Антикультурная установка связана с бесчеловечным отношением к другим.
Существует три вида бесчеловечного отношения. В основе первого вида отношения лежит идея, что зло присуще либо самой природе человека. В основе второго вида – превращение другого человека в вещь или объект. В основе третьего вида – полное игнорирование какой-либо значимости человека даже как врага или как вещи. Он просто пустое место. Это отношение я так и буду называть – исключение из своей реальности. Оно ведет к отрицанию права на существование.
Архаичный российский империализм был основан на жесточайшем угнетении народов, но сами народы не воспринимались как враги. То есть здесь преобладало отношение к людям как к вещам.
Советский империализм положил в основу своей идеологии классовую борьбу. Зло приписывалось человеку по его социальной природе, и на этом формировалось к нему отношение как врагу.
Однако нынешний вариант империализма в России иного рода. Он характеризуется стремлением к бесцельному уничтожению, даже когда для империи в этом нет ни выгоды, ни смысла.
Люмпен – это такой человек, который ориентируется не на ценности, а на близлежащие потребности. Он отождествляет себя с тем, кто обладает большей силой, отказывается от своей индивидуальности и таким образом адаптируется в обществе. Люмпена пугает сложность мира, и он поддерживает тех, кто несет разрушение, поэтому люмпены в России не просто поддержали власть, а полностью отожествились с некроимперской сущностью власти.
Люмпены есть везде, во всех странах, почему именно в России этот фактор стал решающим?
Очевидно, он как-то связан с антикультурной установкой собирания земель.Однако имперское сознание было характерно не только для России, но и для других стран. Значит, тут дело не просто в имперском сознании, а в конкретном виде отношений, сопровождающих имперское сознание, а именно, в исключении из своей реальности. Однако такое отношение встречается во всех обществах, но именно в России оно столь широко распространено практически везде.
Не только рядовые адепты, но даже духовные лидеры других конфессий в России – протестантизма, вайшнавизма, ислама, морально поддерживают войну даже ценой раскола со своими единоверцами в Украине. Иначе говоря, они просто исключили своих единоверцев в Украине из своей реальности, перестали их воспринимать в сфере своего личностного бытия.
Эта установка исключения из своей реальности распространена не только в среде гопников, но и в среде интеллигенции, государственных служащих, священнослужителей, поэтому существуют и люмпен-интеллигенты, и люмпен-православные, и люмпен-вайшнавы, которые поддерживают преступные действия России в Украине. При этом узурпировавшие власть некроимпериалисты превратили люмпенов в привилегированную прослойку, и все, кто не люмпен, снимаются с должностей, увольняются с работы, вытесняются из страны.
С другой стороны, весь мир помогает Украине. Это означает, что формируется общечеловеческая культура, которая способствует преодолению этой актикультурной установки исключения из своей реальности.
От угрозы, которую несет непредсказуемая власть, отстраниться невозможно. Чтобы примириться с таким страхом, возникает стремление наделить действия властей каким-либо понятным рациональным смыслом. Чем более жестокий правитель, тем более добрым и заботливым он воспринимается людьми, жизнь которых зависит от его произвола.
Западные политики исходили из того, что люди творят зло ради выгоды. С этой точки зрения Путину не выгодно уничтожать мир. Если ему показать, что выгоднее жить в мире и торговать, то это решит все проблемы. На самом деле люди часто поступают вопреки тому, что им выгодно. Человек может самоопределиться независимо от внешних обстоятельств не только к добру, но и ко злу. Попробуем представить себе такое некрофилическое мировосприятие, в котором чем больше жертвуешь другими людьми, тем больше наполняешься собственной значимостью. Ценность жизни погибших конвертируется в самооценку того, по чьей вине они погибли.
Чтобы понять, почему человек выбрал зло, нужно определить, на каком уровне он выбрал: на уровне реакции на ситуацию под воздействием эмоции и страстей, на уровне жизненной позиции в соответствии с эгоистической мотивацией, на уровне мировоззрения под влиянием воспитания и пропаганды или же на экзистенциальном уровне, на котором определяется отношение к жизни в целом. От самоопределения на экзистенциальном уровне зависит то, как человек самоопределяется на всех других уровнях.
Поддержка войны против Украины также может быть обусловлена выбором зла на психологическом, социальном или идейном уровне. Массу населения, поддерживающую войну, можно уподобить комете. Маленькое твердое ядро составляют русские фашисты, которые осознанно выбрали зло. Они были бы фашистами в любом обществе и не зависят от путинской пропаганды. В любой ситуации и по любым вопросам они последовательно выбирают то, что несет большее зло, и по убеждению поддерживают террор и массовые убийства. Наиболее яркую часть хвоста кометы составляет масса людей которая примыкает к тем, кто поддерживает зло, потому что они сильнее. Они ненавидят Украину до тех пор, пока такая установка власти. Если власть сменится, то они тут же забудут про существование Украины. Это приспособленцы, которые научились менять свои убеждения в зависимости от того, что им выгодно. И, наконец, менее яркая, но самая большая часть хвоста кометы – это накаченная ненавистью аморфная масса населения. Она не имеет никаких убеждений и лишь эмоционально реагирует на телевизионную картинку. Стоит по телевизору перестать показывать Украину, и они думать забудут про нее.
Все люди разные, но почему они именно так распределяются в ситуации выбора зла? Если скажем, что случайно или потому что их так убедили или обманули, то это будет противоречить тому что мы видим. Если человек приспособленец, то никакими доводами не сделать его идейным, но как только ситуация изменится, он все равно предаст свои убеждения. То есть позиция приспособленца полностью зависит от ситуации, но сам факт, что он приспособленец, от внешней ситуации не зависит. Это – результат его внутреннего самоопределения. Быть приспособленцем, идейным злодеем или неосознанной личностью, растворившейся в своих спонтанных реакциях – это внутренняя позиция, которая не зависит от внешних обстоятельств.
Если эта внутренняя позиция, на основе которой человек выбирает зло, определяется не внешней ситуацией и не самой природой человека, то остается одно – экзистенциальное самоопределение, то есть такое самоопределение к своему существованию и к жизни в целом, которое предшествует тому, как человек определяется к конкретным ситуациям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий