17 Тамуза – день, когда Моисей спустился с горы и разбил Скрижали.
С одной стороны, это день поста и траура, и в этот день также произошло много других несчастий. С другой стороны, разбиение Скрижалей – это совершенно необходимая вещь в процессе Дарования Торы. Потому что в момент исходного Дарования Торы, в Шавуот, человек лишается свободы выбора: это настолько абсолютное и тотальное открытие Бога, что после этого нет никакой свободы, человек не может выбирать, он может только выполнять.
Поэтому совершенно необходимо, чтобы после Дарования Торы в Шавуот Моисей поднялся на гору, а у людей было некоторое время передохнуть, отойти от этого, сделать ошибки и создать Тельца.
Разбиение Скрижалей – это разбиение тотальной истинности, потому что тотальная истина лишает свободы выбора. Слишком близкий контакт с тотальной истиной – это тоже форма смерти. И поэтому на Синае люди в каком-то смысле умирают: «От них отлетела душа, и только потом вернулась».
Смерть отличается от жизни именно тем, что смерть это отсутствие свободы, а жизнь это наличие свободы. А жизнь, как наличие выбора, обязательно должна иметь в себе неопределенность, неточность, возможность нарушения и неправильности. Абсолютая истина обязательно должна быть разбита.
В этом смысле продвижение Божественного Света к человеку включает в себя как необходимую часть также и грех Тельца, и разбиение Скрижалей, и потом получение вторых Скрижалей, которые являются уже совместным человеческо-Божественными (а не чисто Божественными). Когда Моисей должен был сам вытесать вторые Скрижали, а Бог только на них написал заповеди – то Божественное письмо идет по человеческой основе, и тогда оно не столь тотально. И поэтому несовершенство творения является необходимой частью жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий