с путами представительства, партийности, избирательных прав и прочего и отдался бы влекущей его цели. Все права на власть ..., избирательные, (по назначению) - старая ветошь, которой место в крематории. На созидание нового строя, долженствующего открыть новый период истории и соответствующую ему новую культуру, есть одно право - сила гения, сила творить этот строй. Право это, одно только не человеческого происхождения, и потому заслуживает название божественного. И как бы ни назывался подобный творец культуры - диктатором, правителем, императором или как-нибудь иначе, мы будем считать его истинным самодержцем и подчинятся ему не из страха, а в силу трепетного сознания, что пред нами чудо и живое явление творческой мощи человечества.
В основу государственного строя должно быть положено самое решительное отделение государственной политики, как определенной формы глсударства в целом, от конкретного(проявления) отдельных сторон и областей (жизни), составляющих содержание ОБЩЕСТВА...
... всякий район ДОЛЖЕН творить свои ценности, нужные всему государству. И нивелировать эти возможности значит лишать великое государство смысла его существования... (с.98)
... Весь аппарат управления как общегосударственного, так и частного ФОРМИРУЕТСЯ сверху вниз, а не снизу вверх. Таким образом это есть назначение должностных лиц, а отнюдь не их выборы...
... Дети ... должны как можно дольше оставаться детьми. В школе на первом месте должно быть поставлено воспитание. Привычка к аккуратности, к точности, к исполнительности, физическая ловкость ... во всех действиях, взаимное уважение, вежливость, уважение к высказываниям и чувствам товарища, привычка не рассуждать о том, чего не знаешь, критическое сознание границ своих знаний, половая чистоплотность на деле, не на слове, выполнение своего долга, преданность государству, интерес к порученному делу, наблюдательность, вкус к конкретному, любовь к (с.100) природе, привязанность к своей семье, к (школе), к товарищам, отвращение к хищническому пользованию природными богатствами, и т.д. - таковы элементы, внедрением которых надлежит заботиться первым делом. Образование должно строиться на принципе "не многое, а много". Учащиеся должны овладеть методом, точностью мысли, вкусом и доведением знания до конца, разборчивостью вкуса. Им необходимо хорошо усвоить некоторые лучшие образцы литературы ..., получить представление, что есть великое искусство - в музыке, в живописи, в архитектуре..., стихия классического мироощущения ... должна стать доступной...
... Высшие учебные заведения тоже следует распределить по возможности по всей стране. Это повысит общий культурный уровень страны,... (с101).
... Единица общества есть семья, а не индивид... (с.106).
...Разговор об интервенции может быть полезен также и внутри страны, как в целях агитационных, так и в профилактических, поскольку слухом об участии Германии в оккупации нашей страны можно было бы в значительной мере подавить попытки к ... выступлениям.
1933.III.16.
("Литературная учёба", 1991, № 3, май-июнь, с. 96-111)
Комментариев нет:
Отправить комментарий